Фото: Фонд Андрея Рылькова / ВКонтакте
Зюзинский районный суд Москвы оштрафовал на 800 тысяч рублей Фонд Андрея Рылькова — организацию, уже более десяти лет оказывающую помощь российским наркопотребителям. Никита Сологуб объясняет, как публикация о проблемах употребления «солей» в журнале «Шляпа и боян» привела к штрафу, из-за которого фонд собирает пожертвования на его выплату.
В июле 2018 года сотрудники четвертого отделения управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России выявили на сайте Фонда Андрея Рылькова (ФАР) — едва ли не единственной российской организации, занимающейся снижением вреда от потребления наркотических веществ и защитой прав наркопотребителей —информацию, нарушающую часть 1 статьи 6.13 КоАП (пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств).
Поводом для составления административного протокола послужила опубликованная в журнале «Шляпа и баян» статья о том, как максимально безопасно подойти к употреблению «солей» — синтетических катинонов — и снизить вред от их воздействия. Номера этого журнала обычно выкладываются на сайте фонда, печатную версию соцработники раздают во время уличной работы по профилактике ВИЧ и других негативных последствий наркопотребления.
Статья, которую фонд уже удалил с сайта, вышла под заголовком «Мир солей». В первой главе ее автор предупреждает, что эти вещества «непредсказуемы», а «многие из них плохо или вообще не изучены», поэтому при употреблении «солей» необходимо тщательно следить за дозировкой, иначе «никто не сможет оказать незадачливому потребителю квалифицированную первую помощь, когда его здоровье или жизнь окажутся под угрозой». После этого дисклеймера статья рассказывает об известных способах употребления «солей». Говоря о внутривенном употреблении, автор предупреждает, что необходимо использовать стерильные шприцы и воду, а также тщательно следить за дозировкой. «Проверь дозняк — потом поздняк», — напутствует он.
В следующей главе перечислены последствия употребления «солей» для организма: «соли влияют на функционирование сердечно-сосудистой системы, водно-солевой обмен, процесс метаболизма, слизистые оболочки, дыхание, нейрорегуляцию и психику». Автор предлагает некоторые способы снизить их негативное влияние: к примеру, до употребления, необходимо пить витамин С и мерять давление, чтобы успеть нормализовать его, а в процессе — пить много жидкости и даже мочегонные средства. В тексте также советуется иметь при себе «экстренный набор», помогающий снять симптомы передозировки.
«Соли — малоизученный класс веществ, его представители резко отличаются друг от друга эффектами, продолжительностью действия и последствиями употребления. Этот материал позволит объективно оценить свойства таких веществ», — заключает автор текста.
В августе эксперт отдела фоноскопических и лингвистических экспертиз экспертно-криминалистического центра ГУ МВД по Москве Оксана Ванина закончила исследовать текст статьи. Эксперт заключила, что тематика этого текста — не предупреждение наркопотребителей о негативных последствиях употребления вещества, а его «презентация», а также «рекомендации по использованию».
Согласно этому исследованию, в тексте присутствуют такие термины как «соли», «стафф» и «наркотики», в отношении которых автор высказывает «положительный семантический компонент». Эксперт обнаружила его в пяти предложениях:
«Многие из них были открыты химиками очень давно, но в последнее время синтезируется все больше новых соединений, которые, к тому же, не всегда попадают под действующие законодательные запреты по всему миру»;
«Соли могут обладать самыми разнообразными эффектами и последствиями употребления»;
«Пользуются большой популярностью среди потребителей из-за интенсивности эффекта, низкой стоимости и малых активных дозировок»;
«Внутривенное употребление дает самый мощный и быстрый приход»;
«В результате вы получите ужасное жжение в прямой кишке и мощные эффект через 20-90 минут»;
Эксперт заключает: «Данные слова содержат в своих значениях положительные семы и имеют положительную коннотацию в контексте, что указывает на положительную оценку описываемых веществ». Решать вопрос о том, усматривается ли в этом тексте пропаганда наркотических веществ, специалист отказалась, сославшись на то, что он не входит в компетенцию эксперта-лингвиста.
Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова был создан в 2009 году. Помимо программы снижения вреда, организация занимается юридической защитой прав наркопотребителей. В июне 2016 года Минюст включил фонд в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции «иностранного агента». В ноябре прошлого года суд оштрафовал ФАР на 50 тысяч рублей по статье 20.33 КоАП (осуществление деятельности иностранной неправительственной организации, признанной нежелательной на территории России) за проставленную в одной из статей на сайте организации гиперссылку, ведущую на сайт неправительственной организации «Открытое общество», которая была признана нежелательной в ноябре 2015 года.
Первое заседание по рассмотрению административного протокола, составленного в отношении ФАР, должно было состояться в Зюзинском районном суде Москвы 10 октября 2018 года, однако его перенесли, поскольку в суд не явилась эксперт МВД Ванина. Ее допрос состоялся лишь 26 октября.
В ходе заседания представитель ФАР Анна Кинчевская попыталась добиться от эксперта ответа на вопрос о том, кому была адресована статья — по мнению юриста, обычный человек, чья жизнь не связана с употреблением наркотиков, попросту не стал бы ее читать из-за обилия специфического сленга. Эксперт Ванина ушла от ответа: «У меня не стоит задача определять, для кого этот текст написан. Люди могут к этому тексту обращаться постольку-поскольку. И те люди, к которым данный текст был непосредственно обращен, и те люди, которые просто, случайно, скажем так, найдя в интернете этот текст, могли его прочитать. <…> Такие вещи определяются просто каким-то обывательским путем. Здесь не нужны специальные познания лингвиста».
Другой представитель ФАР, Владимир Цвингли, спросил, пробовала ли эксперт подсчитать количество положительных и отрицательных коннотаций употребления слова «соли» в статье из «Шляпы и баяна». «Передо мной стоял вопрос только о положительных характеристиках, я решала этот вопрос. Если бы передо мной стоял вопрос об отрицательных характеристиках, я бы решала и его. Так как экспертиза — достаточно трудоемкий труд, мы стараемся отвечать конкретно на те вопросы, которые поставлены перед экспертом», — пояснила Ванина.
В результате судья Дмитрий Исаков вынес решение о назначении ФАР штрафа в размере 800 тысяч рублей (наказание по этой статье для юридических лиц предусматривает от 800 тысяч до 1 млн рублей штрафа). Юристы фонда намерены обжаловать это постановление.
«Для нас это огромная сумма, которой у нас просто нет. Те гранты, которые мы получаем на помощь людям, употребляющим наркотики, мы не можем использовать на штраф, потому что они даны с определенными целями и условиями. Нам придется собирать эти деньги или как-то еще. Если мы эти деньги не соберем, у нас просто эти деньги отберут из наших текущих грантов, и таким образом будут вынуждать нас нарушать закон», — объясняет президент фонда Аня Саранг.
Она объясняет, что у организации крайне ограниченное финансирование, которое предназначено «для очень узкой цели — помощи потребителям наркотиков, защите их здоровья, профилактике ВИЧ-инфекции, защите их прав и юридической помощи».
«Чтобы заплатить этот штраф, нам придется остановить всю работу минимум на один месяц. В месяц от нас получает помощь около 400 человек», — говорит Саранг. По ее словам, 800 тысяч рублей фонду хватило бы на закупку профилактических материалов для аутрич-волонтеров в течение шести месяцев.
Фонд Андрея Рылькова уже начал принимать пожертвования на выплату штрафа.