Александр Горбунов, 2015 год. Фото: Петр Ковалев / «Коммерсант»
Санкт-Петербургский городской суд вынес приговор по делу о похищении директора оборонного предприятия «Заслон» Александра Горбунова: Михаил Кавтаскин, Михаил Новиков, Юрий Чухнин и Данила Веселов получили по 6 лет в колонии строгого режима, Кирилл Ефремов, Феликс Геращенко и Александр Борисов — по 6,5 лет, а Александр Земцов — 7 лет.
Двое из осужденных — Веселов и Кавтаскин — проходят обвиняемыми также по делу о покушении на журналиста Олега Кашина в ноябре 2010 года. На следствии они рассказали, что организатором нападения был именно Горбунов, однако менеджер-оборонщик остался в статусе свидетеля. «Медиазона» напоминает, чем закончились расследования, в которых фигурировал директор «Заслона».
Вечером 1 апреля 2014 года в Петербурге две машины заблокировали автомобиль Toyota Land Cruiser 200, на котором из офиса НТЦ «Завод Ленинец» (сейчас АО «Заслон) выехал управляющий этого оборонного предприятия Александр Горбунов. Заводом владеет семья Андрея Турчака, в прошлом псковского губернатора, а ныне — высокопоставленного функционера «Единой России».
Как писала «Фонтанка», вооруженные люди в масках, назвавшиеся сотрудниками ФСБ, надели на Горбунова наручники и привезли его в неизвестное помещение. Похитители спрашивали, кто заказал нападение на журналиста Олега Кашина, который был зверски избит спрятанными в букете цветов обрезками арматуры в Москве 6 ноября 2010 года. Горбунов молчал, поэтому похитители вкололи ему неизвестное вещество, под действием которого он на камеру назвал губернатора Псковской области Турчака заказчиком, а себя — организатором преступления, писало петербургское издание.
Около 5 утра 3 апреля Горбунова высадили во Всеволожске. Оттуда он добрался до работы, а вечером подал заявление в Следственный комитет. В полицейской сводке говорилось, что у него также отобрали 5 тысяч долларов и 150 тысяч рублей, ноутбук и два телефона.
Спустя год по делу о похищении менеджера в Петербурге задержали его бывших подчиненных, охранников «Механического завода» Данилу Веселова и Михаила Кавтаскина. Это предприятие входит в холдинг АО «Заслон». По версии следствия, охранники похитили своего начальника по просьбе заместителя Горбунова Александра Мешкова.
Суд арестовал Веселова и Кавтаскина. Им предъявили обвинения в похищении человека (часть 2 статьи 126 УК) и разбойном нападении (часть 2 статьи 162). Мешкова оставили под подпиской о невыезде, и осенью 2015 года он покинул страну. В СИЗО по этому делу оказались еще двое — начальник охраны «Заслона» Михаил Новиков и его подчиненный Андрей Земцов.
В интервью «Коммерсанту» Мешков рассказывал, что решился участвовать в организации похищения, чтобы на него «не свалили» дело о покушении на Кашина. Он утверждал, что по просьбе Горбунова «пробивал» (искал контакты) журналиста и опасался, что начальник даст указание устранить его.
«Я подумал: сделаем вид, что его украли сотрудники ФСБ, он всех сдаст, а следом отпадет необходимость убивать нас, поскольку весь расклад уже известен спецслужбам», — объяснял Мешков. Он отмечал, что запретил соучастникам бить Горбунова, а тот так и не назвал на камеру имена, которых от него ждали: лишь «сказал, что Кашина бил он и его водитель».
В конце ноября 2015 года Горбунов в интервью РБК связывал похищение с происками конкурентов АО «Заслон». Он утверждал, что похитители пытали его и расспрашивали не только о покушении на журналиста, но и о бизнесе. Свою причастность к избиению Кашина он отрицает.
В конце июня 2015 года Горбунов сам был арестован районным судом Петербурга по делу о незаконном хранении оружия (часть 3 статьи 222). Оно было выделено в отдельное производство из другого дела — о покушении на Кашина, фигуранты которого указали следователям на схрон с оружием. В лесу в Лужском районе Ленинградской области силовики действительно нашли несколько пистолетов, два десятка тротиловых шашек, пулемет, гладкоствольное ружье, несколько десятков патронов и три гранаты.
«Новая газета» публиковала фрагменты показаний сотрудника охраны «Заслона» Андрея Земцова и заместителя Горбунова Александра Мешкова. Оба рассказали, что через несколько недель после покушения на Кашина Горбунов провел совещание, на котором велел подчиненным вывезти с завода оружие и спрятать его. На совещании присутствовал и начальник охраны «Заслона» Михаил Новиков. После увольнения Земцова в 2013 году оружие перепрятали в лесу под Петербургом.
Свидетель Александр Мешков объяснял, что оружие решили вывезти, потому что ожидали обысков по делу о покушении на Кашина; по той же причине участники совещания решили уничтожить бумаги, касавшиеся «черной кассы». Кроме того, на совещании обсуждали, как «укрывать исполнителей по Кашину, так как это напрямую лично интересовало Горбунова, так как он был организатором этого преступления», говорил Мешков.
В ноябре 2017-го Кашин сообщил в своем телеграм-канале, что следователь Вера Авакумова «окончательно сняла все обвинения с Горбунова по оружию». В итоге в деле остался один обвиняемый — начальник охраны «Заслона» Новиков.
В сентябре 2015 года журналист Олег Кашин объявил раскрытым дело о пережитом им покушении. Он сообщил, что сотрудникам охраны «Механического завода» Веселову, Кавтаскину и Борисову предъявлены обвинения по части 3 статьи 30, пунктам «ж», «з» части 2 статьи 105 УК (покушение на убийство). Борисова обвинили заочно — он находится в розыске. По версии следствия, 6 ноября 2010 года Веселов и Борисов избили Кашина у калитки его дома в центре Москвы, а Кавтаскин ждал их в машине. Оба арестованных обвиняемых признали вину.
Журналист подчеркивал, что в своих показаниях Веселов и Кавтаскин называют Горбунова организатором их поездки в Москву. Обвиняемые утверждали, что именно он выплатил им после покушения более 3 млн рублей, а затем помог уехать в свой родной город — белорусский Могилев. При этом в деле о покушении на Кашина Горбунов до сих пор фигурирует в статусе свидетеля, а следователь отказал в его допросе.
В тот день, когда Кашин обнародовал имена предполагаемых исполнителей и организатора покушения, следователя Алексея Сердюкова отстранили от дел о схроне оружия и похищении Горбунова. Их передали его коллеге Вадиму Соцкову.
Адвокат Рамиль Ахметгалиев отмечал, что Сердюков «фактически раскрыл дело Кашина: именно он установил исполнителей и получил первые показания», а при Соцкове расследование замедлилось. Через несколько дней Соцков отпустил Горбунова из СИЗО под подписку о невыезде.
После этих событий жена Данилы Веселова рассказала, что у нее есть запись разговора мужа с Турчаком, на которой губернатор дает указание расправиться с журналистом. «Он поехал в Москву с Горбуновым, где они встретились с губернатором Андреем Турчаком в кафе. И про то, что Кашина надо побить, говорил уже он. Мол, чтоб писать потом не мог. <...> Он потом очень удивился, когда узнал, что это все из-за комментария», — рассказала Веселова. Однако эта запись так и не была опубликована.
В конце сентября 2015 года прошла очная ставка между Горбуновым и Веселовым. Последний подтвердил, что Горбунов велел разыскать журналиста, а в середине октября 2010-го он встречался с Турчаком в московском ресторане «Белое солнце пустыни». Кашин отмечал, что о встрече в ресторане свидетельствуют биллинги мобильных телефонов.
Сам Горбунов на очной ставке настаивал, что большая часть показаний Веселова — ложь.
Позже Кашин опубликовал видео с показаниями Данилы Веселова. На записи тот подробно рассказывает о встрече с Горбуновым и Турчаком и обсуждении готовящегося нападения. «Когда встал вопрос, что делать, мне было в общих чертах сказано: надо травмировать его, желательно как бы руки, чтоб не писал всякие пасквили. <...> Это Турчак сказал. Горбунов предложил еще ноги травмировать, какие-то переломы нанести», — говорил Веселов.
Комментируя дело Кашина, Турчак говорил, что его «совесть абсолютно чиста», журналиста используют «втемную», а сам он никогда не бывал в ресторане «Белое солнце пустыни».
В апреле 2017 года дело о похищении Горбунова поступило в городской суд Петербурга. Обвиняемыми по нему проходят охранники «Механического завода» Данила Веселов, Михаил Кавтаскин, начальник охраны «Заслона» Михаил Новиков, его подчиненный Андрей Земцов, а также их предполагаемые соучастники — Александр Борисов, Кирилл Ефремов, Феликс Геращенко и Юрий Чухнин. Всем им инкриминируют пункт «а» части 3 статьи 126 (похищение человека группой лиц по предварительному сговору). Обвинение в разбое до суда не дошло. Мешков и еще один обвиняемый Антон Козин объявлены в розыск.
По просьбе представителя потерпевшего суд решил рассматривать дело в закрытом режиме, «поскольку обвинение связано с истязанием и применением пыток потерпевшего, исследование подробностей которых в открытом судебном заседании приведет к разглашению сведений, унижающих честь и достоинство потерпевшего».
Процесс по существу шел с июля прошлого года. 3 июля 2018-го судья ушла в совещательную комнату. По информации Олега Кашина, прокурор запрашивал для подсудимых от семи до девяти лет колонии.
«Даниле Веселову, который среди обвиняемых — главный участник покушения на меня — [запросили] 7 лет. Но соблазн считать этот суд такой завуалированной формой развязки по моему делу — это, скорее, иллюзия, никаких показаний обо мне и Турчаке в суде не прозвучало, людей действительно судят за похищение Горбунова, и это выглядит как такое остаточное последствие того конфликта, которого уже на самом деле нет — государство три года как встало на сторону Горбунова и Турчака, — прокомментировал "Медиазоне" этот процесс Кашин. — Это похищение, которое могло бы стать источником обвинений по делу о покушении, превратилось просто в похищение, которое непонятно зачем и почему случилось. Я себя, конечно, чувствую проигравшим и, видимо, поэтому слежу за этим судом как за событием, не имеющим прямого отношения ко мне».
Адвокат Кашина Рамиль Ахметгалиев рассказал «Медиазоне», что с осени 2015 года новостей по делу о покушении практически нет, и неясно, когда оно может быть передано в суд.