Фото: EPA / ТАСС / Архив
В Южно-Сахалинске арестованы трое местных жителей, которых обвиняют в создании террористического сообщества и участии в нем (статья 205.4 УК). Родственники арестантов говорят, что они увлекались страйкболом; при обыске у одного из них обнаружили предмет, похожий на взрывное устройство. «Медиазона» выясняет, кто стал фигурантами очередного дела, в котором силовики приравняли спортивные игры с оружием в лесу к «получению и отработке навыков», нужных для «нападений на представителей власти».
«Утром стук в дверь, смотрю: двое в медицинских масках, один в костюме защитном — знаете, медицинский, белый, на замке такой, — вспоминает Татьяна, мужа которой несколько часов назад городской суд Южно-Сахалинска отправил под арест. — Мы спали, это было десять часов утра. Стук в дверь. Я разбудила мужа — нечасто к нам кто-то домой приходит, да и вообще мы самоизолировались».
Муж Татьяны Александр Козин завел разговор с гостями через окно своего частного дома; те сообщили, что хотят взять у хозяев мазки на коронавирус, потому что в округе якобы обнаружен заразившийся «китаец». Александр сначала не хотел пускать визитеров, но потом выглянул на крыльцо: «Он оделся, открыл дверь, и его на улицу сразу вытащили, повалили. Подошли еще двое полицейских с пистолетами, понятые какие-то и еще какие-то двое человек».
Следователь показал Татьяне удостоверение и сообщил, что ее муж —подозреваемый по делу о создании террористического сообщества. Силовики прошли в дом, отказавшись надеть бахилы поверх уличной обуви, хотя в дальнейшем вели себя «тактично».
По словам жены, Козин показал, где у него хранится страйкбольный автомат, рации и прочее снаряжение, которым он пользовался во время игровых выездов. Во время обыска Татьяна находилась в детской, поэтому не знает, откуда следователи достали «какой-то кусок железа с двумя проводами», который передали на экспертизу как потенциально содержащий «элементы взрывчатого устройства». Она говорит, что таких предметов раньше не видела, и считает, что его могли подбросить.
«У меня ребенок в шоке. Для него все перевернулось с ног на голову: он хотел вырасти и пойти работать под буквой закона в спецназ, защищать людей. У него прям истерика была на этом фоне», — возмущена Татьяна.
6 апреля Южно-Сахалинский городской суд на два месяца отправил под арест троих страйкболистов — 38-летнего Александра Козина, 26-летнего Арсения Лесного и Олега Сафонова.
Адвокат Козина Евгений Балабас говорит, что родственников обвиняемого в суд не пустили — в здании действует карантин в связи с пандемией коронавируса, и вход разрешен только по предварительным спискам.
Козина и его товарищей обвиняют в организации террористического сообщества и участии в нем (статья 205.4 УК). «Они тренировались, бегали, отрабатывали какие-то моменты, — рассказывает адвокат Балабас. — Под эту тему им вменяют, что они готовились к захвату власти. Одному из фигурантов, я насколько знаю, задавали вопросы: "Собирались ли вы штурмом брать какое-то здание, УВД там или администрации?". У них был чат в WhatsApp — там аббревиатура из каких-то латинских букв».
Вину подзащитный Балабаса не признает: «Он находится в состоянии шока и не понимает, что происходит — думал, что изымут оружие и скажут: разберемся». По сведениям защитника, при обыске силовики обнаружили «небольшую трубку, 20-30 сантиметров, из которой торчат два провода».
Жена Козина рассказывает, что он организовал на Сахалине поисково-спасательный отряд и руководит популярным пабликом «ВКонтакте» «ЧП Сахалин Русские СМИ». Отряд называется «Региональная Общественная Организация "Поисково-спасательный отряд ЧП Сахалин"» и занимается поиском пропавших людей, проводит пейнтбольные игры и тренинги, сотрудничал с Общероссийским народным фронтом. «Все направления нашей деятельности направлены на безопасное наше будущее и будущее наших детей», — описывал проект сам Козин.
Имя сахалинца упоминалось в прессе в 2018 году, когда российские власти предпринимали безуспешные попытки заблокировать мессенджер Telegram. Тогда Козин рассказывал местному изданию, что «прекрасно чувствует себя» и в WhatsApp: «Если есть опасность общения террористов через Telegram, надо ее ликвидировать. Поэтому отчасти это решение я понимаю и поддерживаю».
Юноша по имени Арсений Лесной в 2015 году был включен в список экстремистов Росфинмониторинга, однако в настящее время в нем уже не упоминается. Аккаунты с подходящим именем и датой рождения существовали во «ВКонтакте» и обнаруживается на сайтах знакомств; на фото на «Моем мире» Арсений снят вместе с сахалинским протоиереем Виктором Горбачом из молодежной православной организации «Братство Александра Невского».
На фотографиях Лесной часто позирует в экипировке и с оружием, на одном из снимков есть подпись x715x. Это же обозначение встречается в закрытой группе «ВКонтакте» Squad 65, аккаунт ее создателя «Арсения Белого» раньше назывался «Арсений Лесной». «715 — это партизан с нуля, это лучше уметь, но не нуждаться, чем нуждаться и не уметь. Группа не является экстремистской. Мы не ставим своей целью подготовку вооруженного переворота, подготовку незаконных вооруженных формирований и прочего», — гласит описание группы.
В постановлении о привлечении Козина в качестве обвиняемого (есть в распоряжении «Медиазоны»), говорится, что «не позднее июля 2018 года» он «создал на территории Сахалинской области террористическое сообщество», чтобы, «разделяя и поддерживая идеологию терроризма», попытаться захватить власть «посредством вооруженных нападений на представителей государственной власти и правоохранительных органов для установления государственного строя, основанного на принципах исключительности и превосходства представителей одной национальности над другими».
В документе утверждается, что Козин «организовал приискание» оружия и взрывчатых веществ, а также «получение и отработку <...> навыков ведения боевых действий в условиях города и лесистой местности» с выживанием в условиях дикой природы. Остальные обвиняемые, утверждает следствие, «регулярно осуществляли соответствующие тренировки».
Деятельность сообщества, подчеркивается в документе, была пресечена сотрудниками ФСБ.
Первым о деле сахалинских страйкболистов сообщило местное информагентство Sakh.com. После публикации Сахалинская федерация страйкбола (СФС) связалась с редакцией и сообщила: в организации проведена внутренняя проверка, которая установила, «что члены федерации, спортсмены, страйкболисты не привлекались к ответственности за какие бы то ни было нарушения закона». В обращении страйкболистов говорится, что «нет таких лиц как среди состоящих в федерации граждан, так и среди граждан, посещающих наши мероприятия».
«Мы полагаем, что информация о том, что задержанные лица были страйкболистами, является ложной, — настаивают в организации. — Для задержанных лиц и их родственников такая позиция является выгодной, так как в их интересах создание общественного резонанса и отклика общественности». Также в СФС считают, что «сам факт наличия у задержанных лиц оборудования для игры страйкбол не говорит об их принадлежности к страйкбольному сообществу».
В комментариях в группе «ВКонтакте» автор документа Дмитрий Ставицкий пишет, что ему как исполняющему обязанности председателя совета федерации «позвонили с Минспорта и выразили мнение о том, что наша позиция как официальной организации должна быть опубликована».
Увлечение страйкболом объединяло фигурантов другого резонансоного уголовного дела — о «террористическом сообществе "Сеть"», фигурантов которого 10 февраля приговорили к длительным срокам заключения в Пензе. В день оглашения приговора пензенцам стало известно, что следователи ФСБ считали страйкбольные тренировки монархистов из «Балтийского авангарда русского сопротивления» (БАРС), также обвинявшихся в терроризме, подготовкой к насильственному захвату власти в Калининградской области. Позже по ходатайству прокуратуры обвинение членам БАРС смягчили до «экстремистского сообщества».
После публикации материала адвокат Арсения Лесного Антон Андриянов передал «Медиазоне» документ с подробным изложением позиции защиты.
По словам защитника, во время обыска у Лесного в квартире изъяли охотничье ружье «Сайга» с лицензией, два охолощенных автомата на базе автомата Калашникова для стрельбы шумовыми патронами, не требующих лицензирования, несколько туристических ножей и фрагменты пневматического и страйкбольного оружия.
«Один из оперативных сотрудников залез под диван и с возгласом "Опаньки!" достал из-под него прозрачный полимерный пакет с 11 патронами калибра 5,45мм, — вспоминает адвокат Андриянов, присутствовавший при проведении обыска. — Другой сотрудник полностью залез во встроенный в стену шкаф и извлек из него предмет, похожий на запал с кольцом от гранаты, но без взрывателя, а также предмет цилиндрической формы в металлическом корпусе, из которого торчали два проводка». Последний предмет сотрудник «просто швырнул на диван». Молодой человек сказал, что патроны и похожий на взрывное устройство предмет ему не принадлежат.
В ходе допроса в здании управления ФСБ по Сахалинской области следователь зачитал Лесному постановление о привлечении в качестве обвиняемого, но юноша отказался признать вину. «То есть сотрудничать со следствием не желаете?» — уточнил следователь. Лесной, по словам своего защитника, ответил, что не понимает, чего от него хотят.
«Хочу, чтоб вы признали факт того, что являлись членом террористического сообщества, планировали насильственным способом свергнуть действующую в РФ власть и изменить конституционный строй, вы планировали атаковать и захватить оружие в оружейной комнате отдела полиции, захватить здание Думы города Южно-Сахалинска, удерживать здание и заложников, после чего выдвигать свои требования. Ради этого и проходили ваши тренировки в лесу и в заброшенных зданиях на протяжении двух последних лет», — пересказывает адвокат слова следователя. На все вопросы его подзащитный отвечал отрицательно.
На заседании по избранию меры пресечения следователь просил отправить Лесного в СИЗО, поскольку его группа якобы поддерживает тесные контакты с бойцами украинского отряда специального назначения «Азов», которые готовы помочь фигурантам дела с «эвакуацией». Отвечая на вопрос защитника, чем это подтверждается, следователь сослался на справку от оперативных сотрудников. В итоге молодого человека арестовали на два месяца.
Также адвокат Андриянов сообщил, что в команде Козина, Лесного и Сафонова «было не менее 10-15 человек», причем еще шестерых также задерживали утром 4 апреля, а их дома обыскали. По данным защитника, всем им предложили написать явку с повинной и стать свидетелями по делу; в итоге они дали признательные показания.
Тем временем ИА Sakh.com, которое первым сообщило о задержании страйкболистов, пишет, что они входили в группу под названием S.T.C.N. («Сахалинский тактический клуб националистов»), которую Александр Козин якобы собрал после распада националистического объединения «Русские».
Редактор: Дмитрий Ткачев
Обновлено 7 апреля в 13:45. Добавлена информация от адвоката Антона Андриянова.