Олег Навальный (справа) в сопровождении полицейских покидает квартиру после обыска. Фото: Александр Миридонов / Коммерсант
После масштабной акции протеста в поддержку Алексея Навального 23 января в Москве расследуется сразу несколько уголовных дел. Кроме привычных статей УК вроде насилия в отношении представителей власти и хулиганства в релизах Следственного комитета и МВД на этот раз упоминаются по-настоящему неожиданные составы — нарушение санитарно-эпидемиологических правил, вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия и приведение в негодность путей сообщения. «Медиазона» попыталась разобраться, кого и в чем именно подозревают московские силовики.
Сразу после событий 23 января в Москве Следственный комитет возбудил четыре уголовных дела о применении насилия против силовиков (статья 318 УК). Вблизи Сретенского бульвара «агрессивно настроенные граждане» повалили на землю и избили нацгвардейца, а еще в двух «сотрудников правопорядка» распылили «слезоточивый газ». На Пушкинской площади один из участников акции нанес «множественные удары» бойцу ОМОНа, говорилось на сайте московского СК.
Кроме того, согласно сообщению главного управления ведомства, в тот же день в Пресненском районе Москвы водитель наехал на полицейского «в ответ на законные требования сотрудника полиции об остановке автомобиля».
Первым задержанным стал житель Калмыкии Евгений Есенов, об этом 26 января сообщила член Общественной наблюдательной комиссии Марина Литвинович. В тот же день Пресненский районный суд арестовал Есенова до 24 марта. До этого его оштрафовали на 10 тысяч рублей за участие в несогласованной акции (часть 5 статьи 20.2 КоАП).
Подробности его дела до сих пор неизвестны. Mash без указания источника утверждал, что Есенову вменяется нападение на Пушкинской. По сведениям канала, арестованному 38 лет; «Интерфакс» со ссылкой на свой источник писал, что он признал вину. Как сообщила «Медиазоне» женщина, представившаяся родственницей Есенова, 23 января Евгений не участвовал в протестах, а шел в кафе отмечать день рождения.
Второй фигурант дела — 34-летний Александр Мучаев. Пресненский районный суд избрал ему меру пресечения в виде запрета определенных действий. Фабула его дела также достоверно неизвестна; вероятно, речь идет о наезде на полицейского во время задержания участницы Pussy Riot Марии Алехиной и муниципального депутата Люси Штейн, по этому делу они находятся в статусе свидетелей. Источники ТАСС утверждали, что Мучаев сидел за рулем машины, в которой ехали Алехина и Штейн, и задел полицейского бампером. Адвокат Мучаева Гаджи Алиев отказался от комментариев.
Мучаев — автор телеграм-канала о музыке «По фактам», его статьи публиковали Esquire и «Нож», одна из них написана в соавторстве с Люсей Штейн. Судя по его странице в фейсбуке, Мучаев женат на бывшей участнице движения «Наши» Анастасии Корчевской.
Третий подозреваемый — 36-летний Тимур Салихов, вечером 27 января Пресненский райсуд отправил его в СИЗО. По версии следствия, 23 января на Страстном бульваре он несколько раз ударил нацгвардейца по голове и туловищу.
В день ареста СК опубликовал видео с извинениями Салихова, не называя его фамилии. «23 января участвовал в митинге и, получается, в драке против сотрудника полиции. Я попал под влияние толпы. Хотел бы попросить прощения у сотрудника полиции за свое поведение», — говорит мужчина в черном пуховике на съемке СК.
«ВКонтакте» аккаунт человека по имени Тимур Салихов сейчас удален. Судя по сохраненной копии страницы, ее владелец интересуется спортом — он выкладывал фотографии из спортзала и с трибун на футбольном матче. Салихов подписан на паблики «Спортивная библиотека» и Fitness&Bodybuilding, группы Streetmob и «УЛИЧНЫЕ ДРАКИ | MMA | WORKOUT».
Адвокат Салихова Владимир Степанов сказал «Медиазоне», что не имеет «полномочий что-либо об этом говорить». «Просто человек порядочный, он извиняется перед всеми, по глупости это сделал, это точно, — отметил защитник. — Но благодаря аресту пострадает не только он, но пострадают и его работники».
По словам Степанова, его подзащитный занимается «благоустройством Москвы», не вмешивается в политику и на акции 23 января оказался случайно. Салихов упоминается как генеральный директор компании «Стоянка 24», которая зарегистрирована в Балашихе.
«Я вам сказал, что он сожалеет. Больше знает прокурор, мы с ним долго говорили на эту тему, и он знает обо мне, а я о нем, так что вот так, спрашивайте у прокурора», — завершил разговор адвокат.
Всем известным фигурантам дел о нападении на силовиков вменяют часть 1 статьи 318 статьи. Максимальное наказание по ней — до пяти лет лишения свободы.
К вечеру 28 января СК сообщил о задержании еще двоих подозреваемых. По версии следствия, 35-летняя участница акции несколько раз ударила полицейского на Пушкинской площади. Ее имя пока неизвестно, но СК отмечает, что она признала вину. Еще один фигурант — уроженец Псковской области, который якобы бросил в сторону силовика ограждение.
24 января, на следующий день после всероссийской акции протеста, юрист ФБК Вячеслав Гимади сообщил о возбуждении дела по статье о нарушении санитарно-эпидемиологических правил. Позже выяснилось, что полицейские допрашивали пресс-секретаря Навального Киру Ярмыш, главу московского штаба политика Олега Степанова и пресс-секретаря «Гражданского общества» Егора Илюшкина. Все они отбывают административный арест в спецприемниках.
«Спрашивали про размещение информации (постов), известно ли про зараженных якобы лиц на митинге, хотя Кира во время митинга находилась в спецприемнике», — приводил Гимади вопросы, которые силовики задавали Ярмыш.
Фабула дела стала известна только 26 января из постановления о выемке мобильного телефона активистки Александры Калистратовой. По версии следствия, «неустановленные лица» в период с 18 по 23 января в различных соцсетях опубликовали посты с призывом участвовать в акции в поддержку Навального на Пушкинской площади. В результате днем 23 января не менее 500 человек, «действуя по вышеуказанному призыву», приехали в центр Москвы. Среди них находились и те, кто на основании постановления главного санврача Москвы должен был оставаться в изоляции. Таким образом была создана угроза «массового заболевания людей по неосторожности». В документе перечисляются телеграм-канал Степанова, инстаграм Калистратовой, а также три профиля в твиттере — Киры Ярмыш, Егора Илюшкина и сотрудника ФБК Георгия Албурова. Кроме того, упоминается группа «ВКонтакте» «Свободу Навальному».
Днем 27 января полиция подтвердила возбуждение дела. Через несколько часов силовики пришли с обысками по двум десяткам адресов — в обе квартиры Навального, в студию «Навальный LIVE» и офис ФБК, к Любови Соболь, отцу Олега Степанова, лидеру «Альянса врачей» Анастасии Васильевой, активистам Либертарианской партии России, матерям участницы Pussy Riot Марии Алехиной и главного редактора «Медиазоны» Сергея Смирнова. Степанова, Ярмыш и Албурова, также арестованного перед протестными акциями, забрали из спецприемников и развезли по домам на обыски. Двери квартир Юлии Навальной и Албурова выломали.
Уже ночью, когда обыски закончились, некоторых сторонников Навального отвезли на допрос. Любовь Соболь, Олега Навального, Марию Алехину и Анастасию Васильеву задержали на 48 часов. Днем 28 января в деле появился пятый подозреваемый — Олег Степанов.
Согласно одному из постановлений об обыске, полицейские искали электронные носители с призывами участвовать в митинге 23 января. Всего накануне «дня обысков» Тверской районный суд Москвы зарегистрировал 29 таких постановлений.
Еще накануне общероссийской акции — вечером 22 января — главное управление СК возбудило уголовное дело о вовлечении несовершеннолетних в совершение противоправных действий.
По версии ведомства, сторонники Навального в соцсетях призывали подростков участвовать в несанкционированных акциях в Москве и других городах. С учетом «сложной эпидемиологической ситуации» это «создает реальную угрозу заболевания», сочли следователи.
В тот же день МВД заявило, что руководитель сети штабов Навального Леонид Волков и глава ФБК Иван Жданов дали указание «максимально задействовать на митингах молодых, в том числе несовершеннолетних граждан»
28 января стало известно, что Леонид Волков стал первым фигурантом уголовного дела об агитации среди несовершеннолетних.
По данным СК, 21 января он выложил на ютубе «публикации с призывами к несовершеннолетним об участии в несанкционированных митингах на территории Москвы и других городов России 23 января» и ссылки на них в фейсбуке, твиттере и инстаграме.
21 января на канале Волкова вышло видео «Как нам вытащить Навального из тюрьмы?», в котором он говорил о субботней акции: «Если вы находитесь в России, 23 января требуйте освободить Алексея Навального в Москве, Санкт-Петербурге, в Казани и Екатеринбурге, во Владивостоке, в Улан-Удэ, в Краснодаре и Мурманске, в Калининграде и Омске, в любом городе страны».
На ютуб-канале «Штаб Навального» в этот день вышли еще три обращения — от актрис Яны Трояновой, Александры Бортич и группы Anacondaz.
О других подозреваемых по новому делу пока неизвестно. Юрист «Апологии протеста» Александр Передрук рассказывал, что следователи с 26 января начали допрашивать школьников об участии в акции 23 января. Впрочем, по данным «Коммерсанта», наиболее активные следственные действия по этому делу ведутся в Санкт-Петербурге.
Санкция статьи 151.2 УК предусматривает до трех лет лишения свободы.
Дело о хулиганстве и повреждении имущества возбудили вечером 23 января из-за разбитой на Цветном бульваре машины с мигалкой и правительственными номерами серии АМР. По данным ТАСС, это была служебная машина ФСБ.
По версии СК, участники акции блокировали автомобиль и, «совершив хулиганские действия, повредили его, а также распылили в лицо водителя слезоточивый газ».
27 января по этому делу задержали 18-летнего блогера Константина Лакеева, известного в соцсетях как «Костя Киевский». Молодой человек активно ведет TikTok, у которого более 800 тысяч подписчиков.
Телеграм-канал «Кремлевская прачка» публиковал видео, на котором молодой человек лежит лицом в пол и называет свой псевдоним и дату рождения. «Кем работаешь?» — спрашивает его силовик. «Блогером», — отвечает тиктокер. По данным издания Baza, одновременно с Лакеевым задержали еще несколько блогеров, вместе с которыми он снимал дом для съемок.
В тот же день Следственный комитет выложил видео с извинениями Лакеева. «Я начал обкидывать ее снегом и несколько раз пнул [машину], чему я очень раскаиваюсь и сожалею. Прощу прощения у всех кто с этим связан — у госслужащих, у полицейских, — у всех, кто с этим связан и не связан. И больше такого сто процентов не повторится», — говорит он на камеру.
По словам адвоката «ОВД-Инфо» Татьяны Окушко, тиктокер признает вину частично. «Частично он признает какие-то моменты. Извинился он, когда его задерживали. Мы вчера, как и все, увидели это в интернете», — сказала она «Медиазоне».
Член ОНК Москвы Марина Литвинович отмечает, что Лакеева побили при задержании, «но следов не осталось». «Две предыдущие ночи он спал "на стуле в Следственном комитете", где его почти беспрерывно допрашивали. Его не кормили почти двое суток, еду ему приносил его адвокат», — написала Литвинович в своем телеграм-канале.
Вечером 24 января МВД объявило о возбуждении дела по части 1 статьи 267 УК. В сообщении полиции сказано, что 23 января участники акции «организовали перекрытие дорог и тротуаров для пешеходов и транспортных средств», в результате чего было остановлено дорожное движение. Речь идет о Тверской улице, Большой Дмитровке, Страстном и Цветном бульварах.
Подробности дела неизвестны, о задержанных по нему также не сообщалось. Максимальное наказание по части 1 статьи 267 УК — год лишения свободы. Новая редакция этой статьи, сильно расширяющая понятие «угрозы жизни», была принята только в конце 2020 года.
Редактор: Дмитрий Ткачев
Обновлено в 17:43. Добавлена информация о еще двух задержанных за нападения на силовиков — фигуранты в «деле 23 января» появляются быстрее, чем «Медиазона» успевает о них написать.