Петр и Елена Хомских с детьми. Фото: Евгений Одиноков / РИА «Новости»
Никулинский районный суд Москвы отказал в иске прокуратуры, требовавшей лишить родительских прав супругов Петра и Елену Хомских — во время акции 3 августа они гуляли по центру города со своими дочерями. Ведомство сочло, что родители специально взяли детей с собой, чтобы избежать задержания, и тем самым подвергли их опасности. Судья Юлия Голянина нашла эти доводы неубедительными, ограничившись предупреждением родителям.
Судья Никулинского районного суда Юлия Голянина, рассмотрев в закрытом заседании иск прокуратуры, отказалась лишать родительских прав 43-летнего Петра Хомского и его жену Елену, передает корреспондентка «Медиазоны» из коридора суда.
«В иске прокуратуры отказано, детей у нас не забирают. Суд решил, что прокуратура должна вынести предупреждение, чтоб мы изменили какое-то свое поведение в отношении детей. Будем обжаловать, но это уже детали. Главное, что детей у нас не отбирают», — прокомментировал решение суда Петр Хомский.
«Отказывая в удовлетворении иска прокуратуры к Хомским, суд, несмотря на это, предупредил их о необходимости изменения своего отношения к детям. Это решение не является выигрышным, по моему мнению. Родителям по сути сказали: сейчас мы вас родительских прав не лишаем, потому что это является преждевременным, но если вы будете продолжать появляться в центре в дни проведения массовых мероприятий и митингов, то ситуация может повториться. И такая ситуация не может не огорчать и не вызывать у нас недоумение», — добавила адвокат «Апологии протеста» Татьяна Сустина, представляющая интересы родителей.
У Хомских трое дочерей: старшей десять лет, средней три года, младшей три месяца. Супруги стали героями новостей 3 августа, когда в Москве прошла очередная акция за допуск независимых кандидатов в Мосгордуму, а полицейские и бойцы Нацгвардии, по подсчетам «ОВД-Инфо», задержали 1 001 человек. РЕН ТВ в этот день выпустил новость под заголовком «Пара едва не перевернула коляски с детьми на митинге в Москве».
«В социальных сетях появилось видео, на котором запечатлена семья, подвергающая несовершеннолетних опасности. На кадрах видно, что мужчина и женщина настолько увлечены "протестом", что даже забывают о своих малышах. Отец и мать, крича, что они участвуют в марше для того, чтобы обеспечить будущее своим детям, едва не перевернули коляски», — сообщал телеканал.
Видео, возмутившее редакцию РЕН ТВ, первой опубликовала в твиттере журналистка The Insider Анна Красноперова: цепочка силовиков медленно вытесняет толпу из сквера, среди отступающих — чета Хомских с детскими колясками, в какой-то момент мужской голос произносит: «Это наше будущее и их будущее».
Затем внимание на ролик обратил депутат Госдумы Александр Хинштейн. «Что должно быть в голове у людей, которые тащат детей, тем более грудных, на такие мероприятия?» — написал он в твиттере. На следующий день видео запостил в своем «Живом журнале» блогер Олег Лурье. Запечатленного на записи мужчину он назвал «охранником Навального» и «профессиональным провокатором, который работает на Навального, Касьянова, Яшина и неоднократно появлялся в ситуациях, необходимых для снятия деструктивных роликов и распространения их в сети». Похожий пост об «охраннике Навального» написал и ведущий «блога честного юриста» Александр Зорин (Петр Хомский называет его «юристом в штатском, который следует за Навальным»).
Как рассказывала «Медиазоне» адвокат Сустина, 3 августа они «погуляли с детьми, ничего не выкрикивали, никакие лозунги, никакие плакаты не показывали и вообще они не видели, чтобы в принципе вот это мероприятие было похоже на митинг. И ничего они не опасались, соответственно, ни для себя, ни для своих детей».
Петр Хомский рассказывает, что вскоре после публикации видео домой к его родителями, а также в детский сад и школу, которые посещают девочки, приходили полицейские и сотрудники опеки. Причину визитов они толком не объясняли. Петр и Елена поняли, что вокруг них «есть какое-то движение», поэтому обратились за помощью к правозащитникам; те выяснили, что прокуратура подала в суд иск с требованием лишить супругов родительских прав.
В иске, с которым ознакомилась «Медиазона», говорилось, что Хомские во время акции 3 августа «умышленно допустили» нахождение своих детей «в непосредственной близости от агрессивно настроенных митингующих граждан, а также сотрудников правоохранительных органов со спецредствами, пресекающих правонарушения со стороны митингующих, в целях предотвращения своего возможного задержания сотрудниками полиции, тем самым подвергли опасности жизнь и здоровье детей».
«Таким образом, Хомский П. А. и Хомская Е. Г. злоупотребили родительскими правами в ущерб интересам детей, что свидетельствует о невыполнении ими в полном объеме обязанностей по воспитанию детей», — утверждалось в иске прокуратуры. К документу прилагался скриншот новости РЕН ТВ.
Согласно карточке дела на сайте Никулинского районного суда, предварительная беседа по иску прошла еще 22 августа, однако Хомские, по их словам, узнали об иске лишь через несколько дней после этого.
«Надлежащего уведомления [о беседе по иску] не было, повестки никому никакие никто не отправлял, соответственно, они узнали уже после этого процесса. Конечно, мы бы на него пришли и подготовились заранее. Но там как такового процесса не было — это так, одно название "процесс". Скорее всего, судья просто задними числами сделала, так делают», — предполагает адвокат Сустина.
Петр Хомский считает публикацию РЕН ТВ «доносом» и говорит, что блогеры-лоялисты назвали его «охранником Навального» по ошибке — на самом деле он «волонтерил в 2013-м году на мэрской кампании, один из сотен, я участвовал в волонтерстве в качестве водителя в костромской кампании, но потом мое волонтерство сошло на нет, потому что семья росла, дети рождались, и все меньше и меньше оставалось времени на все это».
Хомский признает, что 3 августа оказался в центре города неслучайно, но подчеркивает, что «это было просто в виде прогулки, мы не несли никаких плакатов, не выкрикивали лозунгов, не стояли на каком-то месте собрания. Мы просто шли вдоль бульваров, по бульварам, останавливались только на детских площадках, когда детям хотелось поиграть».
«У меня негативный прогноз по моему делу. У нас иск по отбору младших наших детей, в том числе грудничка. У мамы, так сказать, от тити отнять грудничка — вот что они хотят. А как нам объяснила адвокат, на старшую девочку нашу [подавать иск] смысла нет, она же должна в школу ходить. Если ее отправят в интернат, она после первого же урока сбежит и вернется домой. Так что против нее, они решили, особого смысла нет. Они решили отыграться на маленьких детях», — говорил Петр Хомский накануне заседания.
Петр и Елена Хомские — не первые участники акций в поддержку незарегистрированных кандидатов в Мосгордуму, у которых прокуратура пытается отобрать детей. 6 августа стало известно об иске ведомства к Дмитрию и Ольге Проказовым, которые во время акции 27 июля попросили двоюродного брата Ольги Сергея Фомина понести на руках своего годовалого сына. Видео, на котором Фомин «прикрывается грудничком от полиции», показали в эфире «Вестей», при этом самого активиста назвали одним из лидеров протеста. Ольга Проказова утверждала, что они с мужем стали фигурантами уголовного дела по статьям 125 (оставление в опасности) и 156 УК (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего). Фомин был объявлен в розыск и добровольно сдался силовикам; после этого неназванный источник ТАСС рассказал, что в отношении Проказовых «решается вопрос о прекращении уголовного дела». В итоге Лефортовский районный суд Москвы оставил иск прокуратуры о лишении Проказовых родительских прав без удовлетворения.
Редактор: Дмитрий Ткачев
Обновлено в 13:21. Добавлены цитаты Петра Хомского и его адвоката Татьяны Сустиной, прокомментировавших «Медиазоне» решение суда.
Обновлено в 17:20. Добавлена информация о решении Лефортовского районного суда по иску прокуратуры о лишении родительских прав еще одной московской семьи, приходившей с ребенком на митинг — Дмитрия и Ольги Проказовых.