Стикеры на уголовном деле петербургских саентологов. Фото: «Команда 29»
«Передопрос с электровспоминателем», «допросить еще», «дебил, но точно знает, что нет экстремизма и платных услуг» — розовые стикеры с такими подписями оставили на одном из томов уголовного дела следователи ФСБ, которые ведут дело прихожан Саентологической церкви Петербурга. Том с этими стикерами, вероятно, по ошибке выдали адвокатам для ознакомления с материалами дела.
Исполнительный директор Саентологической церкви Петербурга Галина Шуринова, начальник службы безопасности Анастасия Терентьева, главный бухгалтер Сахиб Алиев, юрист Констанция Есаулкова и духовный лидер организации Иван Мацицкий были задержаны в июне прошлого года по делу о создании экстремистского сообщества, разжигании ненависти и вражды и незаконной предпринимательской деятельности (часть 1 статьи 282.1 УК, пункт «в» части 2 статьи 282 УК и пункты «а» и «б» части 2 статьи 171 УК).
Тогда в ФСБ сообщали, что основанием для возбуждения дела стали «многомиллионные заработки» петербургской общины с продажи просветительских программ новым прихожанам. Эту деятельность в спецслужбе расценили как нелегальное предпринимательство. Также в ФСБ сообщали, что в ходе расследования обнаружились факты, «свидетельствующие об осуществлении с позиций объединения экстремистской деятельности».
Сейчас Иван Мацицкий и Сахиб Алиев содержатся в СИЗО, Анастасия Терентьева и Констанция Есаулкова находятся под домашним арестом, а Галина Шуринова — под подпиской о невыезде. Расследование дела завершено, в мае им предъявили обвинение в окончательной редакции.
19 июня адвокат Александр Мелешко, представляющий интересы Анастасии Терентьевой, получил материалы дела для ознакомления. По словам адвоката, он обратил внимание, что на томе дела с протоколами допроса свидетелей подписано карандашом «Свидетели (плохие)», а страницы заложены розовыми стикерами с пометками: «Знает много, но молчит — передопрос с электровспоминателем» (последнее слово написано явно второпях и нечетко, оно может быть также прочитано, например, как «с электровоспалителем» или «с электровоспламенителем» — или, скажем, «с экстравспомогателем»), «Дебил, но точно знает, что нет экстремизма и платных услуг», «Нет связи с СЦМ — ДОПРОСИТЬ еще» (возможно, СЦМ — это Саентологическая церковь Москвы).
Представляющий интересы Сахиба Алиева адвокат и руководитель «Команды 29» Иван Павлов, замечает, что «следователями в деле саентологов являются те же сотрудники ФСБ, что и в деле о террористическом сообществе "Сеть"».
«Это дело, напомню, стало известно из-за пыток, которые применялись к его фигурантам», — подчеркивает Павлов. При этом на пытки обвиняемые саентологи и свидетели по делу пока не жаловались.
Правозащитный центр «Мемориал» признал саентологов политзаключенными. «Под унижением человеческого достоинства следствие подразумевает вынесение внутренних приказов о недопуске на ряд мероприятий прихожан, нарушивших этику Церкви Саентологии. Выделение следствием части приверженцев саентологии, подвергающихся психологическому давлению, в социальную группу, защищаемую антиэкстремистским законодательством, представляется сомнительным», — объясняли правозащитники.
В сентябре прошлого года правозащитники вместе с главой Московской Хельсинкской группы Людмилой Алексеевой просили президента Владимира Путина обратить внимание на дело саентологов из Петербурга.