Виолетта Грудина. Фото: телеграм-канал «Грудина напишет»
Мурманской активистке и бывшему координатору штаба Навального Виолетте Грудиной 10 ноября предъявили обвинение по статье о нарушении санитарно-эпидемиологических правил. По версии СК, девушка, у которой диагностировали коронавирус, подвергла угрозе массового заражения жителей Мурманска, посещая «Макдональдс» и «Пятерочку». Сама активистка вину не признает и называет дело политическим.
Виолетта Грудина — одна из самых известных политических активисток Мурманска и бывший координатор местного штаба Навального. В начале апреля 2021 года Грудина объявила о своем выдвижении на выборы в городской совет депутатов.
С этого момента Грудину преследуют неприятности, которые сложно списать на совпадение: помещение штаба взламывали и обстреливали, а волонтеров постоянно задерживала полиция. Грудина при этом продолжала участвовать в политической жизни города. 21 апреля она пришла на митинг в поддержку Навального, за что получила штраф 75 тысяч рублей. А в начале июля против Грудиной возбудили уже уголовное дело по статье о нарушении санитарно-эпидемиологических правил, создавшем угрозу массового заболевания людей.
Против оппозиционных политиков эту статью стали применять после январской акции в поддержку Алексея Навального. Обвиняемыми по «санитарному делу» стали многие сторонники Навального, муниципальные депутаты, участницы Pussy Riot и брат политика Олег Навальный. По версии следствия, обвиняемые с 18 по 23 января публиковали посты с призывами участвовать в митинге и в результате в центр Москвы съехались люди, которые должны были находиться на карантине из-за коронавируса. Фигуранты дела получили наказания, связанные с ограничением свободы.
Виолетта Грудина никаких призывов к акциям в поддержку Навального не публиковала — но ее обвинили в том, что она несколько раз выходила из дома и появлялась в общественных местах при наличии положительного ПЦР-теста на коронавирус.
О заражении ковидом ее смс-сообщением уведомил региональный Роспотребнадзор 27 июня, через два дня после того, как она обратилась за медпомощью в Мурманскую городскую поликлинику.
«Тест от 26.06 положительный; вы и проживающие с вами обязаны соблюдать режим самоизоляции в течение 14-ти дней со дня контакта», — говорилось в смс. Следствие при этом настаивает, что бравший у девушки образцы для ПЦР фельдшер предупредил о необходимости сидеть дома в случае положительного результата.
По словам Грудиной, на самом деле врач ни о чем таком с ней не говорил. «Он пробыл у меня пять минут, он был без СИЗов, взял у меня тест на корону, повозился, половину материала оставил у меня дома, и ушел. Вы думаете, у него было какое-то время со мной профилактическую беседу провести? Абсолютно нет», — рассказывает «Медиазоне» Грудина.
В СК утверждают, что после получения смс Грудина несколько раз выходила на улицу и появлялась в общественных местах. В первый раз это случилось 28 июня, когда девушка якобы «проследовала» из квартиры на Кольском проспекте до дома на Северном проезде, побывав при этом в двух подъездах.
«Своими умышленными действиями Грудина в вышеуказанный период времени, являясь носителем инфекционного заболевания (COVID-19), которое передается воздушно-капельным путем, реализуемом при кашле, чихании и разговоре на близком расстоянии (не менее 2 метров). Понимая общественно-опасный характер своих действий и наступления общественно-опасных последствий, относясь легкомысленное и безразлично к их наступлению, создала реальную угрозу массового заболевания людей», — так интерпретировали следователи действия активистки в СК.
Следователи добавили, что люди, с которыми Грудина гипотетически могла столкнуться в подъезде, впоследствии могли заразить «иных граждан города Мурманска».
СК также обвиняет Грудину в том, что она могла заразить коронавирусом еще и мастера «Ростелекома», который пришел к ней 4 июля настраивать интернет. А тот, в свою очередь, мог инфицировать клиентов и сотрудников компании. Также Грудиной приписали появление у сувенирного магазина, на автобусной остановке, в «Макдональдсе», «Пятерочке» и «иных общественных местах». Это, по версии следствия, произошло 5 июля.
«Во-первых, я никуда не заходила. Меня там не было, я там не находилась. Если кто-то там и был, то это, возможно, похожий на меня человек. В указанные даты в перечисленных следователям местах я не находилась», — объясняет Грудина.
Первые симптомы заболевания у Грудиной появились 19 июня, и через 14 дней она решила, что срок самоизоляции истек — экспресс-тесты, который Грудина делала в тех числах, показывали отрицательный результат, а симптомов не наблюдалось. На это указывает и ее адвокат Владислав Жейнов.
В середине июля Виолетту Грудину принудительно госпитализировали в ковидный госпиталь по решению суда. Она считает, что это сделали, чтобы помешать ее предвыборной кампании. В знак протеста девушка объявила голодовку. В госпитале Грудину продержали до 2 августа. В итоге мурманский избирком отказался регистрировать кандидатуру активистки.
Активистка считает, что и госпитализация и появившееся уголовное дело по 236 статье УК — это попытка исключить ее и политической жизни города. Вину Грудина не признает.
«Что касается самой сути обвинения, то оно далеко от здравого смысла и не соответствует фактическим обстоятельствам, — говорит "Медиазоне" адвокат Владислав Жейнов. — И пусть господа докажут, что она куда-то выходила, и что это была именно она». Жейнов также ссылается на то, что его подзащитная уже была здорова к тому моменту, когда ее якобы заметили в общественных местах.
Редактор: Дмитрий Трещанин