Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
После демонстраций в поддержку независимых кандидатов в Мосгордуму, которые прошли в центре Москвы 27 июля, Следственный комитет расследует уголовное дело о «массовых беспорядках». На прошлой неделе суд отправил под арест его первых фигурантов. В понедельник Пресненский районный суд изберет меру пресечения как минимум троим новым обвиняемым. «Медиазона» рассказывает, что о них известно.
3 августа во время акций протеста на московском Бульварном кольце силовики задержали больше тысячи человек, их развезли по нескольким десяткам отделов полиции — в большую часть ОВД скоро приехали следователи, которые стали допрашивать задержанных по делу о «массовых беспорядках», возбужденному после акций 27 июля. Почему задержанные на демонстрациях в другой день стали свидетелями по этому делу — неясно.
Адвокатам долго не удавалось попасть в те отделы, где работали следователи. Как писала «Апология протеста», это было «центральное указание по линии ГУ МВД Москвы и ГСУ СКР по Москве — не допускать адвокатов к задержанным в отделы полиции, где проводят допросы следователи СКР».
Следователей интересовало, пришел ли человек на демонстрацию 3 августа «идейно» или «за денежное вознаграждение», в одиночестве или с кем-то, кого участники акции могли бы назвать своим лидером, брали ли с собой оружие и какие мессенджеры «использовали на митинге по координации действий с другими митингующими».
Большая часть допрошенных, судя по сообщениям в соцсетях, отказалась отвечать, сославшись на статью 51 Конституции. После допроса у задержанных массово изымали мобильные телефоны. Одновременно стало известно, что утром 3 августа после обыска были задержаны студент Даниил Конон и менеджер Сергей Абаничев, а после выхода из спецприемника, где он отбывал административный арест за участие в акции 27 июля — нижегородский левый активист Владислав Барабанов. В понедельник Пресненский районный суд изберет им меру пресечения. Кроме того, программа «Вести» сообщала о задержании активиста Сергея Фомина, однако в итоге оказалось, что он объявлен в розыск.
Обвиняется в участии в массовых беспорядках (часть 2 статьи 212 УК). Вину не признает
Левого активиста из Нижнего Новгорода Владислава Барабанова задержали вечером 3 августа на выходе из спецприемника по Южному административному округу Москвы. Там он отбывал семь суток административного ареста за участие в акции 27 июля. В тот день Барабанова задержали на Трубной площади и оставили в полиции до 29-го, когда Люблинский районный суд признал его виновным по части 8 статьи 20.2 КоАП (повторное нарушение правил проведения массового мероприятия). Известно, что в 2018 году суд в Нижнем Новгороде назначил ему 70 часов обязательных работ за участие в несогласованной акции, помешавшей движению пешеходов или транспорта (часть 6 статьи 20.2 КоАП) — вероятно, речь идет об акции против повышения пенсионного возраста.
В постановлении Люблинского суда от 29 июля сказано, что Барабанов вины не признал и утверждал, что приехал в столицу на встречу с муниципальным депутатом на Трубной площади. Кроме того, он говорил, что при задержании к нему применяли физическую силу, не давали пить и отказались предоставить телефонный звонок. Судья Калинина пришла к выводу, что Барабанов «в составе группы граждан, привлекая внимание граждан и средств массовой информации, игнорируя разъяснения сотрудников полиции, скандировал лозунги, создавал помехи движению пешеходов и транспортных средств».
Мать Барабанова Елена и его друзья не успели встретить активиста из московского спецприемника, так как прямо на выходе двое мужчин усадили его в машину.
«Я смотрю, автозаков нет, все нормально, — рассказывает она. — Подъехала машина легковая какая-то. <...> Я спросила, сказали, Барабанова отпускают в 19:50. Там какой-то мужчина в штатском гуляет с бумагами подозрительный, как мне показалось. Но машин вообще не было. 19:50 — я звоню, говорю, вот Барабанова должны отпустить. Мне говорят: "Я вот уже отпустил его". Ну, а где [он] тогда? "Ну, может быть, шнурки завязывает, он выйдет". И тут мне говорят: "Лена, его сажают в машину". Вот этой вот машине открыли ворота, она заехала на территорию спецприемника, подъехала прям к двери, где должен выйти Влад. Влад выходит с вещами, его посадили в машину и стали уезжать. У меня был шок. И вот они едут. Я не стала пускать машину. Машина включила сигналку. Как потом выяснилось, объявили какой-то план "Крепость". Машина орала. <...> В итоге они нас все равно стали в стороны оттеснять. Естественно, девушка Влада села уже [на землю] перед машиной потом. Грубо говоря, нас раскидали в разные стороны».
В конце концов Барабанова все же увезли в Следственный комитет. В ночь на 4 августа нижегородца допросили в присутствии адвоката по назначению и предъявили ему обвинение в участии в массовых беспорядках (часть 2 статьи 212 УК). Подробности обвинения пока неизвестны; мать задержанного со слов адвоката говорит, что «это вообще абсолютная дичь».
Сына она описывает как ответственного и неравнодушного молодого человека, вегана и спортсмена. Владислав участвовал в акциях солидарности с политзаключенными и в защиту парков Нижнего Новгорода. «Он не сидел в стороне. Вообще, у меня такое чувство, что здравомыслящую молодежь уничтожают, не нужна она обществу», — говорит Елена.
Ранее у Барабанова уже возникали проблемы с силовиками: в августе 2018 года его задержали во время презентации альманаха Moloko plus — «якобы за то, что он состоит в запрещенной в России организации»; в какой именно, не уточнялось. В начале июля 2019 года Барабанова вызывали в Следственный комитет для опознания трупа, обнаруженного еще в 2013 году. Он рассказывал «МБХ медиа», что только один вопрос касался погибшего, при котором якобы была обнаружена анархистская символика; все остальные «относились к попытке получить подробную информацию касаемо анархистского движения». Барабанов считал, что допрос был связан «с нездоровым интересом правоохранительных органов к анархистам».
Обвиняется в участии в массовых беспорядках (часть 2 статьи 212 УК). Вину не признает
25-летнего менеджера коммерческой фирмы Сергея Абаничева задержали после обыска утром 3 августа. Как рассказал «Медиазоне» его отец Вячеслав Абаничев, силовики забрали из квартиры мобильный телефон Сергея, планшет и одежду, в которой он был в центре Москвы 27 июля. Кроме того, с холодильника сняли сувенирный магнит, который подарил Вячеславу сборщик подписей за кандидата в Мосгордуму от «Яблока» Максима Круглова и самовыдвиженца из команды Дмитрия Гудкова Дмитрия Клочкова, и стикер с телефоном этого сборщика.
Сначала Абаничев проходил по делу о «массовых беспорядках» свидетелем, но уже к вечеру 3 августа ему предъявили обвинение. Со слов следователя, рассказывает адвокат Светлана Сидоркина из международной правозащитной группы «Агора», Сергею вменяют «бросок банкой в полицейского». При этом, подчеркивает защитница, 27 июля в руках у Абаничева был только пустой бумажный стакан из-под кока-колы, который он выкинул, когда допил напиток.
Вину Сергей не признает. «Сначала сказал, что ничего не делал. Но на допросе сказал, что был с бумажным стаканчиком, который просто выбросил на асфальт. Что есть на него у полиции, не знаю пока», — говорит отец обвиняемого.
Вячеслав говорит, что сын не участвует в протестных акциях и «не занимается политическим активизмом». Брат обвиняемого Павел отмечает, что Сергей был далек от оппозиции: «Да в том-то и дело, что ничем таким не занимался. Ничего про акции не рассказывал. Поэтому [я] и в шоке, что ему там [статью] 212 вменяют за какой-то выброшенный стаканчик».
Со своей девушкой Александрой Сергей вообще не обсуждал политику. «Это самый добрый, отзывчивый и искренний человек, которого я когда-либо встречала, и он уж точно не заслуживает того, что с ним сейчас происходит», — говорит она.
Александра рассказывает, что Абаничев окончил конструкторско-механический факультет Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, ходил на курсы в МГТУ имени Баумана. По словам девушки, он вырос в многодетной семье и «проявляет безмерную заботу» о своей младшей сестре.
«Человек, который покупает корм бездомным животным и кормит котят и собак, может причинить тяжкий вред? Я уверена, что нет, — рассуждает Александра. — Да и вообще, он на "Короля Льва" ходил [в кино] с игрушкой. Как бы забавно это не звучало».
Обвиняется в участии в массовых беспорядках (часть 2 статьи 212 УК). Вину не признает
Студент МГТУ имени Баумана Даниил Конон был задержан 3 августа в 19:30. Сейчас он находится в изоляторе временного содержания по Северо-Восточному округу Москвы.
Его адвокат Григорий Червонный рассказал, что Конон отказался признать вину и не стал давать показания.
По словам адвоката, обвинение пока не конкретизировано — в нем говорится одновременно о действиях неких неустановленных лиц и Конона, но не уточняется, что именно делал студент. Так, по версии следствия, неустановленные лица и Конон «призывали и побуждали протестующих своим примером к участию в беспорядках, неподчинению законным требованиям сотрудников полиции и Нацгвардии и применению насилия, выходили на проезжую часть, парализовав движение транспорта на Садовом кольце», применяли насилие в отношении силовиков, бросали в них камни, бутылки и распыляли слезоточивый газ. Пока неясно, какие доказательства лежат в основе этого обвинения.
Мать обвиняемого Наталья Конон, прочитав сообщение корреспондента «Медиазоны» во «ВКонтакте», отказалась от комментариев до понедельника.
3 августа в 8:45 на своей странице в фейсбуке она написала: «У нас обыск».
В 13:57 под этим постом Конон оставила комментарий: «Спасибо, друзья, за поддержку. Как все понимают, у меня теперь подписка о неразглашении».
На странице Даниила говорится, что он окончил кадетскую школу-интернат «Московский казачий кадетский корпус имени Шолохова», а сейчас учится в МГТУ имени Баумана на кафедре электронных технологий в машиностроении.
Обвиняется в участии в массовых беспорядках (часть 2 статьи 212 УК). Объявлен в розыск
3 августа в сюжете программы «Вести» на телеканале «Россия 1» сообщили о задержании активиста Сергея Фомина, не уточнив, в чем именно его подозревают. На следующий день о его аресте рассказал и Первый канал. Официального подтверждения этой информации до сих пор нет. Адвокат активиста Дмитрий Сотников и его мать Татьяна Фомина пока отказываются от комментариев.
В выпуске «Вестей» утверждалось, что на акции 27 июля Фомин «заводил толпу, перекрывал улицу и прикрывался грудным ребенком, чтобы пройти через оцепление».
Знакомый Фомина, попросивший об анонимности, рассказал «Медиазоне», что Сергей был волонтером в штабе Любови Соболь. Его задерживали на акции 12 июня; после этого он опасался повторного задержания.
«[Сергей] даже говорил, что больше не выйдет [на уличную акцию], потому что там штраф огромный. Но он мало того, что не смог не выйти, так еще и засветился как чуть ли не главный организатор», — говорит собеседник «Медиазоны».
Перед акцией 27 июля Фомина задержали за раздачу листовок, информирующих об отказе в регистрации независимых кандидатов в Мосгордуму.
На самой акции, судя по странице Фомина в фейсбуке, задержан он не был. Но 31 июля в соцсетях появилось видео, на котором активиста называли координатором протестующих. В ролике действительно запечатлены моменты, когда Фомин пытается руководить толпой, задавая направление движения.
«Он реально человек с улицы. Он вообще ничего не сделал, кроме махания руками с красным лицом, но это черта характера, — настаивает его знакомый. — Как человек он очень порядочный и честный. Политикой особо не увлекался и никогда нигде не светился. Просто решил помочь собрать подписи для Соболь. И тут понеслось. Он вообще очень увлекающийся человек и если что-то делает, то делает на 1 000%. Когда он увидел изнутри, что там творится, то с каждым этапом все больше распалялся».
Рано утром 31 июля Фомин написал на своей странице в фейсбуке, что к его родителям в полтретьего ночи пришли с обыском.
Ближе к шести часам вечера того же дня на странице матери активиста Татьяны Фоминой появился пост, подписанный Сергеем. Он объяснял, что в 5:30 к нему также пришли с обыском и изъяли компьютер и телефон. Примерно в восемь утра, по словам активиста, в сопровождении четверых полицейских и семи оперативников его в автозаке доставили на допрос в Следственный комитет. Там Фомин отказался давать показания, и вскоре его отпустили.
«Я действительно призвал людей уйти из-под дубинок ОМОНа в Брюсовом переулке, — писал активист. — Я просто гражданин. Если вам сложно представить, что человек может действовать самостоятельно, а не по чьей-то указке — это говорит прежде всего что-то о вас, а не обо мне». Фомин обещал тем же вечером выйти к станции метро «Чистые пруды» с плакатом «Любовь победит страх».
Его знакомый рассказал «Медиазоне», что последний раз общался с активистом вечером 31 июля. «Он сказал, что вообще непонятно, зачем его туда привозили, потому что все прошло как-то очень быстро. Сергей сразу сказал про 51-ю статью. Ему ответили: "Да чего ты переживаешь, ты же просто свидетель". Потом как-то быстро его отпустили», — вспоминает собеседник «Медиазоны».
«ОВД-Инфо» сообщало, что в ночь на 1 августа Фомин позвонил на горячую линию проекта и сообщил, что к нему «ломится полиция». После этого он не выходил на связь. Где сейчас находится активист, неизвестно — к вечеру 5 августа Следственный комитет сообщил, что он скрылся и объявлен в розыск.
Редактор: Дмитрий Ткачев
Обновлено 20:44 5 августа. Добавлена информация о том, что Сергею Фомину заочно предъявлены обвинения по статье 212 УК, а сам он объявлен в розыск.