Вячеслав Шатровский. Фото: Геннадий Гуляев / Коммерсант
Вячеслава Шатровского, задержанного в Москве в день «революции» Вячеслава Мальцева, осудили на три года заключения. Как утверждает адвокат, его этапировали в колонию до рассмотрения жалобы на решение суда, а значит, до вступления приговора в законную силу. «Медиазона» попыталась разобраться в запутанной истории со сроками подачи жалобы.
Приговор Вячеславу Шатровскому судья провозгласила 24 мая. В карточке дела на сайте московских судов содержится противоречивая информация — в качестве даты вынесения приговора указано 25 мая, но само судебное заседание по оглашению приговора состоялось днем ранее. Алла Фролова, которая присутствовала на заседании от «ОВД-Инфо», подтвердила «Медиазоне», что приговор был зачитан целиком в один день.
Апелляционная жалоба на решение суда была подана 3 июня — на 10-й день после оглашения приговора или на 11-й, если учитывать сам день оглашения. Адвокат Константин Маркин направил жалобу письмом из Великого Новгорода, предоставив «Медиазоне» фото квитанции с «Почты России». По данным «Почты России», письмо было получено Тверским районным судом Москвы 14 июня. Пресс-секретарь суда Анастасия Дзюрко сказала «Медиазоне», что письмо было получено, а жалоба — зарегистрирована. «Дату назначения судебного заседания определяет Московский городской суд», — подчеркнула Дзюрко.
Апелляционная жалоба на приговор была подана с опозданием, и поэтому Шатровского отправили в колонию, сказала «Медиазоне» руководитель пресс-службы Мосгорсуда Ульяна Солопова. «С учетом того, что жалоба сейчас подана, осуществляется процесс ее назначения, — объяснила она. — В установленный УПК срок жалоба и материалы дела будут направлены в Мосгорсуд, который определит дату заседания. Для участия Шатровского будет обеспечена видеоконференсвязь между судом и колонией. С учетом того, что в установленный срок в суд жалоба не поступила, приговор был обращен к исполнению».
Срок подачи апелляционной жалобы составляет 10 суток со дня постановления приговора, это закреплено в Уголовно-процессуальном кодексе. В статье 389.4 УПК говорится, что осужденные могут подать жалобу в десятидневный срок со дня вручения копии приговора. В комментарии к статье отмечается, что срок обжалования «начинает исчисляться только с ноля часов суток, следующих за теми, в течение которых были провозглашены приговор или иное решение суда первой инстанции». Поскольку адвокат Маркин направил жалобу 3 июня, получается, что в этот момент шли десятые сутки, отсчитываемые от 00:00 25 мая.
Письмо жены Шатровского, отправленное 29 июня, вернулось ей из московского СИЗО-4 «Медведь». В ответе изолятора было указано, что «адресат убыл в другое учреждение» без указания более точных сведений. При этом еще 22 июня помощница судьи Елены Булгаковой сообщила адвокату Константину Маркину, что его подзащитного в июне отправят к месту отбывания наказания. Адвокат говорит, что его не извещали о движении жалобы и не давали ему знакомиться с протоколом суда, на что он подал жалобы. По словам Маркина, он также написал заявление в суд о недопустимости перевода из СИЗО до вступления приговора в силу и обратился в прокуратуру.
3 июля жена Шатровского узнала, что он находится на карантине в ИК-5 Кировской области. В дежурной части колонии «Медиазоне» отказались предоставить данные о прибывающих заключенных. Адвокат Маркин считает, что перевод в колонию до рассмотрения апелляции противоречит презумпции невиновности и статье 49 Конституции (каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда). Также адвокат видит в отправке его подзащитного в колонию нарушение пункта 2 статьи 6 Конвенции о правах человека и основных свобод, в которой также говорится о невиновности обвиняемого до решения суда.
Возможно, Шатровского направили в помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора (ПФРСИ) при колонии. В этих помещениях содержат заключенных, совершивших преступления в колонии, или людей, с которыми проводятся следственные действия.
Приговор Шатровскому вступил в законную силу, и осужденного этапировали в колонию из СИЗО-4 после получения распоряжения Тверского районного суда, сообщили «Медиазоне» в пресс-службе московского управления ФСИН. По данным ведомства, приговор вступил в силу 5 июня, документы поступили во ФСИН 15 июня. «Осужденный Шатровский был отправлен к месту отбывания наказания 23 июня 2018 года, что соответствует требованиям законодательства», — заключают в управлении.
Строителя из Костромской области Вячеслава Шатровского задержали в Москве 5 ноября 2017 года, когда полицейские проводили массовые задержания сторонников националиста Вячеслава Мальцева, объявившего, что в этот день в России произойдет революция. Движение Мальцева «Артподготовка» незадолго до акции было признано экстремистским и запрещено в России. Вечером того же дня «ОВД-Инфо» сообщило, что в отношении Шатровского и его сына, которых доставили в ОВД «Тверской», собираются завести дело о применении насилия в отношении представителя власти (статья 318 УК). Всего в тот день в российских городах задержали более 440 сторонников Мальцева и случайных прохожих, в том числе более 300 человек — в Москве.
7 ноября Тверской районный суд Москвы отправил 48-летнего Шатровского в СИЗО. В тот же день Следственный комитет сообщил о возбужденных после акции сторонников Мальцева уголовных делах. В их числе ведомство упоминало дело против 48-летнего мужчины, который находился рядом с местом проведения акции и «при проверке документов нанес сотруднику полиции кулаком удары в голову, причинив телесные повреждения».
Сам Шатровский позже рассказал, что ждал в Новопушкинском сквере Москвы сына, чтобы передать ему сумку. Там к нему подошли полицейские, стали проверять документы. Когда появился сын Шатровского Максим, один из полицейских погнался за ним, а мужчина решил вступиться за сына, пересказывало «ОВД-Инфо» слова арестованного. После этого полицейский бросил Шатровского через плечо — мужчина получил открытую черепно-мозговую травму и множественные ушибы мягких тканей головы. Диагноз поставили врачи Института имени Склифосовского, куда мужчину отвезли из отдела полиции.
В феврале член Общественной наблюдательной комиссии Евгений Еникеев, посетивший Шатровского в московском СИЗО-4, рассказал, что здоровье мужчины ухудшается. Арестованный рассказал, что две недели его мучила бессонница, также у него стало ухудшаться зрение. «Он связывает это с черепно-мозговой травмой, — рассказывал наблюдатель. — Он утверждает, что после прочтения двух абзацев у него начинает двоится в глазах».
24 мая Тверской суд приговорил Шатровского к трем годам колонии общего режима, признав его виновным по части 1 статьи 318 УК. Через несколько дней после приговора правозащитный центр «Мемориал» объявил Шатровского политзаключенным. Правозащитники отмечали, что следователи не возбудили дело об избиении самого мужчины при задержании.
«По всей видимости, уголовное дело в отношении Шатровского было возбуждено именно из-за того, что он сам пострадал от неправомерных действий полиции, — сделали вывод правозащитники. — Это является распространенной практикой. Именно такой точки зрения придерживается сам обвиняемый. Более того, он утверждает, что об этом ему говорили и сотрудники полиции».
Также правозащитники критиковали судебное следствие и доказательства обвинения: «То, что суд в отсутствие вещественных доказательств и телесных повреждений у "потерпевшего", основываясь только на показаниях полицейских, приговорил Шатровского к столь длительному сроку, является ярким свидетельством его необъективности. Показания Шатровского и его знакомого, из которых следовало, что они не проявляли никакой агрессии к полиции, были фактически проигнорированы».
Обновлено в 19:15 Добавлен комментарий УФСИН по Москве.
Исправлено в 23:30 Уточнена формулировка отсчета дней с момента приговора.