Иллюстрация: cobp.resist.ca
Краткая история одной малоизвестной даты, которую отмечают активисты и полицейские разных стран, а в России пока никто не знает — хотя и стоило бы.
15 марта активисты во многих странах отмечают Международный день борьбы с полицейской жестокостью. Первые акции были организованы канадским Коллективом против полицейской жестокости (COPB) анархистами из Швейцарии и прошли 15 марта 1997 года — спустя год после избиения двух подростков швейцарскими силовиками.
Коллектив против полицейской жестокости появился в 1995 году, когда несколько десятков человек были арестованы и избиты на демонстрации против Human Life International — выступающей за запрет абортов международной католической организации. Проект объединяет жертв и свидетелей насилия со стороны сотрудников полиции, он помогает пострадавшим добиваться расследования этих случаев и рассказывает гражданам об их правах в общении с полицейскими.
Активисты выпускают ежемесячный журнал État Policier («Полицейское государство»), в котором рассказывают о работе канадских силовиков от районных управлений полиции до спецслужб. Другие волонтеры участвуют в проекте Copwatch — наблюдают за действиями полицейских на улице и документируют их.
По совпадению, 15 марта — день создания полиции канадского Монреаля. И в этом же городе проходят крупные акции против полицейской жестокости, демонстрации собирают 2-3 тысяч человек, которых обычно разгоняет полиция. В 2012-2013 годах были задержаны больше двухсот активистов, нескольким десяткам предъявили уголовные обвинения. В этом году активисты в Монреале выйдут на улицы в память Николаса Гиббса — 23-летнего чернокожего жителя Монреаля, которого полицейские застрелили в августе 2018 года.
15 марта активисты отмечают не только в Канаде, но и в разных городах США и Европы. Правозащитные организации тоже не забывают об этой дате — в этом году Международная сеть организаций гражданских свобод (INCLO) запустила мультимедийный проект об опасности оружия, которое полицейские используют во время разгона демонстраций.
Правозащитники подчеркивают, что активное использование полицией светошумовых гранат и слезоточивого газа приводит к моральным и физическим травмам, инвалидностям и смертям. Они уверены, что применение резиновых пуль нужно ограничивать, а металлические пули с резиновым покрытием и стрельба резиновыми пулями из дробовиков должны быть полностью запрещены — они слишком травмоопасны и могут привести к тяжелым увечьям и смерти.
В России полиция тоже проявляет необоснованную жестокость к задержанным, особенно — при разгоне протестных акций, поэтому день борьбы с полицейской жестокостью актуален и здесь, уверен юрист проекта «Апология протеста» Алексей Глухов.
«Несмотря на то, что в России пока нелетальное оружие против протестующих широко не применялось, можно обратить внимание на сайт госзакупок — количество, например, водометов довольно велико. То, что их не применяли, объясняется в первую очередь климатическими условиями России. На большей части отрицательная температура полгода или больше, а их запрещено применять при температуре ниже ноля», — говорит Глухов.
Правозащитник напоминает, что силовики, и, в частности, Нацгвардия, обладают широким арсеналом нелетальных средств — помимо упомянутых водометов и гранат, ведомство постоянно закупает новое оружие. «При этом ни практики использования, ни четких рекомендаций по их использованию нет, по крайней мере открытых, в России нет. Это означает, что оно может быть применено необоснованно и повлечь серьезные последствия», — резюмирует юрист.
Глава международной правозащитной организации «Агора» (входит в INCLO) Павел Чиков в своем фейсбуке пишет, что для борьбы с полицейской жестокостью в России необходимо тщательно расследовать сообщения о пытках. Добиться этого, отмечает Чиков, можно автоматическим возбуждением уголовных дел о превышении полномочий с применением насилия (часть 3 статьи 286 УК) при наличии заявления потерпевшего и медицинских документов, подтверждающих его травмы.
Штат сотрудников СК, расследующих преступления силовиков, должен быть увеличен; суды должны применять по таким делам реальное лишение свободы и взыскивать в пользу пострадавших компенсации, которые соответствуют практике Европейского суда по правам человека. При таком подходе «через 5 лет никаких пыток в России не будет», уверен Чиков.
Обновлено в 15:30. Добавлен комментарий Алексея Глухова и пост Павла Чикова.