Иллюстрация: Костя Волков / Медиазона
«Медиазона» уже больше двух лет работает и развивается благодаря поддержке своих читателей. Сегодня помощь оказалась нужна малому бизнесу — этому посвящена наша рубрика «Солидарность». Как выручить независимый магазин детской книги «Маршак» и заодно узнать что-то новое о тайм-менеджменте, подростковой сексуальности и преодолении школьных травм, рассказывают его сооснователь Сергей Карпов.
Как помочь: купить книгу или сертификат, записаться в онлайн-школу, задонатить любую сумму.
Я захотел свой книжный после того, как познакомился с независимыми магазинами. Сейчас это уже устойчивая фраза, и все понимают, о чем речь, а в 2005 году этого не знали — особенно в маленьких городах, как мой родной Волжский.
В 2016 году мы с моей женой Наташей Платоновой и дочкой Варей были на новогодних праздниках в Волгограде, впервые за два года оставили ребенка с кем-то и ничего лучше не нашли, как съездить в кинотеатр, и Наташа в пути почему-то предложила: «Давай продавать детские книжки».
Вернувшись в Москву, я списался с художницей Полей Плавинской, мы вывалили ей идею книжного, оказалось, что она тоже давно хотела.
Когда думали, как назваться, мы точно понимали, что это не должно быть что-то вроде «Мир детства», это не должен быть магазин про розово-голубой мирок. В голове был понятный образ: мы делаем книжный магазин для детей и родителей, и он должен абсолютно следовать идее независимых книжных, когда распространение знаний доступно и дешево, когда есть авторский отбор и свободная социализация с людьми, которые к тебе приходят.
Собственно, было два варианта: «Барто» и «Маршак».
Я подробнее изучил биографию Маршака и выяснил, что те вещи, которые он делал в 30-е годы ХХ века, очень близки по ценностям нам всем. Этот человек, помимо буквального создания институтов, которые сделали детскую литературу такой, мы ее сейчас знаем, еще давал возможность работать детским поэтам и писателям. Он спас огромное количество людей от гибели, за некоторых заступался, чтобы их не репрессировали. Это такая своеобразная правозащита, что нам всем очень близко. И мы назывались так, потому что Маршак стал в наших головах символом мира детской литературы, который случился и получился благодаря действиям одного конкретного человека.
Потом я был в Петербурге, зашел в магазин при издательстве «Поляндрия» и рассказал, что мы думаем про книжный магазин. Они предложили: «Нам надо на фест в Москве, давай мы вам книжек отгрузим, вы туда придете "Маршаком" и будете просто продавать наши книжки». Я согласился. Вернулся в Москву, связался с некоторыми другими издательствами. Большинство говорили: «Ребят, а вы знаете, что до вас было восемь таких проектов? И из этих восьми восемь закрылось». Мы отвечали: «Да, да, знаем». Я думаю, какое-то время на нас смотрели как на фриков.
С марта по ноябрь 2017 года мы работали только на ярмарках и фестивалях. 18 ноября у нас открылся магазин в Казарменном переулке. Мы сами себе хозяева, сами все делаем.
Наш магазин — для родителей, у которых подход к детям в некоторой степени отличается от главенствующего. Они готовы тратить время на воспитание своих детей, у них есть ресурс, чтобы их воспитывать, они понимают, что такое образование, что такое инвестиции в ребенка, они не приемлют патерналистский подход, они договариваются с ребенком, выстраивают партнерские отношения, доверие.
У нас мало книг, по сравнению с остальными, но это почти стопроцентное попадание, чтобы у человека не было размышлений: «Как найти хорошую из всего этого говна?». У нас такой диктаторский подход: нравится — берем. Предложения издательств: «Вот топ, это супер продается — берите» на нас не работают, потому что не всегда в топе есть то, что нам интересно.
В «Маршаке» книжки на возраст от нуля до бесконечности. Подростковая литература заходит и взрослым людям. Собственно, в этом наши основная ценность и миссия — делать так, чтобы прекратило существование жесткое деление на мир детей и мир взрослых. У нас не только детское. Приходите, порекомендую вам гениальную биографию Александра Проханова в исполнении Льва Данилкина или труд по изучению девиантного поведения.
Делая мероприятия, мы всегда пытаемся немножко балансировать на грани постмодерна — делать презентацию книги «Тинейджеры» про становление субкультур как феномена социальной жизни и приглашать рассказать про нее музыкального критика Андрея Бухарина, делать вечер с Артемием Троицким. Для них это тоже непонятная штука, типа «почему детский книжный магазин позвал?». Но это популяризирует и расширяет зону пограничной детско-взрослой литературы. Для этого же у нас был формат «Приглашенный продавец», мы приглашали на один день человека, который вообще никакого отношения к миру детства не имеет — условного Сережу Мохова, чтобы он попродавал наши книжки.
Раз в неделю мы в «Маршаке» смотрим диафильмы. Это магия, конечно. Современные дети вообще не понимают, как это работает, а современные родители — это дети, которые 30 лет назад смотрели диафильмы вместе со своими родителями. Это такой культурный транзит, очень классное наследие, которое действительно позволяет синхронизироваться с ребенком.
Мы проводим фестивали «Хотели как лучше». Варя называет их «Хотели, как лужа». Мы изначально не собирались делать «Маршак» только как книжный магазин, предполагали, что будет какой-то центр по изучению юности. Фестивали проходили уже два раза, надеюсь, в этом году будет третий.
С Александром Троицким из петербургского издательства «Клаудберри» и дизайн-студией ESH gruppa мы издали набор «ОБЭРИУ» — книжку со стихами поэтов-обэриутов и плакаты с играми. Это такой продукт для всех членов семьи, который тоже работает с принятием нашего культурного кода, наследия. Для меня это очень болезненный вопрос, потому что в постсоветских странах нарушена коммуникативная цепочка передачи важного знания из поколения в поколения. Мы придумали разную форму, чтобы и дети поиграли, и родители, и подросткам было клево — записали клип с «Макулатурой» в поддержку проекта. Полмиллиона рублей собрали по краудфандингу, доложили примерно столько же своих и издали. Сейчас мы допродаем тираж, мы все окупили, все нормально.
Положение с началом карантина очень простое — продажи упали до нуля. За апрель мы продали книг на 10 тысяч рублей. Мы делаем максимально дешевые книги, но очень сильно проседаем в маржинальности. Я недавно посчитал, что наша маржинальность — 2-3% с проданной книги: продаешь книжку за тысячу рублей и зарабатываешь после всех выплат 20 рублей.
Мы никогда не зарабатывали, мало того, мы всегда докладывали из своих. В прошлом году девять месяцев мы выходили в ноль, в этом году просели даже до кризиса и до закрытия.
У нас договоренность с арендодателем: за апрель мы заплатили половину. Но платить за аренду за май вообще нечем.
В общем, угроза закрытия магазина давно нависла, мы своими деньгами компенсировали, но сейчас просто не сможем.
21 апреля у нас появился онлайн-магазин. Сайт вышел в минимально рабочей версии, но нам надо было запуститься максимально быстро. Сейчас допилим за месяц-два — и будет клевый-клевый магаз.
Мы подумали, что будет круто сделать образовательную площадку с курсами, посвященным самым востребованным темам, и открываем школу «Маршака». На старте будет три курса:
— Про подростковую сексуальность, для детей и взрослых, чтобы люди внутри семьи научились друг друга видеть, слышать, понимать, принимать. Вести будет Кристина Покрытан — инструктор по сексуальному образованию среди подростков и детей.
— Про тайм-менеджмент для подростков: как совместить школу, курсы, дружбанов, видеоигры, свои желания, мечты. Вести будет Александр Троицкий, у него частная школа для начальных и средних классов в Петербурге и издательство «Клаудберри».
— Про всякий детский ад и его преодоление: травля, воровство. Его будет вести Лиля Брайнис из благотворительного фонда «Шалаш», который занимается адаптацией приемных детей к учебе.
Понятно, что главная помощь нам сейчас — это покупка книг. Второй путь — у нас все еще открыта возможность задонатить нам разово. В первую неделю карантина Поля придумала формат онлайн-чтений, мы просили разных людей почитать книжки вслух. В общей сложности поучаствовали больше сорока человек за две недели. Эти стримы мы проводили с просьбой поддержать нас и собрали 90 тысяч. Благодаря этому мы и существуем, даже на май немножко осталось. Надеемся, теперь, когда у нас есть онлайн-магазин и образовательные курсы, мы сможем заплатить за аренду за май и после вируса прийти в норму и не сломаться.