Роман Габаев в день свадьбы. Фото: личная страница «ВКонтакте»
33-летний житель Сочи, гуляя после собственной свадьбы по городу, решил помочь незнакомцам, которых полиция собиралась задержать за распитие алкоголя: выкинул стаканчики и заявил, что теперь их не за что привлекать. Так первая брачная ночь сочинца прошла в отделе полиции. Особенно запомнились ему пари с патрульным на 100 тысяч рублей и слезоточивый газ «Зверобой-10». Один из избивших молодожена силовиков попросил «не держать на него зла», но тот все равно пытается добиться возбуждения уголовного дела.
Раньше сочинец Роман Габаев пел в рок-группе Incorre и даже выступал на разогреве у бразильской команды Sepultura. Теперь 33-летний мужчина остепенился и работает водителем скорой помощи. 22 декабря 2017 года он женился на Лидии, которую знает лет десять; свадьба прошла замечательно. После ЗАГСа молодожены катались по городу и фотографировались, потом — застолье в арендованном двухэтажном домике. К семи вечера гости стали расходиться.
Родители молодоженов отправились отдыхать в гостиницу, а Роман с Лидией и свидетели захотели продолжить праздник: отправились танцевать в ночной клуб и выпили бутылку водки. Потом в поиске новых развлечений они вчетвером поехали в парк «Ривьера», но так нигде и не задержались; к двум часам ночи решено было отправиться спать.
Лидия договорилась с таксистом, что он отвезет компанию подешевле — им было по пути, но водителя надо было немного подождать на автобусной остановке. Здесь молодые люди познакомились с двумя мужчинами, которые что-то пили из пластиковых стаканчиков. Они представились автостопщиками из Москвы и попросили посоветовать им самые интересные достопримечательности города.
Гостеприимный сочинец Габаев с энтузиазмом принялся расхваливать москвичам Олимпийский парк, морской порт и дендрарий с редкими растениями. Беседу прервали полицейский и казак. Как объяснил «Медиазоне» юрист «Комитет против пыток» Сергей Романов, который (спойлер!) после этой ночи будет представлять интересы Габаева, в Краснодарском крае патрульные часто ходят по улицам в сопровождении казаков — те выступают в роли понятых.
В изложении Романа дальше события развивались так: полицейский, не представившись, стал предъявлять москвичам претензии за распитие алкоголя на улице. В этот момент Габаев вспомнил о своем юридическом образовании и решил помочь автостопщикам.
«Ну я взял у ребят и выкинул эти стаканчики, — вспоминает он. — Говорю, все, нарушения нет». Сочинец и в разговоре с корреспондентом «Медиазоны» постоянно ссылается на разные нормы законодательства и производит впечатление осведомленного человека.
Полицейский и казак (их имена станут известны позже: Дмитрий Пустоветов и Дмитрий Матвеев) потребовали, чтобы Роман предъявил документы, в ответ он обратил внимание, что патрульный не представился и не показал жетон или удостоверение, как того требует закон.
Сейчас невозможно оценить, насколько трезв был жених в ту ночь. Сам он говорит, что, хотя и выпил на свадьбе, но прекрасно соображал. Казак Матвеев в разговоре с «Медиазоной» утверждал, что Габаев был настолько пьян, что его не пустили ни в одно из заведений «Ривьеры». Медицинских данных о состоянии Романа нет: в акте освидетельствования из наркодиспансера говорится, что мужчина отказался проходить процедуру, сам он утверждает, что вообще не был в диспансере той ночью, а освидетельствование ему даже не предлагали.
Так или иначе, обсуждение федерального закона «О полиции» тогда прервалось на фразе: «Ну все, пакуем», сразу после этого Габаев получил удар в челюсть. Удушающим приемом казак поставил новобрачного на колени, на Романа надели наручники и увели в опорный пункт полиции, расположенный неподалеку в парке.
Там Габаева посадили в клетку, где он ждал, пока оформят протокол; затем задержанного повели в полицейский УАЗ. Пока машина стояла на месте, Роман начал кричать Пустоветову, что его права грубо нарушены. На это полицейский со словами «на тебе, раз такой умный» распылил в лицо Габаеву слезоточивый газ «Зверобой-10».
Когда в машине проветрили, Габаева повезли в больницу — ему стало плохо. Врач обработала лицо и глаза, диагностировала химический ожог обоих глаз слабой степени и прописала капли, но отдала справку не пострадавшему, а полицейскому.
Дальше злоключения молодожена продолжились: Романа повезли в ОВД по Центральному району Сочи. Если верить Габаеву, там он не на шутку разозлил силовиков — требовал, чтобы ему позволили вписать свои объяснения в протокол, призывал сотрудников представиться и «прекратить беспредел» и даже громко обругал Пустоветова (тот снял это на видео). На крики сбежались другие полицейские, в их присутствии и было заключено пари на 100 тысяч рублей.
Пустоветов пообещал привлечь Габаева за оскорбление, водитель скорой в ответ сказал, что добьется для своего обидчика уголовного преследования за превышение полномочий. Первый, кто выполнит обещанное, и выигрывает спор. Участники пари пожали друг другу руки, кто-то из полицейских ударом ладони разбил их рукопожатие.
Когда к утру в отдел пришел начальник Александр Бондарев, задержанный продолжал требовать вписать его объяснения в протокол по статье 19.3 КоАП (неповиновение распоряжению полицейского).
«Распушился весь, начал орать — я тебя сейчас в камере сгною. Все сидят. Я говорю, кто-нибудь, окажите какое-нибудь содействие, к кому мне обращаться? Вы как бандиты себя ведете здесь, — пересказывает Роман события в ОВД. — Они мне говорят, что это начальник, как ты с ним разговариваешь? Я говорю, пока он удостоверение не показал, он просто гражданин. Ну и все, посадили меня в камеру»
Камера запомнилась новобрачному холодом и застывшей лужей мочи на полу. Здесь он просидел до обеда, на все требования отвести в туалет полицейские со смехом отвечали, что сейчас «зайдут и обоссут» задержанного. Пришлось, как и кому-то из предшественников, помочиться на пол, вспоминает Габаев. Зато один из сотрудников сжалился и тайком передал ему листок бумаги и ручку, чтобы тот наконец смог написать свои объяснения. Молодожен спрятал бумагу в трусы — боялся, что ее отберут другие полицейские.
К двум часам дня все материалы были готовы; одним из двух понятых, расписавшихся в протоколе, был казак Матвеев. Романа отвезли в Центральный районный суд Сочи. Здесь он перестал бояться за судьбу бумаги со своими объяснениями, достал ее из трусов и, не уточняя происхождение документа, попросил секретаря отдать документ судье для приобщения. Так в материалах появился мятый листок с кратким пересказом событий первой брачной ночи молодожена Габаева.
Судья Владислав Власенко назначил молодожену штраф в 500 рублей. В решении суда говорится, что Габаев ночью у парка распивал спиртное, а когда к нему подошли полицейские, попытался от них убежать.
Освободившись и встретив молодую жену с друзьями, Роман отправился в больницу за справкой и рекомендациями по лечению: из-за слезоточивого газа у него на лице стала облезать кожа. Врач, по словам мужчины, почему-то долго отказывалась выдавать ему справку — Габаеву пришлось рассказать о своей работе в скорой помощи, взывая к солидарности работников здравоохранения.
После этого он вернулся в ОВД, где провел ночь, и подал жалобу на Пустоветова и Матвеева. К вечеру казак решил связаться с Романом: оказалось, что у них есть общие знакомые. Часть их переписки Габаев продемонстрировал «Медиазоне»; судя по скриншотам, Матвеев был настроен довольно миролюбиво: ставил смайлики и примирительно писал: «Ром, ты так мужик неплохой, просто, мне кажется, тебе пить нельзя, я говорил вчера еще». «Ты зло не держи на меня, если бы ты сразу был коммуникабельным, мы бы сразу нашли общий язык без приключений», — продолжал Матвеев.
Иначе был настроен другой ключевой участник тех событий — полицейский Пустоветов. По словам Габаева, в ночь свадьбы он «угрожал, якобы он такой блатной и на место поставит, разберется, когда не при исполнении будет». Водитель скорой говорит, что полицейский даже оставил ему свой адрес и телефон, но по этому номеру ответил незнакомый голос и попросил больше не звонить, так что встреча не состоялась.
Тогда Габаев и защитник Романов стали искать информацию о Пустоветове в интернете. Так они обнаружили неактивный с 2014 года аккаунт полицейского во «ВКонтакте» со статусом «Живи, как зверь среди зверей, бей первым, чтоб тебя не били, не видя слез на лицах у людей» и фото, где тот позирует с автоматом.
Кроме того, в картотеке Краснодарского краевого суда нашлось решение по делу некоего Руменского, в отношении которого был составлен административный протокол по части 2 статьи 20.1 КоАП (мелкое хулиганство с неповиновением требованию полицейского). Со слов Руменского, 2 июня 2014 года он с женой выходил из ресторана, когда к супругам подошли полицейские, в том числе Пустоветов, которые потребовали документы. Документов у мужчины с собой не было. Его грубо схватили и заковали в наручники, а потом брызнули из баллончика в лицо. Судья прекратил административное дело.
Впрочем, в 2014 году суд заслушал показания свидетелей — в случае Габаева этого не произошло даже при апелляционном рассмотрении дела. Жалобу на решение районного суда Роман составлял сам. Документ написан, возможно, несколько более красочным языком, чем это принято в юриспруденции. Например, сцена задержания описана так: «Сотрудник полиции совершил преступление, ударив меня в лицо, а затем начал меня душить, повалив на землю. Это же не полицейские, это изуродованные морально изверги, которым дали власть бить людей и наносить им травмы!?»
«Комитет против пыток» тем временем сосредоточился на выяснении обстоятельств задержания, в частности — имел ли полицейский право распылять баллончик в лицо молодожену, когда тот сидел в машине в наручниках. Кроме того, правозащитник Романов надеется, что ему удастся отыскать тех самых москвичей-автостопщиков, встреча с которыми имела столь неприятные для молодоженов последствия.
Юрист говорит, что насчитал пять камер наблюдения у перекрестка, где задерживали Габаева. Впрочем, записи с них не приобщили к материалам проверки, которую Следственный комитет проводил по заявлению Романа. Следователи опросили водителя скорой помощи и его жену, а также Пустоветова и Матвеева. Со слов патрульных, на остановке пили не только автостопщики, но и отмечавшая свадьбу компания. Пустоветов утверждает, что, подойдя к молодым людям, представился и «пояснил, что они нарушают общественный порядок». В ответ Габаев со словами: «А ты докажи» забрал у собутыльников стаканы и выбросил их, агрессивно себя вел и махал руками, а в машине сидел без наручников и попытался затеять драку.
Судмедэксперт, оценивая вред здоровью Габаева, не имел возможности ознакомиться со справкой офтальмолога: ему документ не предоставили. Специалист 25 декабря зафиксировал у Романа ссадины на скуле, локтях, и ногах и расценил это как повреждения, не причинившие вреда здоровью. Заводить дело СК не стал. Теперь сочинец планирует пройти новое обследование, уже со справкой от офтальмолога. После той ночи он стал жаловаться на зрение: в сумерках в глазах рябит, иногда режет, «как после сварки».