Фото: Олег Харсеев / Коммерсант
Тренд уходящего года — новости о бандах и преступных группах, созданных сотрудниками ФСБ. «Медиазона» насчитала пять громких уголовных дел в отношении чекистов — убийц, бандитов, похитителей, вымогателей, разбойников и мошенников — которые расследовались или слушались в суде в 2019-м.
19 ноября «Коммерсант» сообщил, что Следственный комитет обвиняет двух майоров из управления ФСБ по Москве и Подмосковью — Александра Мрищука и Антона Барякшева — в организации преступного сообщества и банды (часть 3 статьей 210 и 209 УК соответственно). По версии следствия, в 2016 году группировка напала на контрабандистов, которые завозили из США крупные партии телефонов и компьютеров для продажи на «Горбушке», уклоняясь от таможенных платежей. Сотрудники ФСБ провели рейд с участием боевиков «региональной общественной организации "Единые народные общинные товарищества"», она же «ЕНОТ корп», которые были одеты в камуфляж и обеспечивали силовое сопровождение оперативников и следователей. Показания против майора Мрищука дали как пострадавшие бизнесмены, так и предполагаемые налетчики.
Уже находившиеся к тому моменту под следствием по делу о вымогательстве в Туапсе бойцы «ЕНОТ корп» заключили досудебные соглашения и рассказали, что участвовали в налете на торговцев электроникой по заказу сотрудников ФСБ, которые хотели «личной наживы». По их словам, майор Мрищук инструктировал боевиков и в 2016 году сам отправил их в рейд под видом следственно-оперативных действий.
По данным «Коммерсанта», в операции участвовали десятки сотрудников ФСБ, но под арест суд отправил только Мрищука и Барякшева. В апелляции Мрищук добился освобождения из СИЗО — источники «Медузы» объясняют это возможным вмешательством его влиятельных родственников. По информации издания, из СИЗО освободили и Барякшева — он начал сотрудничать со следователями, а те не стали ходатайствовать о продлении ареста.
28 ноября «Коммерсант» сообщил, что в деле двух майоров ФСБ появились новые обвинения — разбой и кража (статьи 162 и 158 УК). «ЕНОТ корп» в рапортах следователя, с которыми ознакомились журналисты, назван силовым «структурным звеном» преступного сообщества и банды.
«Фактической целью данной организации являлась маскировка планируемой преступной деятельности по оказанию услуг, связанных с розыском лиц, слежкой, адресной установкой, запугиванием, хищением имущества, нападениями и другими неправомерными действиями», — цитировала газета материалы дела. Следователи Московского межрегионального следственного управления на транспорте и сотрудники ФСБ привлекали «енотов» к оперативной работе, но представители спецслужбы, помимо этого, использовали их «еще и в качестве исполнителей преступлений».
Так, боевики приходили на обыски в офисах и частных домах, а после следственных действий выносили оставшееся имущество, компьютеры и телефоны. По оценке СК, в декабре 2016 года они похитили у контрабандистов, поставлявших гаджеты на «Горбушку», деньги и ценности на сумму в 4,8 млн рублей. Как пишет газета, «еноты» участвовали в рейде под видом бойцов спецподразделений, сопровождающих оперативников и следователей.
Первой о группировке «ЕНОТ корп» в феврале 2019-го рассказала «Новая газета». «Организации как таковой нет уже несколько месяцев, но все бывшие "еноты" находятся в активной разработке», — писала спецкор издания Юлия Полухина.
Командир группы Роман Теленкевич в настоящее время арестован; «Новая» писала, что он проходит по туапсинскому делу о вымогательстве. Сопровождением этого дела занимался центральный аппарат ФСБ.
По информации «Медузы», которая ознакомилась с материалами дела о преступном сообществе Мрищука и Барякшева, сейчас подозреваемыми по нему проходят 11 человек, в основном это бывшие «еноты». Двое сотрудников ФСБ сказали изданию, что привлечение патриотических военизированных общественных объединений к участию в оперативных мероприятиях давно стало нормой во многих подразделениях спецслужбы — равно как и присвоение имущества, изъятого во время обысков.
В апреле сотрудника управления «К» службы экономической безопасности ФСБ полковника Кирилла Черкалина и его предшественника Дмитрия Фролова и бывшего подчиненного Андрея Васильева задержали по подозрению в получении взяток в особо крупных размерах. При этом Черкалину вменили часть 6 статьи 290 УК (получение особо крупной взятки), а его подчиненным — часть 4 статьи 159 УК (мошенничество). Перед задержанием Фролова и Васильева уволили по «компрометирующим обстоятельствам»; всех троих арестовали.
«Коммерсант» писал, что, по версии следствия, Черкалин брал взятки от банкиров, занимаясь оперативным сопровождением дел о финансовых махинациях. Из оглашенных в суде материалов следует, что полковника обвиняют в получении взятки в 850 тысяч долларов. Дмитрия Фролова обвинили в похищении 490 млн рублей — в 2011 году он убедил состоятельного москвича, что тот вскоре станет фигурантом уголовного дела, и пообещал закрыть его за вознаграждение.
Через два месяца после ареста Черкалина источники «Росбалта» рассказали, что в ходе обысков у чекистов изъяли 12 млрд рублей. «Мы подозреваем, что эти деньги были получены за общее покровительство от представителей коммерческих структур, в первую очередь — от руководителей банков», — сказал собеседник агентства. По словам источников «Коммерсанта», эти деньги принадлежали не только Черкалину, но и Фролову с Васильевым; хранились наличные в трех квартирах.
Спустя полгода суд по требованию Генпрокуратуры обязал полковника Черкалина и его родственников отдать государству более 6 млрд рублей незаконного дохода.
«Проект» и The Bell описывали схему «крышевания» банков сотрудниками управления «К» ФСБ. Так, журналисты выяснили, что силовики получали либо фиксированные взятки, либо откаты в размере 0,1-0,2% от объема выведенных из банка денег. Курьерами, перевозившими наличные, выступали бойцы спецподразделений «Альфа» и «Вымпел». Неназванный экс-совладелец одного из российских банков рассказал журналистам, что управление «К» ставило на «абонентскую плату» финансовые учреждения, занимавшиеся обналичкой — для этого туда командировали офицера ФСБ в отставке, который возглавлял службу экономической безопасности.
2 июля ФСБ лаконично сообщила о задержании сотрудников спецслужбы, «причастных к хищению денежных средств, принадлежащих частному предпринимателю». Ни число задержанных, ни какие-либо другие обстоятельства дела в сообщении не раскрывались.
Спустя три дня РБК и «Ведомости» написали, что задержаны и арестованы шестеро сотрудников ФСБ. Источник РБК, близкий к спецслужбе, и собеседник в самом ведомстве рассказали, что задержаны трое сотрудников спецподразделения «Альфа», сотрудник группы спецназа «Вымпел» и двое офицеров «банковского» управления «К». РБК со ссылкой на материалы дела писал, что силовики по поддельному постановлению инсценировали в банке обыск; при нем присутствовали сотрудники Центра спецназначения, в который входят отряды «Альфа» и «Вымпел».
Позднее в тот же день в пресс-службе Московского гарнизонного военного суда «Интерфаксу» сообщили, что меру пресечения избрали семерым, а не шестерым сотрудникам ФСБ: пятерых отправили в СИЗО, еще двоих — под домашний арест. Выяснилось, что им вменяют только разбойное нападение (часть 4 статьи 162 УК).
По данным источников РБК, среди арестованных оказался внук генерала госбезопасности и преподавателя Академии ФСБ, офицер управления «К» Александр Карелин. Как отмечало издание, СК считает фигурантов этого дела причастными к нападению на клиента банка «Металлург» в июне 2018 года: тогда около десяти человек в масках и униформе с нашивками ФСБ ворвались в офис банка и, угрожая оружием и демонстрируя постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий, забрали у потерпевшего 136 млн рублей наличными.
По сведениям источника РБК, силовики подозревали банк в обналичивании денег и считали, что его руководство не станет обращаться в правоохранительные органы, но московский уголовный розыск после обращения потерпевшего по данным с камер наблюдения идентифицировал микроавтобус Mercedes, на котором скрылись нападавшие, а затем — и их личности. Эту информацию передали в управление собственной безопасности ФСБ и военным следователям. Издание подчеркивало, что банк контролирует выходец из ГРУ Юрий Карасев.
РБК со ссылкой на источники сообщал, что силовиков также проверяют по статьям о преступном сообществе (210 УК), мошенничестве (159 УК), разбойном нападении (162 УК) и превышении должностных полномочий (статья 286 УК), однако официального подтверждения этой информации так и не появилось. Если верить собеседникам издания, банду разрабатывали в течение года, а решение о задержании офицеров согласовывалось с начальником службы экономической безопасности Сергеем Королевым (ему подчиняется управление «К») и директором спецслужбы Александром Бортниковым.
Неназванные источники «Новой газеты» говорили, что задержанные чекисты могут быть причастны к хищению более 100 млн рублей, пропавших во время обыска у полковника МВД Дмитрия Захарченко несколько лет назад. По словам источников «Росбалта», бойцы спецназа и офицеры попали в разработку из-за участившихся случаев пропажи наличных во время обысков.
30 сентября Уральский окружной военный суд вынес приговор двум участникам «тюменской банды ФСБ», действовавшей в регионе девять лет — с 2008 по 2017 год. Бывшего сотрудника спецслужбы Евгения Гладких приговорили к 25 годам колонии за шесть убийств и угоны, а тренера по самбо Александра Кобылина — к 12 годам колонии за три убийства и угон. За год до этого другой участник банды, сотрудник ФСБ Алексей Коротков получил 24 года колонии. Подельник осужденных силовиков Сергей Зозуля находится в международном розыске, а лидер банды — капитан ФСБ Владимир Гилев — не дождавшись суда, покончил с собой в СИЗО.
По версии следствия, на счету банды семь убийств, а также эпизоды, связанные с шантажом, рэкетом и налетами на коммерсантов. Например, они обстреляли кафе, чтобы убедить его хозяина принять покровительство своего товарища — тренера по самбо. Одно из убийств бандиты совершили во время инсценировки — переодетого в деловой костюм мигранта из Таджикистана с мешком на голове застрелили на глазах бизнесмена, выдав его за посредника, который якобы присвоил взятку, предназначавшуюся высокопоставленным силовикам. Еще двух мигрантов убили только для того, чтобы испытать видоизмененный патрон, который Гилев изготовил в гараже, рассчитывая запутать следы и осложнить работу криминалистам. Жертвами банды становились и таксисты — силовикам были нужны их машины.
26 декабря Следственный комитет сообщил о задержании в Москве троих подозреваемых в убийстве двух и более человек, совершенном организованной группой из корыстных побуждений (пункты «а», «ж», «з», «к» часть 2 статьи 105 УК).
По словам источника РИА «Новости», двое задержанных раньше служили в спецподразделении ФСБ «Альфа», но в нападениях участвовали уже после увольнения. Неназванный собеседник «Интерфакса» также сказал, что двое обвиняемых в прошлом были сотрудниками спецслужб.
По версии следствия, группа была создана одним из задержанных для разбойных нападений. Всего СК сообщил о двух эпизодах убийств. 28 ноября 2008 года бывшие спецназовцы убили бизнесмена и его водителя. Спустя четыре года, в мае 2012-го, они совершили еще одно подобное преступление — избили до смерти 45-летнего москвича, чтобы завладеть крупной суммой денег. Один из задержанных дал признательные показания.
Следователи провели более 15 обысков в Москве и двух других регионах, у обвиняемых изъяли большое количество боевого огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, отчитался СК.
В пресс-службе Пресненского районного суда Москвы РБК сообщили, что всех троих задержанных отправили в СИЗО, а также назвали их фамилии и инициалы: это Воскресенский А.К., Чукаев Б.В. и Чуканов А.М.
Исправлено в 19:15 6 января 2020 года. Изначально ошибочно была указана должность Дмитрия Фролова.
Редактор: Дмитрий Ткачев