Кадр из мультфильма «Том и Джерри»
За последние полгода как минимум четверых россиян привлекли к ответственности за публикацию в своих профилях «Вконтакте» отрывка из мультфильма «Том и Джерри». В роликах на персонажей наложена символика Советского Союза и Третьего рейха. Последнее позволило обвинить пользователей в демонстрации свастики (20.3 КоАП). «Медиазона» рассказывает, как Центр «Э» использовал мемы с кратким изложением хода Второй мировой войны для улучшения своей статистики.
«Медиазона» изучила четыре административных дела. В них идет речь о двух разных отрывках.
На первом кот Том пытается отравить своего давнего врага — мышонка Джерри. Мышонок выпивает ядовитую жидкость и падает. Но потом у него вырастают мощные мускулы и он побеждает кота.
Претензии полицейских возникли не к оригинальному мультфильму, а к версии, где на Джерри наложен флаг Советского Союза, а на Тома — флаг нацистской Германии.
Второй ролик тоже обыгрывает события Второй мировой войны: Том (Третий Рейх) и его приятель, черный кот Буч (Советский Союз) вместе догоняют Джерри (Польшу). Споря, кому достанется добыча, они устраивают дуэль, в которой Буч побеждает.
В обоих роликах, помимо флагов, на Тома наложена фуражка офицера Вермахта, а на Буча и Джерри — стереотипная шапка-ушанка с советской кокардой.
Во всех случаях протокол составлялся из-за демонстрации свастики на флаге Третьего Рейха. Содержание видеозаписей, в которых СССР неизменно побеждал нацистов, никак не оценивалось ни в самом протоколе, ни в экспертизах по этим делам.
Рапорт на курского школьника Степана Лукьянцева составил сотрудник местного Центра «Э» по фамилии Петров. В присутствии двух понятых он кропотливо изучил аккаунт Степана и составил акт осмотра, где перечислил все разделы его страницы «ВКонтакте». О проделанной работе Петров доложил своему начальнику, полковнику Шавырину; затем он передал материалы инспектору по делам несовершеннолетних.
Степан вспоминает, что 31 октября ему позвонили из отдела ПДН и пригласили на профилактическую беседу: молодой человек состоял на учете из-за его деятельности в местном штабе Навального.
«Я спросил — точно ли профилактическая беседа? Может, что-то завели на меня? Потому что [бесед] раньше никогда не было. Они — "нет-нет, просто поговорить"», — говорит Лукьянцев.
В отделе полиции на него составили протокол по 20.3 КоАП. Через полтора месяца комиссия по делам несовершеннолетних оштрафовала его на тысячу рублей. Еще через три месяца Ленинский районный суд отменил это решение, а дело прекратил за истечением сроков давности.
Лукьянцев уверен, что за его аккаунтом следили целенаправленно. «У меня еще было дело по оскорблению Путина, так что мониторили, сомнений никаких. Видео было в разделе "Мои видеозаписи", а не на [самой] странице. Административное дело было толстое: они посмотрели каждое видео, каждую публикацию, в каждый раздел залезли».
Свастику в видеозаписях на страница Владислава обнаружили в калининградском управлении ФСБ. Скриншоты из видео направили на экспертизу замначальнику управления культуры Черняховского городского округа по фамилии Ерофеев. Тот подтвердил: на видео с Томом и Джерри действительно есть символ, ассоциирующийся с нацизмом. Комментируя этот факт, муниципальный служащий сослался на решение «Нюмбергского международного трибунала».
К студенту отправили участкового.
«Меня дома не было. Родители позвонили, сказали, что пришел участковый. Он показал какие-то наработки по делу — скриншоты черно-белые из видеозаписи — и сказал, что дело серьезное и светит арест», — вспоминает Владислав.
Его попросили явиться в участок на следующий день.
«Я пришел в отделение, сел напротив участкового. Он сказал: "Рассказывай, что там в интернете делал". Посоветовал написать объяснительную и во всем сознаться, а иначе меня отчислят из вуза. Я сказал — не-не-не, я ничего подписывать не буду. После этого разговор, можно сказать, пошел нормально», — говорит Владислав.
Когда студент отказался подписывать протокол, в отдел позвали понятых: «Пришли две женщины, мы с ними поговорили, я им посоветовал, чтобы их сыновья следили за тем, что у них во "ВКонтакте" опубликовано».
Полностью дело Владиславу так и не выдали: полиция направила материалы в суд; тот, в свою очередь, вернул их назад в МВД для устранения недочетов. «Я спросил, [какие там недочеты], мне сказали — не мое дело. С тех пор оно лежит в полиции, никаких новостей пока нет», — удивляется студент.
Он считает, что силовики наткнулись на его страницу случайно: «Никакой политической активности я не вел, свою гражданскую позицию никак не проявлял».
Четвертого марта Ирина пришла в университет ко второй паре. Возле проходной стоит ее районный участковый.
«Сразу поняла, что это ко мне — мы накануне выложили материал про начальника ЦПЭ в Костроме [Алексея] Козюберду. И, по правде говоря, я ожидала какой-нибудь пакости от них. Но не думала, что они сработают так быстро», — рассказывает Шумилова.
Участковый объяснил: на странице девушки нашли свастику, и предложил проехать с ним для дачи объяснений. В это время из аудитории вышла преподавательница Шумиловой по теории гражданского права и спросила, что происходит.
«Узнав, она отвела меня на второй этаж, связалась с ректором, рассказала мне мои права. Настояла на том, чтобы меня вызвали на опрос после лекции. Я сказала, что без повестки не поеду, и участковый накатал на коленках повестку», — вспоминает девушка.
В полицию Шумилова приехала с товарищами — активистами «Левого блока», КПРФ и штаба Навального. Подала несколько ходатайств, в том числе и с просьбой прекратить дело: «Участковый все внимательно рассмотрел, скопировал ходатайства. <…> Бедный участковый сам был не рад, что ЦПЭ свалил на него грязную работу. Как я поняла, свастику нашел ЦПЭ, они же передали дело участковому. Он сам в шоке от такого маразма, но его никто не спрашивал».
Участковый, говорит Шумилова, оставил впечатление усталого человека: «Он был к нам благожелательно настроен, не понимал, почему его заставляют заниматься такой чушью».
Активистка уверена, что это дело — месть за ее деятельность в «Левом блоке» и, в особенности — за текст про начальника Центра «Э» майора Козюберду. «Мне должны были уже прислать либо повестку в суд, если дело передано туда, либо определение об отказе в возбуждении дела. Буду связываться с участковым, требовать прислать мне хоть какие-то документы, проясняющие мой статус», — добавляет она.
13 февраля домой к Семену и его родителям пришла инспектор по делам несовершеннолетних и мужчина в гражданском, который не представился. Инспектор показала Наталье Шапловой, маме Семена, фрагменты дела на ее сына.
Помимо «Тома и Джерри», полицейские нашли у Семена еще два ролика со свастикой: любительский клип на песню Heute Nacht (иногда ее ошибочно называют Rammstein — Katyusha) и фрагмент из фильма «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино, в котором Гитлер бьет рукой по столу и кричит Nein, nein, nein!
Сотрудница полиции объяснила Шапловой, что они «ведут отслеживание» таких публикаций. «Я никогда с этим не сталкивалась, и не поняла, серьезно это или нет. Ребенок пошел, все удалил, сделал страничку приватной. Они сказали, что будут составлять протокол», — говорит мать подростка.
17 февраля Семен с родителями пришел для составления протокола в отдел полиции: «В кабинет зашла начальница отдела ПДН, сказала: "О, это сидит у нас семья экстремистов". Наверное, в шутку — я к этому серьезно не относилась». Женщина предполагала, что после составления протокола ее сыну прочитают нотацию и отпустят, но полицейские сказали, что будут ставить школьника на профилактический учет.
«Я стала говорить: зачем ставить на учет — ну оштрафуйте его. Он же никак это видео не распространял. "Нет, вы тут штрафом не отделаетесь, только постановка на учет". Сказали, что чуть ли не отслеживали его "ВКонтакте" и вот это выявили — это же смешно! Они там вообще непробиваемые», — говорит Шаплова.
Родители Семена также сослались на поправки, которые в конце 2019 года подписал президент Владимир Путин — согласно им, свастику можно публиковать без цели пропаганды или в случаях, когда нацизм осуждается. «Нам ответили — какая разница, вышли или не вышли [поправки], мы работаем по позиции Минюста», — возмущается Шаплова. Отец Семена распечатал подписанный Путиным закон и пытался объяснить с документом на руках, но его не послушали.
«Мы с ним вместе посмотрели все видео и посмеялись», — говорит Шаплова о своем отношении к делу. Учителя из школы Семена тоже встали на сторону подростка.
Редактор: Дмитрий Трещанин