Болельщики ЦСКА во время фаер-шоу на матче чемпионата России по футболу между командами ЦСКА и «Зенит». Фото: Олег Бухарев / ТАСС
Вечером 28 ноября московский футбольный клуб ЦСКА на домашней ВЭБ-Арене проиграл петербургскому «Зениту» со счетом 0:2. В конце матча болельщики ЦСКА зажгли файеры.
Из-за пиротехники полицейские на несколько часов перекрыли выход целому сектору. Зрители — в том числе и с детьми — несколько часов стояли на морозе; затем больше 400 человек развезли по ОВД и выпустили глубокой ночью.
«Медиазона» рассказывает о событиях этого вечера и о реакции на скандал властей и спортивного сообщества.
Вечером 28 ноября на ВЭБ-арене состоялась очередная игра Российской премьер-лиги (РПЛ): московский ЦСКА встречался с петербургским «Зенитом». Примерно на 80-й минуте матча болельщики ЦСКА зажгли два десятка файеров.
Пиротехника горела около трех минут, но из-за нее полицейские в полной боевой выкладке перекрыли выход целой трибуне — и задержали всех болельщиков с этого сектора.
«Когда файеры непосредственно зажгли, я сразу понял, как это обычно бывает, что какое-то время не будут выпускать с трибуны — будут держать, пока не установят лиц, которые зажигали», — рассказывает «Медиазоне» 25-летний болельщик Никита. — Когда это раньше происходило, эти минут 20-30 все равно остаешься на секторе, а потом выпускают по одному-два человека, колонной небольшой. И стоят люди с ориентировками, смотрят на лица. И вот тут такая же ситуация повторилась, только на этот раз людей не выпускали минимум два часа».
На секторе находились женщины и дети, рассказывает Никита — поначалу полиция отказалась отпускать даже их: «Рядом со мной стоял какой-то мальчик лет пяти с папой, мальчик весь дрожал уже — ну естественно, когда на стадионе находишься третий час подряд на открытом воздухе, становится холодно». Через час выпустили семьи, а через два часа после матча остальных начали выпускать небольшими группами по 15-20 человек раз в десять минут.
Одна из групп задержанных направилась в автозаки, распевая «Катюшу».
«Выходила на берег Катюша — на высокий берег на крутой» — пели молодые мужчины в темных куртках, проходя мимо бронированных силовиков в защитных шлемах и форменных меховых шапках.
«Где-то спустя два с половиной часа мы с женой смогли выбраться с этого сектора. В подтрибунке было очень много полиции, были кордоны — и надо было идти в определенном направлении. Моей жене сказали, что ей можно идти, выйти из кордона, а мне нужно идти дальше. Дальше нас вывели в подтрибунное пространство, где было очень много полиции, все в касках, бронежилетах, человек 200, наверное», — рассказывает Никита.
После этого группу, с которой вышел собеседник «Медиазоны», без объяснения причин погрузили в автозак: «Не объяснили наши права, за что задержали, ничего такого не было. Я спросил, куда нас везут, тоже ничего не сказали. Привезли в ОВД «Беговой», выгрузили там десять человек и остальных повезли в ОВД «Савеловский», в том числе меня. Мы приехали туда около часу ночи, а выпустили — в полчетвертого утра».
По словам Никиты, полицейские вели себя грубо: «Обращение было, как будто мы какие-то опасные преступники. Все, кто был в моем автозаке, ничего не жгли. Мы купили билеты, пришли на футбол, нас задержали. При этом с нами было пренебрежительное обращение, у всех начали откатывать пальцы — у всех, кого забрали, у всех пальцы откатали. Я там был последним, я отказался, сослался на закон «О полиции»; мне сказали: «Хорошо, тогда будешь сидеть до утра, потом разберемся с тобой». Сотрудники все время созванивались с кем-то по громкой связи, и им рассказывали, что делать.
«Сначала им сказали по конф-коллу, что всех нужно оформлять по 20.31 КоАП. Когда всем откатали пальцы, кроме меня, сказали, что те, кто раньше не привлекался по 20.31, всех отпустят. Начали отпускать, ко мне еще раз подошел сотрудник, спросил: если я отказываюсь, меня не отпустят. Поэтому я тоже согласился, мне утром на работу надо было, да и как бы не очень хорошая перспектива еще и работу потерять», — говорит молодой человек.
Еще один болельщик с этого сектора, попросивший «Медиазону» об анонимности, тоже рассказал о массовой «откатке пальцев» и угрозах. Его после матча доставили в ОВД «Ховрино».
«Если после беседы соглашался на пальцы, это ускоряло процесс освобождения. Я отказался, сказали ждать. Уже где-то в 3-3:30 повторно завели в комнату. Там было трое и было психологическое давление. Стоишь, они втроем сидят: опер с футбола и двое с отдела, в штатском и в форме. Как зовут, где живешь, жег или не жег, переодевался ли на секторе. "Давай, откатай пальцы и свободен". Начинаю объяснять, что не хочу, и тут начинается: "А чего боишься, просто так соберем и все". Сказал, что по закону имею право отказаться, на что было сказано: "Мы тебя не пугаем, просто составим протокол по 20.31, а дальше в суде будешь рассказывать, что ты делал, а что нет. Повторюсь, мы тебя не пугаем".
Я еще раз отказался. Тогда они дали команду отвести в камеру, собрать шнурки, вещи и так далее. По пути был вариант передумать. Я когда увидел эти камеры, это просто дичь: спят какие-то синеботы, вонь жуткая. Ну и сломали меня. Сдал пальцы, четыре фото: по два профиля анфас и под углом. Отпустили в 4:30 утра».
Оба собеседника «Медиазоны» соглашаются: акция с файерами не представляла угрозы, а неприятности болельщикам доставила полиция. «Спортс.ру» со ссылкой на самих полицейских на стадионе пишет, что всего задержали 408 человек.
Скандал на матче ЦСКА-Зенит проходит на фоне кампании по подавлению фан-движения: власти вводят «паспорта болельщика» или Fan ID, и ужесточают правила посещения матчей.
Как правило, файера — это повод для задержания, административного дела и запрета на посещение игр, однако в июне 2020 года полиция отреагировала на фанатов жестче, чем обычно: из-за того, что болельщики «Спартака» зажгли пиротехнику и перекрыли дорожку, провожая любимую команду, возбудили уголовное дело о хулиганстве.
Примечательно, что почти 10 лет назад — в 2013 году — встреча «Зенита» с ЦСКА окончилась точно так же: петербургская команда выиграла со счетом 2:0, а фанаты устроили огненное шоу.
Тогда файера жгли болельщики «Зенита»; петербургская полиция не стала устраивать массовые задержания, а каких-либо упоминаний об административных или уголовных делах «Медиазоне» найти не удалось.
Утром 29 ноября МВД опубликовало пресс-релиз. Полиция не подтвердила, но и не опровергла информацию о количестве задержанных. В заявлении сказано, что на болельщиков составили 51 протокол. Только 14 из них касались пиротехники, остальным вменили распитие алкоголя на стадионе, мелкое хулиганство и уклонение от исполнения административного наказания.
МВД подчеркнуло, что ВЭБ-арена допустила нарушения: «Не проводилась видеосъемка секторов, на которых находились наиболее активные болельщики».
Неработающие камеры упоминал в беседе с РИА «Новости» и глава РПЛ Ашот Хачатурянц: «[Полицейские] действовали по ситуации угрозы жизни и здоровью граждан, поэтому так жестко. Сейчас органы разбираются с классом фаеров и дымовых завес. Плюс есть проблема с камерами». Позже Хачатурянц добавил: камеры отключились в результате «спланированной хакерской атаки».
При этом источник «Матч ТВ» утверждал, что силовики и РПЛ знали о пиротехнике заранее. «[МВД и РПЛ] теперь решают несколько вопросов: почему не работали камеры видеонаблюдения, как фанаты пронесли столько пиротехники мимо стюардов и полиции, и не было ли с их стороны закладки на стадионе с вечера, а если была, кто им помогал», — говорил изданию собеседник, знакомый с работой оперативной группы на матче.
«Хотелось бы уже услышать руководство ЦСКА. Вы знали о том, что будет пиро-шоу? Вы контролируете периметр стадиона и несете ответственность за то, что там происходит? Почему никто из руководства не пришел к болельщиками и не помог им делом на месте вчера?», — задается вопросами топ-менеджер «Матч ТВ» Василий Конов в своем телеграм-канале.
Реакцией и поведением самого клуба недоволен не только Конов. В ночь на 29 ноября, спустя три часа после случившегося — в момент, когда последние автозаки развозили замерзших людей по отделам — ЦСКА опубликовал заявление: «Мы осуждаем тех, кто совершил эти противоправные действия, но в то же время считаем, что невиновные страдать не должны».
Комментарий заместителя генерального директора ЦСКА по безопасности Ивана Уланова выглядел еще более странным: когда журналисты Матч-ТВ дозвонились ему около 12 часов ночи, он сказал: «Я болельщиками не занимаюсь. Отвечаю ли я за безопасность? Отвечаю. Я не знаю, почему задерживают болельщиков, спросите у полиции». Впрочем, клуб пообещал бесплатную юридическую консультацию всем пострадавшим болельщикам.
Позиция ЦСКА по отношению к собственным фанатам выглядит жестко даже на фоне заявления самой РПЛ: «Понимаем, что присутствие правоохранительных органов на стадионах по умолчанию направлено на обеспечение безопасности и пресечение противоправных действий, в том числе использование пиротехники. Однако вместе с тем считаем, что в случае с инцидентом на "ВЭБ Арене" меры, предпринятые полицией, очевидным образом нарушили комфорт и поставили под угрозу здоровье людей. С сожалением констатируем, что подобные события крайне негативно влияют не только на имидж РПЛ, но и всего российского футбола в целом».
В поддержку фанатов ЦСКА выступили другие футбольные объединения. Все они сходятся в одном: уровни контроля за болельщиками — Fan ID, который планируют ввести в скором времени, камеры с распознаванием лиц, клубные карты — позволяют следить за трибунами чуть ли не ежесекундно, а массовые беспричинные задержания — это произвол.
«По массовым задержаниям после матча ЦСКА и "Зенита" можно только с сожалением отметить, что персональная ответственность (которую нам обещали с камерами, именными абонементами и fanID) остается пустым звуком.
Массовые беспричинные задержания людей, внезапно неработающие камеры, отсутствие нормальных условий при задержании в 2021 году в Москве, видимо, являются нормой для полиции и РПЛ. Но не являются нормой для нас», — говорится в телеграм-канале «Фратрии», крупнейшего объединения болельщиков «Спартака».
«Весь стадион утыкан камерами с распознаванием лиц, у большинства фанатов есть клубные карты и абонементы. Вопрос: Если вы можете достать людей дома — зачем держать их на холоде, а после сотнями упаковывать в автозаки?!» — вторит «Фратрии» спартаковское объединение Supporters Group.
Следующий после ЦСКА—«Зенита» матч РПЛ проходит в Уфе: с местной командой играет «Спартак». Проходя на трибуны, болельщики «Спартака» зарядили кричалку «Футбол для фанатов, а не для мусоров», к их сектору подъехал ОМОН и автозаки.
Редактор: Дмитрий Трещанин