Анна Павликова и Мария Дубовик
Сегодня стало известно, что следствие попросило суд смягчить меру пресечения для обвиняемых по делу «Нового величия» Анны Павликовой и Марии Дубовик с содержания под стражей на домашний арест. «Медиазона» объясняет, как могут дальше развиваться события.
Ходатайство в суд подал руководитель следственной группы Антон Малюгин — тот же следователь, который меньше недели назад просил продлить срок содержания под стражей. Адвокат Ольга Карлова, представляющая интересы Павликовой, сказала «Медиазоне», что Малюгин сейчас находится в отпуске, однако он лично привез ходатайство в суд. Позицию следователя, по информации Znak.com, поддерживает прокуратура.
О ходатайстве стало известно за несколько часов до начала «Марша матерей» — несогласованной с московскими властями акции в поддержку арестованных девушек. Аналогичную акцию планируют провести в Екатеринбурге. Организаторы московского марша уже сказали, что пока отменять акцию не планируют.
Кто такие Павликова и Дубовик
18-летняя Анна Павликова и 19-летняя Мария Дубовик находятся под арестом с середины марта, они обвиняются в создании экстремистского сообщества «Новое величие» и участии в нем (части 1 и 2 статьи 282.1 УК). В изоляторе у обеих девушек ухудшилось здоровье.
9 августа судья Дорогомиловского районного суда Москвы Юлия Рудакова по ходатайству следствия продлила Павликовой арест на месяц, до 13 сентября, при этом уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова публично выступала за смягчение меры пресечения. До той же даты продлен арест Дубовик и еще четырем обвиняемым по этому делу. Четверо других обвиняемых находятся под домашним арестом.
Адвокат Дубовик Максим Пашков в разговоре с Insider заметил, что ему пока неизвестны мотивы следователя. Карлова говорит, что ознакомиться с ходатайством адвокаты смогут 16 августа перед заседанием.
«Ну, я думаю, что, наверное, [следствие мотивировало ходатайство] болезнями [арестованных] — чем они будут обосновывать? Хотя и раньше эти болезни были», — считает юрист. В середине июля Павликова была госпитализирована из СИЗО, позже ее вернули в изолятор. ФСИН утверждает, что девушка не нуждается «в лечении в условиях специализированного лечебного учреждения». По словам матери Дубовик, у девушки «по гинекологии нашли опухоль непонятного происхождения».
Вскоре в пресс-службе СК рассказали, почему подано ходатайство об изменении меры пресечения. «Это связано с завершением основных следственных действий и отсутствием оснований для дальнейшего содержания девушек под стражей», — цитирует ТАСС сообщение ведомства. При этом на сайте самого СК говорится, что ходатайство подано «с учетом данных о личностях» девушек.
Подача ходатайства вовсе не означает, что девушки выйдут из изолятора: просьбу следствия еще предстоит рассмотреть суду. Так, в апреле Басманный районный суд объяснил отказ перевести по ходатайству следствия из СИЗО под домашний арест бывшего директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского тем, что следователь привел в ходатайстве те же доводы, которые указывал в просьбе о продлении обычного ареста.
При этом следователь мог бы самостоятельно, без санкции суда, изменить меру пресечения девушкам на подписку о невыезде: так произошло с Малобродским, возможным организатором нападения на журналиста Олега Кашина Александром Горбуновым и двумя обвиняемыми по делу о продаже ребенка предпринимательницы Ольги Миримской.
Возможность изменения меры пресечения следователем прописана в части 2 статьи 110 УПК, но, как отмечает адвокат Карлова, следователь не может сам сменить ее с ареста на домашний арест — только на подписку о невыезде; это определено статьей 107 УПК: такая мера пресечения может быть избрана лишь судом. В случае, если суд удовлетворит ходатайство следствия, девушек освободят из-под стражи немедленно в зале суда, отмечает юрист.
Следствие продолжает настаивать, что обвиняемые создали экстремистское сообщество и планировали «народные восстания» и революцию. И одним из основных доводов обвинения в этом деле станут показания информатора полиции, который сам написал устав «экстремистской» организации. О возможной переквалификации обвинений или изменении статуса фигурантов дела ничего не сообщалось. А значит всем обвиняемым грозит реальный срок от 6 до 10 лет.
Обновлено в 16:35. Добавлено сообщение пресс-службы СК.