«Мне поставлена задача, будь добр — выполняй». Как сотрудник РЕН ТВ добивался интервью с иркутским правозащитником
Статья
19 октября 2018, 18:19

«Мне поставлена задача, будь добр — выполняй». Как сотрудник РЕН ТВ добивался интервью с иркутским правозащитником

Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсант»

Сотрудник телеканала РЕН по имени Давид добивался интервью с юристом фонда «Общественный вердикт» Святославом Хроменковым, обещая, что в случае отказа редакция «польет его грязью». Об этом «Медиазоне» рассказал сам Хроменков; он также прислал аудиозапись одного из разговоров.

По словам Хроменкова, человека, представившегося Давидом с РЕН ТВ, интересовало дело его доверительницы, которую сотрудники Нацгвардии избили в одном из иркутских торговых центров в конце сентября. «Медиазона» приводит расшифровку фрагмента телефонного разговора, записанного самим Хроменковым.

Разговор

Сотрудник РЕН ТВ. Алло, здравствуйте.

Хроменков. Здравствуйте.

Сотрудник РЕН ТВ. Святослав Игоревич, правильно же, да?

Хроменков. Да, правильно.

Сотрудник РЕН ТВ. Святослав Игоревич, меня зовут Давид, телекомпания РЕН ТВ. Святослав Игоревич, мы бы могли с вами встретиться сегодня, переговорить пока без камер, у меня есть к вам ряд вопросов, и обсудить…

Хроменков. Да я как бы не хотел вообще с вами бы общаться…

Сотрудник РЕН ТВ. Нет, я понимаю, смотрите… Ситуация-то какая — я простой исполнитель. Я не решаю [ничего]: да — да, нет — нет

Хроменков. Давид, давайте конкретнее. Без этой лирики.

Сотрудник РЕН ТВ. Поэтому мне хотелось бы, чтобы вопросы вам были заданы максимально корректно и объективно, и чтобы также максимально корректно и объективно без репутационных потерь и прочего вы на них ответили. То есть это и вам удобно будет, и мне достаточно удобно, потому что я предпочитаю объективно и честно работать, что, наверное, для вас будет удивительно. Поэтому давайте таким образом поступим.

Хроменков. Даже не знаю. А че я-то вам нужен, почему не заявитель мой?

Сотрудник РЕН ТВ. Что?

Хроменков. Почему не заявитель мой, почему я вам нужен?

Сотрудник РЕН ТВ. Понимаете, у меня есть редакционное задание. В принципе, журналистика — это, собственно, полувоенная такая организация. Мне поставлена конкретная задача с конкретными персоналиями — и, пожалуйста, будь добр, дорогой мой, выполняй, коли ты работаешь.

Хроменков. Вас командировали по мне, что ли?

Сотрудник РЕН ТВ. Да, абсолютно верно вы сказали сейчас.

Хроменков. Вы хотите сказать, чтобы я на дно сейчас лег, не высовывался?

Сотрудник РЕН ТВ. Не понял, плохо слышно вас.

Хроменков. Ну, вы знаете, какие отношения с правозащитниками у РЕН ТВ.

Сотрудник РЕН ТВ. Да, я знаю. Ну дело в том, что политику компании я не корректирую ни в коем случае. Я просто выполняю свою работу.

Хроменков. А я имею право отказаться.

Сотрудник РЕН ТВ. Конечно, вы имеете, никто ж не спорит. Но дело в том, что я [предлагаю], как в принципе и вам удобнее будет и корректнее, и мне. То есть, вы понимаете… Я вам сейчас опишу, как поступит редакция в случае отказа: не имея ваших слов никаких, им никто оппонировать не будет, вас просто польют грязью. Вы даже донести свою точку зрения не сможете — это будет некрасиво и некорректно.

Встреча

Хроменков говорит, что согласился встретиться с Давидом утром в субботу, 20 октября, чтобы «попить кофе и понять, что это за человек такой», но не соглашался на интервью. После этого разговора сотрудники телеканала РЕН встретили его возле дома.

«Я вышел, смотрю — моя машина заблокирована со стороны водительского [места] другой машиной, которая стоит впритык. Подхожу, хочу попросить отъехать, внутри два мужика, один по телефону говорит, другой с камерой. По телефону он говорил что-то такое: "Ну, мы возле его дома, машина стоит, но его нет, мы же не будем до завтра его ждать… А, вот же он!". И они начали выходить из машины, но выйти водитель не смог, потому что тоже заблокировался. Я боком сел в машину и уехал — что мне с ними разговаривать», — рассказал юрист.

В разговоре с «Медиазоной» Давид, телефон которого редакции продиктовал Хроменков, подтвердил, что, «наверное», является сотрудником РЕН ТВ, раз он так представился правозащитнику.

Дело об избиении покупателей бойцами Нацгвардии

Случай, который интересовал телеканал РЕН, произошел в конце сентября; стало известно о нем в октябре. Жительница Иркутска Ирина и ее муж Иван, по их словам, забыли оплатить в магазине «Леруа Мерлен» лампочку, которую вкрутили в купленный ими светильник. Их обвинили в попытке кражи; охранник магазина потребовал у супругов 1,5 тысячи рублей за то, чтобы он не звонил в полицию. Получив отказ, он вызвал сотрудников Нацгвардии, которые применили к супругам силу.

«Они били, пинали беременную женщину — на фото ясно видно гематомы и синяки, один из них скрутил ее, коленями встал на грудь, придавил к полу, надел наручники», — рассказывал Хроменков.

Пресс-служба Нацгвардии сообщала, что сотрудники «действовали в соответствии с законом», а женщина сама «набросилась» на одного из них и ударила его ногой. Ее задержали и передали полиции. Позже, как писали «Сибирь.Реалии», представители ведомства также сообщали, что на избитую возбуждено дело по 318-й статье УК (применение насилия в отношении представителя власти) из-за пинка ногой по сотруднику ведомства. Саму Ирину об этом не уведомляли.

16 октября Следственный комитет сообщил о возбуждении уголовного дела по статье о превышении полномочий (статья 286 УК) по заявлению Ирины. При этом СК никак не прокомментировал сообщения о статье 318 УК против самой заявительницы и не уточнил, есть ли в деле о превышении полномочий фигуранты.