Мурад Манапов и Эдуард Атаев. Фото: Штаб Навального в Махачкале
В Дагестане пропали новый координатор махачкалинского штаба Навального Эдуард Атаев и его помощник, активист Мурад Манапов. Атаев перестал выходить на связь через два часа после открытия штаба, Манапов — на следующий день. Это уже вторая попытка сторонников Алексея Навального открыть штаб в Махачкале. Предыдущий координатор Руслан Аблякимов столкнулся в республике с нападениями и угрозами. «Медиазона» поговорила о случившемся с местными журналистами и самим Аблякимовым.
В воскресенье, 11 апреля, в Махачкале официально открыли штаб политика Алексея Навального. Его главой стал 50-летний Эдуард Атаев, а помощником — Мурад Манапов. Подготовка к открытию проходила практически в условиях конспирации.
«Где-то за два дня до мероприятия мне написал в фейсбуке Эдуард Атаев, координатор, позвал на открытие, попросил вообще никому кроме редакции об этом не сообщать, потому что они не хотели, чтобы это предавалось огласке. И сказал, что ближе к делу он мне скажет, куда подойти», — рассказывает журналистка «Кавказского узла» Барият Идрисова.
11 апреля около 10 утра Атаев написал ей, что открытие штаба состоится в 12:00 в махачкалинском микрорайоне Редукторный.
«Проходило это все буквально минут 15 — там был он и его помощник Мурад Манапов, который тоже [позже] пропал. Они были вдвоем. Кроме меня было трое журналистов и фотограф. В таком узком кругу все это происходило. Атаев отвечал на наши вопросы, сказал, что предполагает, что его кандидатуру в качестве координатора одобрили, потому что у него есть большой опыт работы наблюдателем на выборах. Он таковым работает уже лет десять, с 2011-го года. Рассказал, что были сложности с помещением, потому что отказывались предоставлять, когда понимали, что это для работы штаба [Навального]. В итоге они нашли помещение бывшего ателье», — вспоминает Идрисова.
Около часа дня все разошлись, а после 15:00 Атаев перестал выходить на связь.
12 апреля помощник координатора Мурад Манапов успел дать комментарий «Кавказ.Реалии»: «Дни перед открытием штаба были очень напряженными и выматывающими, после самого мероприятия Эдуард сказал мне, что поедет домой отдохнуть, он выглядел уставшим. Попросил его написать, когда доберется домой, но в итоге никто не написал. Сперва подумал, что просто забыл, однако утром телефон был выключен».
По просьбе активистов знакомые Атаева в селе Эндирей, куда он собирался, пришли проверить его дом, но калитка оказалась закрыта на замок.
Днем 12 апреля пропал и сам Манапов.
Активисты обзвонили дежурные отделы полиции Махачкалы — во всех отрицают, что к ним доставили Атаева и Манапова, сообщил «Медиазоне» сторонник Навального Руслан Аблякимов.
Заявление об исчезновении Атаева подал махачкалинец Расул Тажутдинов. «Мы знакомы по активистской деятельности, — говорит он. — Я-то просто своей работой занимаюсь, а так мы на основе наблюдений [на выборах] познакомились. Я с ним был на связи эти дни, его активность отслеживал, чем он занимается, поэтому [раз] он пропал, перестал выходить на связь, соответственно, я ищу человека».
Тажутдинов говорит, что отправил заявление в СК через электронную почту: «Пока ничего не ответили, в течение трех дней, что ли, должны. С Мурадом я тоже был знаком, он также участвовал в выборных движениях. По обоим мы написали заявление. Я не знаю, обращались ли в полицию их родственники, может, они тоже ищут», — говорит он.
Дагестанский юрист Марат Исмаилов рассказал «Медиазоне», что сегодня он лично подал заявление в следственное управление СК по Дагестану. В нем он пишет, что сотрудников штаба Навального могли похитить, чтобы помешать им заниматься общественно-политической деятельностью, и просит возбудить уголовное дело о похищении двух человек.
«Талон-уведомление мне не дали, зарегистрировали как обращение, — говорит он. — Родственников Атаева я не знаю, это вообще ерунда, [что не с кем связаться], у него телефон-то включен, я ему звонил, гудки идут, но он не поднимает. У Марата телефон выключен».
«Мы подключили общественную наблюдательную комиссию и хотели узнать, нет ли их в Центре "Э" или где-то в таких вот местах, но пока у нас нет информации, что они там находятся. Хотя, понятное дело, что там могут просто не сказать. В ОВД их вроде как тоже нет. Есть предположение, что они в управлении уголовного розыска», — рассуждает Аблякимов.
К поискам также подключили адвоката. На вопрос о родственниках пропавших Аблякимов ответил так: «Если ты хочешь заниматься в Дагестане какой-то независимой политикой, то в первую очередь — не смогут на тебя надавить — будут давить на твоих родственников. У Манапова и Атаева каких-то суперблизких родственников нет».
Из телеграм-канала Hinkala.net Аблякимов узнал, что из штаба пропала вся мебель. На видео, опубликованном каналом, показано пустое помещение штаба. Видео сопровождается следующей подписью: «Пишут, что пропал координатор вчера созданного штаба Навального в Махачкале. Но судя по этому видео и штаба то никакого нет. Возникает вопрос — может и Навальный тоже не существует? Прямо пелевинские мотивы…».
Аблякимов пока не готов говорить о дальнейшей судьбе махачкалинского штаба: «У нас пока единственная цель — спасти ребят, а уж потом все остальное».
Тем не менее он готов объяснить, почему сторонники Навального заинтересованы в появлении их штаба в Махачкале: «Это самый крупный город, где у нас штаба никогда не существовало. В Дагестане в принципе достаточно сильны протестные настроения, и при этом уровень коррупции, если не выше, то на очень сильном уровне. Плюс есть такие штуки, когда силовики творят все, что им заблагорассудится. Количество силовиков достаточно завышенное, это связано с тем, что когда-то там было бандподполье исламистское, сейчас его практически уже не осталось, но при этом количество людей, которые с ним боролись, осталось на том же уровне, в том же количестве, и чтобы себя как-то оправдать, они занимаются такими вещами».
Сам Аблякимов, который в феврале тоже пытался открыть штаб в Махачкале был избит в республике.
По словам Аблякимова, вечером 19 февраля, когда он находился на смотровой площадке в Тарки, к нему подошли 6-7 молодых парней «спортивного типа», повалили его и начали избивать. Потом его подняли и стали спрашивать, зачем он приехал в Махачкалу. «Потом опять повалили и снова начали пинать. Они меня хотели скинуть с горы вниз, но не скинули и сказали: "У тебя срок до завтра, чтобы отсюда уехать"», — рассказывал Аблякимов журналистам. Он зафиксировал побои и подал заявление в полицию, но о задержании напавших не сообщалось.
Последний раз Мурада Манапова его жена Анжела видела вчера утром, когда уходила на работу. Сегодня ей позвонили из Ленинского РОВД и попросили привезти паспорт супруга. В связи с этим она допускает, что Манапов может быть там. Однако дежурный РОВД сказал «Медиазоне», что пропавших активистов в отдел не вызывали. Анжела отметила, что муж не особо рассказывал о планируемой деятельности штаба. У пары трое детей, младший ребенок учится в восьмом классе. «Вы знаете, я не спала ночь. Конечно, очень напряженно», — говорит супруга Манапова. Сейчас она едет в отдел полиции с паспортом мужа.
У журналиста «Нового дела» Идриса Юсупова много вопросов в связи с исчезновением Атаева и Манапова не только к силовикам, но и к сторонникам Навального.
«Кто принимает участие в их поисках? Были ли разработаны протоколы безопасности на случай подобных происшествий — что нужно делать и что сделано по этой ситуации? Где адвокаты, юристы, активисты, которые принимают участие в их поисках? Поданы ли официальные заявления в правоохранительные органы, какие получены ответы? Когда у Атаева на открытии штаба спрашивали по поводу безопасности, установки системы видеонаблюдения, он ответил, что на это не было времени, даже Wi-Fi не провели, но позже должны поставить. И все, ничего такого не было. После [открытия штаба] договорились быть на связи».
Редактор: Мария Климова
Обновлено 13 апреля в 19:55. К вечеру вторника стало известно, что Атаев и Манапов находятся под административным арестом — одному суд назначил 10 суток, другому 5 суток. По какой статье, пока неизвестно.