Александр Колесников. Фото: личный архив
В ночь на 1 февраля в петербургском отделе полиции инспектор ДПС при задержании сломал руку оперативнице угрозыска. Оба сотрудника находились при исполнении, но, несмотря на это, вели себя друг с другом довольно несдержанно, за что уже на следующий день были уволены из органов. Полицейские телеграм-каналы при освещении этого инцидента заняли противоположенные позиции. «Медиазона» попыталась разобраться, на чьей все-таки стороне в этом конфликте российские силовики.
«Отношения внутри МВД во всей красе», — так начинается сообщение телеграм-канала «My police» об избиении при задержании оперативницы уголовного розыска в Петербурге. Потасовка между Аленой Юдиной и инспектором ДПС Александром Колесниковым произошла в ночь с 31 января на 1 февраля.
Издание «Бумага» со ссылкой на источник в правоохранительных органах сообщает, что изначально конфликт начался на парковке, куда Колесников и его коллега Дмитрий Перенюк приехали на служебном автомобиле вместе с задержанным. Оперативнице Юдиной якобы не понравилось, как они припарковались, за это девушка несколько раз оскорбила сотрудников.
Остальные события разворачивались в 37 отделе полиции Василеостровского района, видео инцидента опубликовало петербургское издание 47news. На нем оперативница в гражданском и сотрудник ГИБДД сначала разговаривают на повышенных тонах, требуя друг у друга документы. Девушка говорит собеседнику, что «она опер» и звонит кому-то по телефону, в то время как гаишник грозится написать рапорт об оскорблении сотрудника.
«Стоит с наручниками, я вообще в шоке, — возмущенно говорит в трубку она, после чего кричит на собеседника, который пытается ее перебить. — Рот закрой!». Колесников обещает не отходить от нее, пока та не покажет ему удостоверение «в открытом виде». В ответ оперативница с силой толкает мужчину в грудь. «Зафиксировано! — он победно поднимает вверх указательный палец левой руки и обращается к напарнику, — держи ее!». Оперативница пытается уйти, но сотрудники ДПС преграждают ей путь.
Следующий кадр — камера падает на пол, но продолжает на боку снимать как все та же сотрудница спиной налетает на окошко с надписью «Дежурная часть», а споривший с ней гаишник силой кладет ее на пол. В момент, когда сотрудник ДПС пытается завести задержанной руки за спину, раздается ее истошный крик.
Уже утром 2 февраля региональное управление СК сообщило, что против 34-летнего Александра Колесникова возбуждено дело о превышении должностных полномочий. По версии ведомства, силовик толкнул руками в грудь 24-летнюю Алену Юдину, из-за чего она ударилась спиной и головой о стену. Затем Колесников повалил девушку на пол лицом вниз и завел руки за спину, сломав пострадавшей левую плечевую кость.
Как говорится в релизе, Колесников задержан, меру пресечения ему еще не избрали. Будет ли привлечен к ответственности его 25-летний напарник Дмитрий Перенюк, участвовавший в задержании Юдиной, СК не уточнил.
Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин потребовал доложить ему об обстоятельствах конфликта между полицейскими. После этого стало известно, что всех участников потасовки «после проведения проверки» уволили из органов. По данным телеграм-канала SHOT, Колесников написал на Юдину встречное заявление, попросив привлечь ее к ответственности за публичное оскорбление представителя власти.
Судя по служебной сводке, которую опубликовал 2 февраля телеграм-канал «Оперативный обзор», все трое участников конфликта оканчивали Санкт-Петербургский университет МВД. И если Колесников выпустился в 2011 году, то Юдина и Перенюк — в 2020-м. «То есть не знать друг друга они не могли», — рассуждает в разговоре с «Медиазоной» администратор каналов «Оперативный обзор» и «Омбудсмен полиции» Семен Фищук, в прошлом сотрудник МВД Ростовской области.
Он называет эту историю глупой и замечает, что официальные паблики МВД ее никак не освещали. Зато телеграм-каналы, в первую очередь полицейские, судя по риторике, разделились на два лагеря: одни за сотрудников ДПС, другие — за оперуполномоченную Юдину.
Так, паблик «Дорожный инспектор» написал, что о Колесникове в СМИ раньше неоднократно публиковали «положительные истории». Например, в июне 2020 года он вернул 150 тысяч рублей петербуржцу, в апреле 2021 года помогал тушить пожар, а в декабре того же года спас мужчину от потери крови. При этом 24-летнюю Алену Юдину паблик назвал «звездой» и «девочкой», утверждая, что «по некоторым данным», она — дочь бывшего начальника ОМВД по Бокситогорскому району Ленинградской области. На сайте отделения действительно указан сотрудник Александр Юдин, он действующий замначальника ОМВД.
Телеграм-канал издания Readovka назвал Колесникова «обиженным гаишником, подравшимся с девушкой-опером», а канал «ОПЕР слил» предложил «сломать руки гайцам и разойтись с миром».
«Или упаковать их по 286 [статье], чтоб знали, как на оперов руки поднимать, — говорится в сообщении канала. — Справились с бабой. Теперь гордиться собой могут».
Юдина «уже за первый толчок инспектора должна была лечь личиком в пол», рассуждает телеграм-канал «My_police (Полиция МВД)». «Вполне возможно что попала "коса на камень", но в этой ситуации у девочки явно искаженное понятие о своем статусе и нервы не к черту» — пишут в паблике.
Администратор этого сообщества Кирилл в разговоре с «Медиазоной» подтвердил, что в этом конфликте он на стороне сотрудников ДПС. Он заметил, что в его паблике комментаторы также высказывают полярные мнения.
«Видно, что она [оперативница] применяет силу к сотрудникам [первой], — говорит он. — Но, если наблюдать по комментариям, сотрудники делятся на два лагеря: опера идут за оперов, а гаишники объясняют, что имели право требовать от девушки уважения, даже если она сотрудник».
Полковник полиции в отставке Алексей Трифонов считает, что в конфликте «виноваты все», так как сотрудники в ту ночь находились при исполнении служебных обязанностей. По мнению Трифонова, из-за обоюдных ошибок вся ситуация «выглядит сюром на потеху гражданским», ведь Юдиной следовало написать рапорт на сотрудников ДПС, а гаишникам — не задерживать оперативницу, а лишь установить ее данные.
«Юдина ни в коем случае не должна была поднимать руку на инспекторов, — говорится в посте телеграм-канала экс-полицейского. — Тут она явно переборщила. <…> Сотрудники ДПС повели себя в этой ситуации также не совсем адекватно. Да и не по-мужски. Они не имели права препятствовать проходу Юдиной в помещение и уж тем более задерживать ее, применяя физическую силу. Хотели написать рапорт на неадекватное поведение Юдиной? Пишите. Зачем ломать девочку. Установить ее данные в ходе служебной проверки не составило бы никакого труда».
Публикация видеозаписи конфликта могла быть выгодна сотрудникам 37 отдела полиции «для формирования общественного мнения», считает администратор каналов в телеграме Семен Фищук.
«Потому что первое [опубликованное] видео было, где они ее просто ломают, — рассуждает он. — А потом уже кто-то слил еще одно видео небольшое, где она по лицу его бьет первая. Да, конфликт словесный был, но именно удар, получается, она первая нанесла. Вот "ВЧК-ОГПУ" — достаточно популярный силовой [канал], но это эфэсбэшники. Они сразу же гаишников стали… Ну, против них мнение формировать».
Фищук полагает, что в отделе «могли перепугаться за свои мягкие места», потому что даже действия дежурного смены по протоколу были некорректны. «Конфликт разросся, это ЧП вообще-то: руку сотруднику сломали, — говорит он. — В ночное время, когда наряды заступают, по идее, дежурный — главный. Все наряды подчиняются дежурной схеме. Они допустили это, а должны были урегулировать этот конфликт».
Между сотрудниками ГИБДД и полицией существует давняя неприязнь, продолжает администратор телеграм-канала и бывший полицейский: «Давайте начнем с того, что есть поговорка: "мент гаишнику не кент", — говорит он. — Полк ГИБДД просто заступает в район, у них отдельное начальство — короче, это отдельная кухня. Но здесь все очень глупо вышло. Нас как учили: есть сотрудник полиции, девочка или мальчик — нет разницы, требования ко всем одинаковые, кроме физкультуры».
Вечером 2 февраля паблик «My_police (Полиция МВД)» опубликовал пост под названием «Обращение Александра Колесникова. Инспектора ДПС, которого сейчас делают виноватым в ситуации с девушкой-опером». В голосовом сообщении, якобы записанном Колесниковым, мужчина с похожим голосом говорит, что опубликованное видео конфликта было смонтировано и на нем есть только развязка, хотя «началось все задолго, еще на улице». «Я ничьей крови не хочу, но если меня пойдут гасить, я пойду по [статьям] 318, 319, 19.3 [КоАП], по хулиганству…» — отметил он.
«Мне как мужчине, ну… Не то, чтобы стыдно, мне грустно, наверное, что все так сложилось во время применения загиба руки за спину. То ли она дернулась, то ли… Это реально трагическая ситуация, что девочка получила такие страдания. По-женски она действительно этого не заслуживала», — отметил мужчина, но добавил, что свои действия считает полностью правомерными и обоснованными.
Редактор: Мария Климова