Кадр с камеры видеонаблюдения
Василий Вайсенберг из движения наблюдателей «Голос» после угроз переехал из Москвы в Нижний Новгород, но там к его двери приклеили записку с новыми угрозами — и две гвоздики, как на похоронах. Пока полиция ведет проверку, Вайсенберг опубликовал видео, на котором хорошо видны двое мужчин, заходивших в подъезд в день инцидента. У одного из них из портфеля торчат два цветочных стебля.
В Нижнем Новгороде камеры в подъезде дома, где живет эксперт движения наблюдателей «Голос» Василий Вайсенберг, засняли двух мужчин, которые, предположительно, прикрепили к его двери лист бумаги с угрозами и две гвоздики.
Эксперт «Голоса» рассказал «Медиазоне», что, обнаружив на своей двери два цветка и записку, он обратился в полицию. После этого дверь осмотрела следственная группа, однако проверку все же поручили участковому. Тогда наблюдатель самостоятельно получил в жилищно-строительном кооперативе записи с видеокамер в подъезде.
На видео, датированном 9 апреля, в 15:52 в подъезд заходят двое мужчин в медицинских масках. При этом у обоих на лбы надвинуты кепки, а сверху на головные уборы наброшены капюшоны худи и куртки. На видео, снятом уже внутри подъезда, можно рассмотреть, что один из мужчин одет в черные перчатки; в руках у него портфель, из которого торчат два длинных зеленых стебля, предположительно, гвоздик.
В 15:53 мужчины поднимается по лестнице, а уже в 15:57 спускаются вниз и покидают подъезд. При этом стеблей, торчавших из портфеля, больше не видно.
Вайсенберг рассказал «Медиазоне», что участковый уже видел эти записи, однако «не нашел ничего подозрительного». «Я ему сказал таймкод. Он сказал: "А, ну я еще раз проверю"», — вспоминает наблюдатель свой разговор с полицейским.
Угрозы эксперту стали поступать после публикации его статьи о главе ямальского избиркома Андрее Гиберте. 17 марта на заседании ЦИК Гиберт был в очередной раз рекомендован в новый состав комиссии. На следующий день на сайте движения «Голос» вышла небольшая заметка Вайсенберга, который напоминал, что, согласно декларации, в 2019 году Гиберт заработал 33 млн рублей. Это на три миллиона больше, чем зарплата губернатора региона Дмитрия Артюхова, и в семь раз больше, чем доход коллеги Гиберта из соседней Югры Дениса Корнеева, который заработал за год всего 4,5 млн рублей.
25 марта Вайсенберг рассказал, что неизвестный мужчина позвонил его жене, потребовал удалить статью и принести чиновнику извинения. «Не хочется, чтобы Миша упал с самоката в следующий раз. Вы меня поняли?» — передавал Вайсенберг слова звонившего. В тот день пятилетний сын эксперта Михаил действительно поехал в детский сад на самокате.
«Это выглядело настолько безумно… Я и тогда не считал, что это связано с Гибертом, и сейчас тем более не считаю», — говорит эксперт в разговоре с «Медиазоной». Своими догадками о том, с чем в действительности могут быть связаны угрозы, Вайсенберг делиться пока не захотел.
После этого эксперт вместе с женой пришли к выводу, что ними следят, и решили уехать из Москвы в Нижний Новгород. По словам наблюдателя, они пытались скрыть свой переезд: не сообщали о нем родственникам, поменяли сим-карты и телефоны, не ездили на общественном транспорте и пользовались VPN.
Однако 9 апреля на квартирную дверь Вайсенберга приклеили лист с фразой «Глупо! Далеко на самокате не уедешь», а за ручку засунули две гвоздики.
Вайсенберг говорит, что после того, как дверь осмотрели эксперты, полиция с ним больше не связывалась. В Москве он также обращался в правоохранительные органы по поводу угроз. С ним разговаривал оперативник из управления по округу, но результаты проверки пока неизвестны.
«Мы выходим на улицу только все вместе. Вечером не возвращаемся. Перед тем, как выйти, смотрим в глазок, запираемся на все замки. Более осторожно себя ведем. Я просто не знаю, чем это может закончиться», — рассказывает наблюдатель.
«Была версия, я читал ее у коллег, что я таким образом собираю свою историю для эмиграции… Мне сложно это опровергать, но нет, это не так. Во-первых, потому что у меня достаточно бэкграунда хватает, чтобы спокойно уже уехать. Угрозы и раньше были», — говорит Вайсенберг.
В феврале Нагатинский районный суд Москвы арестовал его на пять суток. Суд счел Вайсенберга виновным в участии в митинге 23 января за освобождение Алексея Навального. Сам эксперт настаивает, что снимал акцию как корреспондент агентства «Закон». На митинге его не задерживали, а протокол составили через две недели.
Год назад в отношении Вайсенберга проводили доследственную проверку. Эксперт рассказал, что на голосовании по поправкам в Конституцию смог проголосовать дважды: онлайн и при помощи бумажного бюллетеня. Однако полиция не нашла в его действиях состава преступления.
В 2015 году Вайсенберг рассказал, что в метро на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Коломенская» на него напал неизвестный, сорвал значок «Голоса» и назвал «иноагентом». «У нас там была небольшая потасовка с ним», — вспоминает эксперт.
«В 2013 году мне и моей коллеге приходили угрозы содержания примерно "Умер Сегалович, ты следующий". Мы до этого с ним вместе работали на выборах в КС оппозиции, если помните, был такой орган», — вспоминает Вайсенберг.
Редактор: Дмитрий Ткачев