Иллюстрация: Никита Шулаев / «Медиазона»
Как выяснила «Медиазона», с апреля по ноябрь в России на койках для коронавирусных больных умерли как минимум в два раза больше человек, чем учтено в официальной статистике сайта стопкоронавирус.рф за все время пандемии. Региональные и федеральные власти располагают оперативными данными о ежедневной смертности в коронавирусных больницах и используют их для внутренних расчетов, но половина регионов публикуют цифры, занижая их в разы или даже десятки раз.
Материал подготовлен при участии редакции «Медузы».
«Медиазона» получила доступ к данным Информационного центра по мониторингу ситуации с коронавирусом (ИЦК) Министерства здравоохранения.
С «Медиазоной» вышел на связь пользователь ИЦК, пожелавший остаться анонимным. Он представил редакции доказательства того, что действительно имеет доступ к системе, и прислал архив с файлами, скачанными из ИЦК. В архиве источника было несколько сотен файлов в форматах pdf и xlsx с шаблонными названиями «Оперативный мониторинг готовности региональных систем здравоохранения к госпитализации больных пневмонией» и датами с 31 марта по 22 ноября. Кроме того, в архиве были файлы с названиями «Сводная информация по готовности коечного фонда», но только за ноябрь 2020 года.
По этим данным, с начала работы системы ИЦК 31 марта и до 22 ноября включительно в России на койках, выделенных для коронавирусных больных, умерли 74 866 пациентов. Минздрав никогда не публиковал эти цифры, но власти использовали их для оценки ситуации в каждом регионе, а президент Владимир Путин поручал своим полпредам следить за этой базой и отчитываться ему еженедельно. Публично доступную статистику жертв коронавируса ведет Роспотребнадзор — и, согласно его данным, за тот же период жертв в два раза меньше: от COVID-19 умерли 36 516 человек.
Данные Минздрава, с одной стороны, не учитывают тех, кто умер от COVID-19 в неспециализированных больницах или не был госпитализирован, с другой — учитывают людей, которые умерли на коронавирусных койках не от COVID-19.
Росстат, который на момент выхода текста опубликовал данные о жертвах COVID-19 с апреля по сентябрь включительно, оценивает количество жертв в 55,6 тысяч человек; за тот же период — апрель-сентябрь — в ИЦК содержатся данные о смертях 41,3 тысяч пациентов коронавирусных больниц.
На общероссийском графике видно, что данные Роспотребнадзора о погибших от COVID-19 никогда не совпадали с количеством умерших на коронавирусных койках и всегда были меньше примерно в два раза.
В ноябре, когда в федеральных сводках сообщали о 400-500 смертях в день, в коронавирусных больницах на самом деле умирали по 800-900 человек. Пик смертности в данных, доступных «Медиазоне», пришелся на 17 ноября — тогда в больницах умерли 932 человека: Роспотребнадзор отчитался только о 456 умерших.
Проанализировав, как сообщает данные каждый регион в отдельности, мы разбили их на четыре большие группы в зависимости от того, как связаны или не связаны данные из ИЦК с данными, которые публикуют оперативные штабы.
Чтобы исключить влияние выходных и праздников, мы использовали центрированное скользящее среднее за семь дней. Это значит, что для построения графиков мы используем не само число, которое сообщает оперштаб или ИЦК каждый день, а среднее между этим числом и числами за каждый из трех дней до и трех дней после.
Астраханская область, Волгоградская область, Забайкальский край, Камчатский край, Красноярский край, Курская область, Магаданская область, Москва, Московская область, Нижегородская область, Омская область, Орловская область, Пензенская область, Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Республика Марий Эл, Ростовская область, Рязанская область, Сахалинская область, Севастополь, Ставропольский край, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Тюменская область, Хабаровский край, Чукотский автономный округ, Ярославская область
Оперативные штабы 31 региона публикуют точь-в-точь те данные, которые есть в системе ИЦК. Совпадает и общая сумма умерших, и форма графика на всем протяжении эпидемии.
Такой подход можно назвать наиболее прозрачным для сообщения оперативных данных: согласно методическим рекомендациям Минздрава, на уточнение окончательного (патологоанатомического) диагноза дается до 45 дней. Поскольку сводки подаются за каждый день, окончательные диагнозы по всем умершим за 24 часа получить невозможно. В такой ситуации сообщение об общем количестве умерших на коронавирусных койках день-в-день отражает реальную оперативную картину происходящего, которую затем можно уточнить по мере установления диагнозов при передаче данных в Росстат.
Отдельно стоит отметить ситуацию в Омской области: до 6 ноября данные, вносимые в ИЦК, совпадали с тем, что сообщал оперштаб. После 6 ноября в ИЦК можно заметить резкий рост смертности, о котором не сообщалось публично.
Алтайский край, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Кабардино-Балкарская Республика, Кемеровская область, Липецкая область, Новосибирская область, Приморский край, Республика Дагестан, Республика Коми, Республика Крым, Республика Хакасия, Петербург, Смоленская область, Ульяновская область, ХМАО, Чувашия, Ямало-Ненецкий автономный округ
Оперативные штабы 19 регионов ежедневно публикуют данные о смертях на коронавирусных койках из ИЦК, умножая их на понижающий коэффициент — то есть, занижая показатели смертности, например, на ⅓ или на другое значение. В результате графики похожи, но общая сумма смертей в ежедневных официальных сводках оперштаба меньше.
Похожим образом поступают власти Петербурга. Во время первой волны они ежедневно сообщали о числе умерших, которое соответствует данным из ИЦК, умноженным на ⅔. С начала июля они стали поступать по-другому и стали ежедневно сообщать количество смертей, которое практически всегда ровно на 15 меньше, чем в ИЦК.
Теоретически, разница между смертями на коронавирусных койках и данными, которые сообщает оперштаб, может быть объяснена особенностями подсчета коронавирусных жертв; тем не менее, эта разница не может быть естественным образом одинаковой ежедневно на протяжении семи месяцев.
Происходящее хорошо видно на графиках.
Исправлено 1 декабря в 21:34. Первоначально в этом абзаце утверждалось, что Петербург умножает число погибших на коэффициент в 2/3. Уточнили их методику.
Амурская область, Архангельская область, Брянская область, Владимирская область, Вологодская область, Еврейская автономная область, Калининградская область, Калужская область, Карачаево-Черкесская Республика, Кировская область, Краснодарский край, Курганская область, Ленинградская область, Ненецкий автономный округ, Новгородская область, Оренбургская область, Пермский край, Псковская область, Республика Алтай, Республика Карелия, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Самарская область, Саратовская область, Свердловская область, Томская область, Удмуртия, Чеченская республика
Оперативные штабы 29 регионов публикуют цифры, которые никак не связаны с данными из ИЦК: мы не нашли никакой закономерности, которая объясняла бы эти данные.
Власти Чеченской республики занижали публикуемые данные об умерших в десятки раз. Начиная с июля они практически перестали вносить в ИЦК данные о смертях на коронавирусных койках. При этом гораздо большее число погибших от COVID-19 в Чечне подтверждается и избыточной смертностью: с апреля по октябрь здесь умерло на 1 691 человек больше, чем обычно — рост смертности составил 50%.
Власти Брянской области перестали вносить в ИЦК данные об умерших, начиная с 25 мая. Именно в мае в регионе был зафиксирован самый высокий показатель общей смертности за всю эпидемию. Оперштаб при этом продолжил публиковать данные о смертях.
Белгородская область, Костромская область, Мурманская область, Якутия, Республика Тыва, Челябинская область
Шесть регионов публикуют цифры, сопоставимые с данными из ИЦК, но с задержкой в несколько дней. Несмотря на расхождения в графиках, общая сумма умерших на койках для коронавирусных больных совпадает с данными оперативного штаба.
Редактор: Дмитрий Трещанин
Текст: Максим Литаврин
Анализ данных: Михаил Зеленский, Дмитрий Трещанин, Егор Сковорода
Инфографика: Давид Френкель