Данила Юханов с женой. Фото предоставлено родственниками погибшего
Спустя почти полгода после смерти краснодарца Данила Юханова следователи возбудили уголовное дело о ДТП, повлекшем гибель человека, с оставлением места аварии. Однако водителю внедорожника, которого после наезда на велосипедиста сотрудники ГИБДД нашли на соседней улице, обвинений не предъявлено. Он даже не упоминается в материалах дела. Это краснодарский судья Юрий Захарчевский, который продолжает работать и говорит, что ему «неприятно» вспоминать о случившемся.
В конце прошлого года 29-летний житель Краснодара Данил Юханов мог стать отцом во второй раз. В декабре у него родилась дочь Дарина. Семья Юханова к тому моменту уже полгода жила «как в кино», говорит его сестра Лада Кирьянова. «Ждали ребенка, а на глазах слезы, — объясняет она. — Мама Данила до сих пор на всяких препаратах».
Вечером 7 апреля 2020 года Юханов на велосипеде ехал в аптеку по улице Максима Горького. Рядом с магазином «Магнит» его сбил черный внедорожник Toyota Land Cruiser — автомобиль скрылся, скорую пришлось вызывать прохожим. В краевой клинической больнице №1 Юханову диагностировали открытую черепно-мозговую травму и перелом основания черепа.
На месте аварии остались подкрылок внедорожника и накладка с правого зеркала. Сам автомобиль сотрудники ГИБДД обнаружили на одной из соседних улиц через несколько минут после ДТП. На водительском месте сидел судья Краснодарского краевого суда Юрий Захарчевский. Задерживать его не стали, рассказывает адвокат семьи погибшего Алексей Иванов.
«Его не допрашивали после аварии, — говорит Иванов. — А принудительно отправить на медицинское освидетельствование его не могли — он же спецсубъект».
В июне следователь пригласил Захарчевского на опрос, где его ознакомили с записью камеры наблюдения на пересечении улиц Горького и Фестивальной. Свой автомобиль Захарчевский на видео узнал, но сказал, что самого происшествия с велосипедистом не помнит, так как у него «были затуманены глаза и память»
Спустя четыре месяца после аварии Юханова перевели в первую городскую больницу Краснодара, а 22 августа он умер. Причина смерти — травматический отек головного мозга, рассказывает сестра погибшего.
«Врачи сказали нам, что было сделано все возможное, — вспоминает она. — Уже было полное разрушение всех систем [мозга]. Ну представьте себе, вся голова [пострадала]».
За пять месяцев доследственной проверки краснодарские следователи вынесли четыре отказных постановления «в связи с отсутствием согласия Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) на возбуждение уголовного дела в отношении Захарчевского.
11 сентября краснодарская полиция все же возбудила уголовное дело по факту гибели велосипедиста. Позже расследование передали в СК, а спустя месяц дело по поручению Бастрыкина забрал центральный аппарат ведомства. Однако имя судьи Захарчевского в материалах следствия не упоминается.
— В качестве обвиняемого — неустановленное лицо, — уточняет адвокат Алексей Иванов. — С октября мы находимся в правовом и процессуальном вакууме, никаких следственных действий не происходит. По крайней мере, нас об этом не оповещают.
Иванов подал в Краснодарский краевой суд две жалобы — на бездействие следствия (из-за отказов в возбуждении) и на возбуждение уголовного дела лишь по факту гибели Юханова, а не в отношении Захарчевского. В декабре адвокат добился отвода всем рассматривавшим жалобы судьям. Коллеги Юрия Захарчевского не смогут участвовать в этом процессе, уверен защитник, тем более, что сам судья от должности не отстранен. Теперь жалобу на возбуждение уголовного дела по факту ДТП рассмотрит Ленинский районный суд Ростова-на-Дону.
Судья Юрий Захарчевский в телефонном разговоре с «Медиазоной» подтвердил, что продолжает работать: «А кто меня должен отстранить? — удивился он. — Вот если мне предъявят обвинение…».
Судья также подчеркнул, что ему «неприятно» говорить об аварии.
«Что я должен комментировать? — раздраженно спросил он. — Очень сожалею о случившемся. Вы почитали, что в интернете пишут? Что я прилагаю все силы, чтобы избежать ответственности, что именно я причастен к его смерти, что я сделал все, чтобы он был переведен в другую больницу… Вы простите, но это такой бред».
При этом Захарчевский, хотя он и продолжает настаивать, что не помнит момента аварии, допустил, что Юханов получил смертельные травмы именно в тот вечер. «Он [Юханов] cкончался в результате, наверное, ДТП», — неуверенно сказал судья, признав, что «ознакомлен с видеозаписью», на которой виден момент столкновения.
«Почему-то никто не берет во внимание, что Даниил Юханов двигался по встречной полосе и что потерпевший был пьян», — возмутился он.
При этом адвокат Алексей Иванов уверяет, что потерпевшая сторона до сих пор не ознакомлена с записями камер видеонаблюдения.
«Мы не имеем доступа к материалам дела, — говорит он. — И откуда у Захарчевского информация про то, что Юханов был пьян? Хотелось бы узнать ее источник. Мы уже направили иск о компенсации морального вреда и защите чести и достоинства погибшего».
Захарчевский отрицает, что был пьян в тот вечер. «Я не употребляю алкоголь», — заверил он. Судья также подчеркнул, что уже начал выплачивать семье погибшего компенсацию: после аварии он заключил с родственниками Данила соглашение на один миллион рублей.
Захарчевский позвонил им на следующий день после аварии, вспоминает сестра погибшего Лада Кирьянова.
— Он сказал: «Это Юрий Витальевич», — рассказывает она. — Мы тогда о нем ничего еще не знали, спрашиваем: «Кто вы?» А он: «Ну, говорят, я вашего родственника сбил». Хорошо запомнилась одна его фраза, он сказал: «Вы бы видели, как у меня машина пострадала!»
Адвокат Иванов считает, что Захарчевский, договариваясь о компенсации, «воспользовался положением».
— Он опытный судья, специализируется на уголовных делах, поэтому я прекрасно понимаю его позицию, — уверен Иванов. — В любом случае, добровольная компенсация не позволяет претендовать на избежание уголовной ответственности. И вообще — если он заключил соглашение и выплачивает компенсацию, то почему уголовное дело возбуждено по факту, а не в его отношении?
Редактор: Дмитрий Ткачев