Участники обмена сходят с борта российского самолета Ту-204 в аэропорту Внуково. Фото: Илья Питалев / РИА «Новости»
Россия и Украина обменялись заключенными и пленными. Список вернувшихся на родину украинцев доступен на сайте президента Владимира Зеленского. Официального списка пассажиров приземлившегося во Внуково самолета нет, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков обещал обнародовать его «позже». Тем временем «Украинская правда» со ссылкой на собственные источники опубликовала имена тех, кто попал под обмен. «Медиазона» рассказывает, что известно об этих людях.
Владимир Цемах — гражданин Украины, командовавший участком противовоздушной обороны самопровозглашенной ДНР в районе города Снежное. Нидерланды считают его одним из ключевых фигурантов дела о крушении рейса MH17, сбитого над Донецкой областью в 2014 году, главный прокурор страны Фред Вестербеке просил Украину не выдавать Цемаха России.
В конце июня украинские спецслужбы захватили Цемаха на подконтрольной сепаратистам территории, он находился под арестом в Киеве по обвинению в создании террористической группы или террористической организации (часть 1 статьи 258–3 УК Украины). «Коммерсант» утверждал, что именно на Цемаха Москва и Киев договорились обменять украинского режиссера Олега Сенцова.
Кирилл Вышинский — главный редактор «РИА Новости Украина», уроженец Днепропетровска, в 2015 году получил второе гражданство (российское). В Киеве его обвиняли в госизмене (статья 111 УК Украины). Пресс-секретарь Службы безопасности Украины Елена Гитлянская говорила, что Вышинского задержали после того, как спецслужбы раскрыли «деятельность сети медиаструктур», которые «использовались страной-агрессором в рамках гибридной информационной войны против Украины».
С мая 2018 года находился под арестом, однако в конце августа его освободили из-под стражи.
Виктор Агеев — взят в плен украинскими военными в 2017 году в Луганской области, осужден на 10 лет колонии за создание террористической группы (часть 1 статьи 258–3 УК Украины) и незаконное обращение с оружием (части 1 статьи 263). По версии СБУ, был пулеметчиком отдельной разведывательной роты сепаратистов. Мать Агеева говорила, что после прохождения срочной службы в российской армии в 2016 году сыну предложили контракт.
Александр Баранов — крымчанин, украинский военный, в 2014 году поступивший на службу в российскую армию. По версии Минобороны, сотрудники СБУ в 2016 году вывезли Баранова из Крыма на территорию Николаевской области. Россия расценила это как «похищение». В 2018 году получил 13 лет лишения свободы части 1 статьи 408 УК Украины (дезертирство) и по части 1 статьи 111 (государственная измена).
Андрей Васьковский — гражданин Украины, бывший сотрудник СБУ. В 2018 году занимавший тогда пост главы спецслужбы Василий Грицак сказал, что среди сотрудников ведомства нашли «крота». THC утверждает, что речь шла именно о Васьковском, которого в итоге арестовали по делу о госизмене. О вынесении приговора Васьковскому не сообщалось.
Руслан Гаджиев — житель Ростова-на-Дону, который приехал в Донбасс в 2014 году. 3 сентября Гаджиева приговорили к 15 годам колонии, признав его виновным в теракте, участии в террористической организации, незаконном обращении с оружием и ведении агрессивных военных действий. Он оказался единственным выжившим из экипажа танка, подбитого украинскими военными в бою под Дебальцево. По словам адвоката россиянина Валентина Рыбина, изначально Гаджиев был в списке обмена с Россией, но позднее его вычеркнули — на 6 сентября Гаджиев оставался в СИЗО Артемьевска.
Павел Черных и Ольга Ковалис — россияне, супружеская пара, задержанная в 2015 году в Донецкой области украинскими властями по подозрению в содействии ДНР.
Денис Хитров и Елена Бобовая — граждане Украины, задержаны в 2017 году в Одессе по подозрению в государственной измене и работе на российское ГРУ, другой фигурант их дела — гражданин Молдовы Петр Мельничук — также передан России в рамках обмена.
Тарас Синичак — бывший офицер военно-морского флота Украины, который в 2014 году присягнул на верность России, а через два года приехал на территорию Украины, где его и задержали за государственную измену и приговорили к восьми годам лишения свободы.
Алексей Седиков — отставной российский военный, в 2016 году он отправился воевать за ЛНР и через нескольких месяцев был задержан. Украинский суд приговорил его к 11 годам колонии за террористическую деятельность.
Антонина Родионова была делопроизводителем в службе радиационной, химической, биологической защиты службы экологической безопасности украинской Нацгвардии. Украинские спецслужбы решили, что в 2016 году ее во время поездки в Россию завербовала российская разведка. Она была приговорена к четырем годам колонии за госизмену.
Юрий Ломако — отставной украинский военный, по версии следствия, был завербован российскими спецслужбами в 2015 году во время поездки в Крым к родственникам. Как утверждало следствие, вернувшись домой, он похищал у родственников, служащих в центре спецопераций ВМС Украины, документы, которые переправлял кураторам в Россию. Был задержан в 2018 году и приговорен к пяти годам за госизмену.
Дмитрий Кореновский — гражданин Украины, скульптор из Николаева, задержанный летом 2018 года по подозрению в госизмене. По версии следствия, он и другой прибывший сегодня во Внуково украинец — Виктор Федоров — передавали российским спецслужбам данные о передвижениях украинских войск.
Анна Дубенко — связистка украинской военной части в городе Бахмуте Донецкой области. Обвинялась в передаче разведданных российским военным, на суде она призналась в шпионаже в пользу самопровозглашенной Донецкой народной республики. Дубенко отпустили из СИЗО в 2017 году.
Максим Одинцов — крымчанин, бывший украинский военнослужащий. В 2014 году перешел на службу в российскую армию. В 2016 году Одинцов был задержан на границе с Херсонской областью. В феврале 2018 года был осужден по статьям о государственной измене и дезертирстве, вину не признал. Был приговорен к 14 годам заключения.
Станислав Ежов — бывшего сотрудника кабинета министров и переводчика премьера Владимира Гройсмана осудили по обвинению в государственной измене. Он признал вину. По версии следствия, Ежов передавал российским спецслужбам важную информацию об экономике, внешней политике и обороне Украины.
Аркадий Жидких — россиянин, боец бригады «Восток», которая участвовала в военном конфликте в Донецкой области на стороне самопровозглашенной ДНР. Жидких задержали в 2015 году и приговорили к восьми годам колонии по статье об участии в террористической организации.
Денис Сидоров — ветеран Второй чеченской войны, бывший российский полицейский, который воевал в Донбассе, в 2016 году был задержан и впоследствии приговорен украинским судом к лишению свободы.
Игорь Кимаковский — бывший сотрудник Государственного аграрного университета в Петербурге. В 2015 году его задержали украинские пограничники. СБУ называло Кимаковского, который служил советником мэра города Дебальцево в Донецкой области, «агентом ФСБ».
Сергей Лазарев — бывший украинский военный, отвечал за учет техники. Согласно приговору, в течение трех лет предоставлял российским спецслужбам информацию об авиации Украины. В 2017 году был задержан, приговорен к четырем годам колонии.
Владимир Галич — бывший депутат городского совета Севастополя, один из инициаторов референдума о выходе Крыма из состава Украины. В 2015 году задержан. Галича обвиняли в государственной измене.
Сергей Гнатьев — украинец, обвинялся в нападении на участника добровольческого батальона, националиста Виталия Регора. Гнатьев нанес ему более десяти ножевых ранений — предположительно, за то, что Регор в 2016 году срывал георгиевские ленточки с участников шествия «Бессмертный полк». Незадолго до обмена суд постановил отпустить Гнатьева из СИЗО.
Андрей Третьяков — крымчанин, задержанный в 2017 году; предположительно, воевал за ДНР. Как сообщали украинские власти, после задержания Третьяков говорил об участии российских военных инструкторов в вооруженном конфликте.
Алексей Лазаренко — работник украинского авиапредприятия «Мигремонт», который якобы сотрудничал с российской разведкой. Во время задержания на российской границе у него в носках нашли флеш-карту со сведениями об украинских истребителях.
Александр Саттаров — бывший боец «Беркута», задержан в 2017 году. По версии следствия, участвовал в захвате крымского аэропорта «Бельбек» в 2014 году, перед обменом находился в СИЗО в ожидании решения суда.
Александр Ракущин — бывший офицер украинской армии, был задержан в июне 2019 года. По версии следствия, завербован в 2017 году на встрече выпускников Ленинградского высшего военно-политического училища противовоздушной обороны имени Андропова и с тех пор работал на российские спецслужбы.
Юлия Просолова — жительница Донецка, обвинявшаяся в подрыве машины полковника СБУ Александра Хараберюша. Задержана в 2017 году, когда приехала на территорию, подконтрольную Украине, для замены паспорта.
Евгений Мефедов – гражданин России, арестованный по делу о столкновениях в Одессе 2 мая 2014 года. Поддерживал сторонников одесского Антимайдана, был в Доме профсоюзов во время пожара, где погибли 42 человека. Мефедова обвиняли в участии в массовых беспорядках. Был оправдан, но снова задержан по обвинению в покушении на территориальную целостность Украины.
Сведений о переданных сегодня России Сергее Ковернике, Андрее Костенко, Алексее Лазаренко и Александре Тарасенко «Медиазоне» в открытых источниках найти не удалось.
Олег Сенцов — украинский режиссер, один из «крымских террористов». Его приговорили к 20 годам колонии строгого режима по делу о поджоге двух офисов — «Единой России» и «Русской общины Крыма» — и подготовку к подрыву памятника Ленину и Вечного огня в Симферополе весной 2014 года. В результате поджогов никто не пострадал, сам Сенцов в них не участвовал.
В колонии в Лабытнанги режиссер объявил голодовку солидарности с другими оказавшимися в российских тюрьмах украинцами-политзаключенными и держал ее 145 дней.
Александр Кольченко — антифашист, осужден на 10 лет колонии строгого режима по тому же делу «крымских террористов». Кольченко не отрицал, что присутствовал при одном из поджогов «с целью причинения материального ущерба этой партии», которая «разрешила Путину ввод войск».
Еще один фигурант дела «крымских террористов» Геннадий Афанасьев вернулся на Украину летом 2016 года — вместе с осужденным за шпионаж 72-летним Юрием Солошенко его обменяли на двоих одесситов, получивших сроки за поддержку сепаратистов. Афанасьев после задержания признал вину и сотрудничал со следствием, но в суде неожиданно отказался от своих показаний, объяснив, что они даны под пытками.
Приговоренный к семи годам лишения свободы Алексей Чирний, который тоже дал показания против Сенцова, остается в российской колонии.
Роман Сущенко — журналист агентства «Укринформ». В России его приговорили к 12 годам колонии строгого режима по делу о шпионаже. По версии ФСБ, он собирал информацию о военных и Нацгвардии.
Евгений Панов — фигурант дела «крымских диверсантов». В июля 2018 года осужден на восемь лет колонии строгого режима. По версии следствия, вместе с подельником Андреем Захтеем он собирался перевозить на своей машине группу диверсантов, планировавших взрывы в Крыму. Панов рассказывал о пытках электрическим током.
Станислав Клых — фигурант дела «украинских боевиков в Чечне». В 2014 году Следственный комитета начал расследовать дело об участии членов радикальной партии Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона (УНА-УНСО, запрещена в России за экстремизм) в боевых действиях в Чечне и убийствах российских военных в середине 1990-х. Станислава Клыха приговорили к 20 годам и одному месяцу колонии строгого режима.
Защита говорила, что во время следствия его жестоко пытали. Судебный процесс проходил в Грозном. На заседаниях Клых был то апатичен, то возбужден, и говорил бессвязно; несмотря на видимую неадекватность его поведения, психиатрическая экспертиза признала его вменяемым.
Николай Карпюк — украинский националист, зампред партии УНА-УНСО. Приговорен к 22,5 годам колонии строгого режима по делу «украинских боевиков в Чечне». Карпюк подробно описывал в суде, как его пытали после задержания.
Павел Гриб — приговорен к шести годам колонии общего режима по обвинению в содействии террористической деятельности. По версии следствия, находясь на территории Украины, Гриб предложил жительнице Сочи взорвать бомбу на школьной линейке. Он отрицает это и предполагает, что повод для преследования — его антироссийские высказывания в соцсетях.
Алексей Сизонович — приговорен к 12 годам колонии строго режима по делу о приготовлении к совершению теракта и хранении взрывчатки. По версии следствия, он передавал сообщнице мины для взрыва в городе Каменске-Шахтинском Ростовской области перед выборами в Госдуму в октябре 2016 года. Тогда 61-летний Сизонович признал вину.
Владимир Балух — проукраинский активист, житель Крыма. Его приговорили к четырем годам и 11 месяцам колонии по двум делам — хранение боеприпасов и нападение на начальника изолятора временного содержания.
Артур Панов — 17-летний на момент задержания блогер, уроженец украинского Краснодона. Приговорен к восьми годам колонии общего режима по делу о подготовке теракта в парке Горького в Ростове-на-Дону. Во время обыска у него якобы нашли взрывчатку. В своем блоге Панов публиковал манифесты от имени несуществующего «четвертого поколения» немецкой леворадикальной группировки RAF («Фракция Красной армии»).
Эдем Бекиров — крымскотатарский активист. В России находился под следствием. По версии СК, он привез в Крым более 10 килограммов тротила и 190 боевых патронов.
Кроме того, домой вернулись 24 украинца, которых в России обвиняли в незаконном пересечении границы. Это моряки с трех украинских судов, которые в ноябре 2018 года при попытке пройти через Керченский пролив обстреляли и захватили российские военные: Андрей Артеменко, Виктор Беспальченко, Юрий Безъязычный, Юрий Будзыло, Владимир Варимез, Михаил Власюк, Богдан Головаш, Денис Гриценко, Андрей Драч, Вячеслав Зинченко, Владислав Костышин, Владимир Лисовой, Роман Мокряк, Олег Мельничук, Богдан Небылица, Андрей Опрыско, Сергей Попов, Евгений Семидоцкий, Василий Сорока, Владимир Терещенко, Андрей Шевченко, Сергей Цыбизов, Сергей Чулиба, Андрей Эйдер.
Редакторы: Дмитрий Ткачев, Сергей Смирнов