Фото: Zuma / ТАСС
Правительство внесло в Госдуму законопроект, который расширяет полномочия полицейских. «Медиазона» рассказывает о главных нововведениях, а адвокат Виталий Черкасов объясняет, к чему они могут привести.
В действующем законе «О полиции» прописано, что при обращении к гражданам сотрудники обязаны назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию удостоверение, а также объяснить, в чем заключаются их претензии. Если человека задерживают, то полицейский обязан назвать причину задержания и разъяснить гражданину его права.
Теперь правительство решило убрать из закона слово «обязан». Кроме того, в статье появляется пункт о том, что «при возникновении обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, а также при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения» сотрудник может представляться и объяснять причину задержания уже после того, как человека задержат.
Адвокат Виталий Черкасов, сотрудничающий с правозащитной организацией «Зона права», говорит, что по сути это правило уже действует, хоть и не закреплено в законе.
«Все мы неоднократно были свидетелями на месте событий или при просмотре видеозаписей, например, с места проведения каких-то публичных мероприятий, когда и сами участники этих акций, и окружающие люди кричат сотрудникам: "Представьтесь! Представьтесь!". Но сотрудники, подойдя к участнику какой-нибудь акции, без объяснения причин, не представившись, закручивают ему руку и сопровождают в салон служебного автомобиля», — рассуждает защитник.
Черкасов подчеркивает, что ни ему, ни его коллегам-юристам в последнее время не удавалось обжаловать отказ полицейских представляться ни в прокуратуре, ни в суде, ни у руководства МВД.
«То есть де-факто и сотрудники, и их руководители, и надзорные органы согласились с тем, что в особых случаях такой необходимости нет. Поэтому сейчас, если такая норма будет применена, де-факто вот эти действия будут основаны на требованиях закона», — добавляет Черкасов.
По его словам, теперь пострадавшим от насилия со стороны полицейских будет еще сложнее доказать это — жертвы не будут знать имена и должности сотрудников, а значит, не смогут указать в жалобе, кто именно их избил.
Правительство предлагает добавить в закон статью, которая позволит силовикам вскрывать автомобили. Сейчас у полицейских есть право только проникать в жилые и нежилые помещения, а также на земельные участки. Теперь же полицейские смогут взламывать машины, если они:
— спасают чью-то жизнь;
— обеспечивают «безопасность граждан или общественную безопасность при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях»;
— задерживают подозреваемых или обвиняемых;
— пресекают преступления;
— полагают, что находящийся в машине человек пьян и совершил правонарушение;
— полагают, что в машине есть изъятые из оборота предметы;
— проверяют сообщение об угрозе теракта;
— устанавливают обстоятельства несчастного случая.
При этом ответственность за порчу машины полицейский нести не будет.
Адвокат Черкасов говорит, что и эта норма по факту уже действует, хотя у полицейских официально и нет таких полномочий: «Если мы не были свидетелями лично, то на видеозаписях видим, как дэпээсники легко и без какой-либо опаски взламывают автомобили. Я сам бывший сотрудник милиции, и я прекрасно знаю, что причинить вред чужому имуществу — это, во-первых, головная боль на несколько месяцев, служебные проверки и, скорее всего, дисциплинарная ответственность. А теперь, когда видишь, что полицейские предупреждают, что сейчас будут разбивать стекло, и разбивают его, ты чувствуешь, что у него есть уже установка: "Парень, действуй так, как ты желаешь, потому что ни к какой ответственности не будешь привлечен"».
Когда сотрудникам законодательно разрешат взламывать автомобили, продолжает защитник, это приведет к новым нарушениям прав человека. Например, полицейские смогут вскрыть автомобиль, чтобы обыскать его или подбросить какие-то предметы, которые они сами же потом найдут.
И самое главное, отмечает Черкасов, правительство предлагает снять с сотрудников ответственность за повреждение машин.
«Если такая норма будет принята, у сотрудников будут развязаны руки: во-первых, руководство ослабило контроль со свой стороны, надзорные органы тоже ослабили со своей, никакой материальной ответственности нести не будешь. Просто-напросто нужно потом правильно написать рапорт, в связи с чем ты пошел на эти действия», — рассуждает адвокат.
Сейчас в законе есть перечень обстоятельств, при которых сотрудники могут применять огнестрельное оружие. Например, им разрешается стрелять, если задерживаемый человек приближается к ним с оружием или же прикасается к нему. Теперь же правительство предлагает разрешить использовать оружия в тех случаях, если задерживаемый совершит «иные действия, дающие основание расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции».
Черкасов считает, что такое расширенное толкование может привести к «массовому неадекватному применению табельного оружия».
«Получается, что захочется сотруднику полиции применить в той или иной ситуации оружие, и он его применит, — рассуждает адвокат. — Потом приедет на место происшествия его руководитель, вместе с ним подготовится сценарий развития событий, удобный системе, и под этот сценарий потом подгонят показания других сотрудников и свидетелей. После этого все прекрасно понимают: главное дать правдоподобные объяснения этим событиям с позиции правоохранительных органов, и они будут приняты на ура и прокуратурой, и судами, если дело дойдет. Просто в такой ситуации нужно будет грамотно отчитаться. И тогда у потерпевшего и у иных свидетелей, которые могли бы дать противоположную оценку, у них не будет никакой возможности доказать обратное. Потому что эти доводы в расчет приниматься не будут».
Все эти поправки, считает Черкасов, помогут только самим сотрудникам, которые и так в последнее время стали чувствовать себя с гражданами очень свободными, «допуская со своей стороны грубость и нарушение прав».
«Но в ответ на какие-то претензии граждан и действия, направленные на защиту их интересов, сотрудники всегда говорят о том, что вы оскорбляете сотрудников полиции и будете за это привлечены к ответственности, — отмечает адвокат. — И мы видим, сколько дел сейчас возбуждается и по 318 статье, и по 319. Я понимаю, в связи с чем: не очень хорошая социально-политическая обстановка в стране, и власти нужно, чтобы у нее сотрудники правопорядка понимали, что, защищая власть, они в ответ тоже получают защиту. Это психологическое — для того, чтобы были скованы [с властью] одной цепью».
Редактор: Сергей Смирнов