«Ты кто такой, давай, до свидания». В подмосковном СИЗО ожидает экстрадиции в Азербайджан талышский активист
Статья
21 ноября 2018, 12:16

«Ты кто такой, давай, до свидания». В подмосковном СИЗО ожидает экстрадиции в Азербайджан талышский активист

Фахраддин Аббасов. Фото: личный архив

В начале сентября Люберецкий городской суд отправил под стражу 61-летнего Фахраддина Аббасова, бежавшего из Азербайджана ученого и сторонника автономии талышей — народа, населяющего граничащие с Ираном районы страны. Сейчас он ожидает окончания экстрадиционной проверки в СИЗО-6 Коломны. Правозащитники опасаются, что в случае выдачи Аббасов, как и другие лидеры талышского движения, будет подвергнут пыткам и окажется в тюрьме.

В ноябре 2012 года YouTube-канал ToloshiSado («Голос Талыша») опубликовал видео со свадьбы, где гости, передавая друг другу микрофон, поют песню со словами «Ты кто такой, давай, до свидания». Ролик набрал более 12 млн просмотров, припев стал мемом, а российский исполнитель Тимати записал собственную пародийную версию песни и выпустил одноименный клип.

«Голос Талыша» — название газеты, а позже сайта талышских активистов, выступающих за сохранение идентичности малого народа, который населяет юго-восточные районы Азербайджана неподалеку от границы с Ираном. По данным переписи населения 2009 года, официально в Азербайджане тогда насчитывалось 112 тысяч талышей, но руководитель Союза талышской молодежи Вугар Салаев, который живет в Москве, говорит, что талыши — второй по численности этнос страны после самих азербайджанцев. Действительно, количество носителей талышского языка оценивается примерно в 1 млн человек. Во время переписи в России в 2010 году талышами себя назвали 2,5 тысячи человек.

Человека, который выложил этот ролик на YouTube, зовут Гилал Мамедов. Он руководил газетой «Голос Талыша» с 2009-го по 2012 год. В 2012 году он был арестован. Amnesty International связывала задержание Мамедова с публикацией ролика; правозащитники считали, что вирусное видео «азербайджанского рэп-баттла» могло привлечь внимание СМИ к проблемам талышского меньшинства. По данным международной организации, полиция нашла у Мамедова пять граммов героина при себе и еще 20 граммов — дома. Адвокат талышского активиста утверждал, что его подзащитного пытали. В 2013 году Мамедова приговорили к пяти годам колонии по статьям 274 (государственная измена), 283.2.2 (разжигание национальной, расовой, социальной и религиозной ненависти, вражды, этнической дискриминации) статья 234 (незаконное хранение наркотиков) УК Азербайджана.

Вугар Салаев рассказывает, что после распада Советского Союза, когда в Азербайджане было неспокойно, его земляки провозгласили Талыш-Муганскую автономную республику. Согласно составленной тогда же конституции, территория должна была остаться в составе Азербайджана, но на правах автономии. 7 августа 1993 года в Ленкорани был избран президент Аликрам Гумбатов, назначены министры, а спикером только что сформированного парламента стал доктор философских наук Фахраддин Аббасов (это русифицированный вариант фамилии Абосзода; азербайджанский вариант — Аббасзаде). Впрочем, уже через три месяца в самопровозглашенную республику вошли азербайджанские войска, и талышская автономия прекратила свое существование.

Через 25 лет Аббасов оказался в СИЗО-6 Коломны. 14 июля 2018 года Сабаильский районный суд Баку вынес постановление об аресте активиста, который к тому времени уже около десяти лет жил в России. По запросу азербайджанских силовиков его задержали.

Автономия и уголовный кодекс

По версии азербайджанского следствия, Аббасов вместе с россиянином Исмаилом Шабановым (председателем объединения «Талышская диаспора в России»), а также другими лицами, «по предварительному сговору, через средства массовой информации и социальные сети совершили публичные призывы к нарушению территориальной целостности Азербайджана, распространили материалы, направленные на возбуждение национальной, религиозной ненависти и вражды, унижение национального достоинства». Аббасов, представляясь «Председателем Национального Совета Талыш-Муганской Республики» с 2015 года использовал «этнические факторы» и распространял материалы для «систематической пропаганды», направленной против территориальной целостности Азербайджана.

Обвинение ссылается на выступление Аббасова на Национальном телевидении Талышстана, где тот якобы сказал, что «талыши против своей воли присоединены к Азербайджану» и лишены будущего в составе этого государства. Аббасов якобы назвал азербайджанцев врагами талышей, говорил о намерении создать независимое государство Талышстан и объявить талышский язык государственным. Он обвиняется по двум статьям Уголовного кодекса Азербайджана — 281.2 (публичные призывы к насильственному захвату власти, совершенные неоднократно и группой лиц) и 283.1 (действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды). Статья 281.2 предполагает максимальное наказание в виде восьми лет лишения свободы, максимальная санкция по статье 283.1 — до четырех лет.

После постановления бакинского суда об аресте активиста объявили в международный розыск. Как рассказывает Вугар Салаев, в начале сентября Аббасова вызвали в отделение полиции «Люберецкое» и задержали. На следующий день — 7 сентября — Люберецкий городской суд постановил арестовать его на один месяц, до 6 ноября. Это решение устояло в Московском областном суде.

В постановлении прокурора о возбуждении ходатайства об аресте перед судом говорилось, что только мера пресечения в виде заключения под стражу позволит исполнить международно-правовые обязательства России. «Оснований, препятствующих выдаче Аббасова для уголовного преследования на территории Азербайджанской Республики, не установлено», — сказано в документе. Как объяснил «Медиазоне» адвокат Аббасова Родион Идрисов, впоследствии арест был продлен до полугода, то есть до 6 марта 2019 года. Сейчас Аббасов ожидает решения Генпрокуратуры о его экстрадиции на родину.

7 ноября в программе «Первого канала» «Вечерний Ургант» стендап-комик талышского происхождения Идрак Мирзализаде в конце выступления сказал: «Свободу Фахразаддину Аббасзаде! Это ничего абсолютно не значит, но звучит так эпично в эфире канала "Первого", как будто у меня есть политические убеждения».

«Забили там». Судьба диссидента в Азербайджане

По словам Вугара Салаева, в первый раз Аббасову пришлось уехать в Россию еще после разгрома Талыш-Муганской автономии. Он издавал газету «Талыш» в Петербурге и занимался научной работой: составил русско-талышский, азербайджанско-талышский, англо-талышский и персидско-талышский словари. Кроме того, Аббасов подготовил к публикации «Грамматику талышского языка», которую Салаев называет «фундаментальной работой».

В 2005 году Аббасов решил вернуться на родину, однако вскоре, в 2007 году, силовики арестовали другого ученого-талыша — Новрузали Мамедова, который руководил Талышским культурным центром, возглавлял редакцию газеты «Голос Талыша», но «был лояльным к властям человеком». Несмотря на это, говорит Салаев, Мамедова обвинили в шпионаже в пользу Ирана и возбуждении межнациональной розни. Спустя два года после ареста, в 2009 году, Мамедов умер в тюрьме: «Человек был сильно болен, и его лишили медицинской помощи. Человек просто медленно умирал». Супруга Мамедова Марьям настаивала, что власти подделали его медицинскую карту, чтобы «скрыть следы преступления». «Уверена, что смерть его не обошлась без вмешательства», — говорила она.

«Когда арестовали в 2007 году Новрузали Мамедова, начался основной, очень сильный нажим на всех талышских общественных деятелей. Начались допросы, притеснения. Абосзода, как один из лидеров талышского движения, опасаясь ареста, покинул пределы страны в 2008 году. После этого позиция господина Абосзода, который до этого был сторонником автономии со стороны Азербайджана, стала постепенно меняться. Он начал придерживаться идеи независимости талышского народа», — рассказывает Вугар Салаев.

Глава комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина вспоминает, как после смерти Новрузали Мамедова при странных обстоятельствах погибли двое его сыновей: младший умер после автомобильной катастрофы, а старший — после допроса. «Он вернулся домой, и когда его раздели, увидели, что абсолютно синяя вся спина у него. Забили там», — говорит правозащитница. Салаев добавляет, что старшего сына Мамедова неоднократно задерживали и избивали; супруге диссидента удалось бежать в Нидерланды.

По данным «Гражданского содействия», в 2011 году Аббасов получил в России временное убежище, а в 2014 году — вид на жительство. Салаев отмечает, что Аббасов, получив вид на жительство, лишился тем самым временного убежища. «В соответствии с российским законодательством, иностранный гражданин, получая разрешение на временное проживание, не лишается убежища, если оно у него было. Он имеет и тот, и другой статус. Однако, по непонятной мне причине, это положение не распространяется на вид на жительство. Иметь одновременно право на постоянное проживание и убежище невозможно. Таким образом, человек получает больше прав в России, но теряет защиту от выдачи», — говорила тогда Ганнушкина.

Глава «Гражданского содействия» считает, что выдавать Аббасова и других «талышей в Азербайджан совершенно недопустимо». «Дело в том, что Россия в последнее время поступает абсолютно безобразно в этом отношении. Совсем недавно она выдала одного гражданина Азербайджана, который не относится к уязвимой группе талышей, а просто [был] обычный азербайджанец по имени Фарид. Но было понятно, что его преследование связано с тем, что у одного высокопоставленного лица в Баку ушла жена — сестра этого самого Фарида. Фарида Россия выдала, никак не поинтересовавшись обстоятельствами», — возмущается правозащитница.

«Я очень беспокоюсь за этого человека (Аббасова — МЗ), его там ничего хорошего не ждет. Как и у нас, там существует практика пыток», — говорит Светлана Ганнушкина.

Human Rights Watch в июле 2018 года отмечала, что пытки в Азербайджане носят «систематический и эндемический» характер. Со ссылкой на доклад Совета по предотвращению пыток, миссия которого посещала Азербайджан с 2004 по 2017 год, HRW писала, что в стране задокуменированы случаи «жестокого физического обращения» с заключенными, в том числе подростками».

«Все случаи проходят по одной последовательной схеме: [пытают] в основном в правоохранительных органах, в первые часы задержаний, чтобы получить признательные показания», — говорится в отчете. Методы пыток разнообразны — от шлепков, ударов ногами и дубинками до подвешивания жертв и использования электрошокеров.

По данным организации, азербайджанские силовики избегают наказания за пытки задержанных в связи с отсутствием эффективных расследований.