Иллюстрация: Мария Толстова / Медиазона
Неделя сепаратизма на «Медиазоне» продолжается: редакция каждый день рассказывает об осужденных по одиозной статье 280.1 УК (призывы к нарушению территориальной целостности), которая пополнила инструментарий борьбы с инакомыслием после присоединения Крыма к России.
Сопредседателя сыктывкарской националистической организации «Рубеж Севера» Юрия Авдошкина по прозвищу Юра Стоп осудили за публичные призывы к сепаратизму в интернете (часть 2 статьи 280.1 УК) летом 2015 года. Он получил 200 часов обязательных работ и был освобожден от наказания в связи с амнистией.
Согласно приговору Сыктывкарского городского суда, националист, «действуя из сепаратистских соображений, с целью побуждения неограниченного круга лиц к осуществлению незаконных действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, умышленно в разделе "комментарии" <...> опубликовал ранее подготовленный им текст, содержащий публичные призывы к выходу Республики Коми из состава Российской Федерации», — проще говоря, оставил некий комментарий под статьей в интернете. Доступный в открытых источниках текст приговора не позволяет понять, что именно, на каком сайте и в комментариях к какой статье написал осужденный. Авдошкин согласился с предъявленным ему обвинением, и дело рассматривалось в особом порядке. Внимание на него в августе 2016 года обратил аналитический центр «Сова».
«Там что-то было написано про россиян, я написал, что не чувствую себя россиянином. Вы же чеченца не называете россиянином? Он обидится», — рассуждает Авдошкин в разговоре с «Медиазоной», подчеркивая, что по национальности он наполовину мордвин, а наполовину — коми. По его словам, поводом к уголовному преследованию стал его комментарий под статьей на сайте регионального новостного агентства «БНК Коми»: националист раскритиковал социальную политику российских властей. Он подчеркивает, что высказывал лишь свое личное мнение; идеология «Рубежа Севера» (Авдошкин называет организацию своим «детищем») не имеет ничего общего с сепаратизмом, и в программе движения пункта об отделения Коми от России никогда не было, настаивает он.
Глава «Совы» Александр Верховский называет «Рубеж Севера» «обычной» националистической организацией: по оценке эксперта, приговор Авдошкину выглядит странно, так как «программно они никогда не выступали за выход Коми из состава России».
«Просто у русских националистов, по крайней мере, начиная с истории про "Хватит кормить Кавказ", возникали на риторическом уровне разговоры о том, что от "антирусского" режима надо как-то отделиться — в Сибири, на Урале, где угодно, — говорит Верховский. — Но это не программа и не твердое убеждение. Просто в каких-то случаях это выливается в игры с региональным сепаратизмом».
Между тем с делом Авдошкина неприятности правых Коми не закончились. В декабре того же 2015 года сыктывкарский суд вынес приговоры еще шестерым участникам «Рубежа Севера», в том числе лидеру движения Алексею Колегову.
Следствие утверждало, что в 2014 году Колегов устроил гомофобную акцию по примеру рейдов «Оккупай-педофиляй». В ней участвовали не только взрослые члены «Рубежа Севера», но и подростки; участники облавы находили в интернете гомосексуалов, вступали с ними в переписку и предлагали встретиться. Приходивших на свидание мужчин связывали, издевались над ними, угрожали убить. Унизительные сцены снимали на видео, позже ролики выкладывали на сайт «Рубежа Севера».
Колегов в суде утверждал, что его соратники «ловили не гомосексуалистов, а педофилов». Верховский отмечает, что «Рубеж Севера» — из тех движений, в которые приходят, чтобы «с кем-нибудь побороться». «Созданная "Реструктом" тема борьбы с педофилами — еще одна форма активности, которая, по идее, не должна была подводить их под статью», — рассуждает он. Кроме того, активисты «Рубежа Севера» патрулировали улицы, составляли региональные списки врагов народа. После столкновений на Манежной площади в Москве в декабре 2010 года они придумали «Стратегию 11» (по аналогии со «Стратегией 31») — уличную акцию в Сыктывкаре, которая иногда сопровождалась стычками с полицией. По информации Верховского, в самый активный период «Рубеж Севера» насчитывал несколько десятков человек.
Колегова обвиняли в истязаниях (статья 117 УК), угрозе убийством (часть 1 статьи 119), вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений (статья 150) и вандализме (статья 214); его сподвижникам, в зависимости от роли, предъявили схожие обвинения. Помимо этого, в обвинении значилось, что в апреле 2015 года по указанию Колегова участники группы купили синей и желтой краски и облили памятник Владимиру Ленину на Стефановской площади в Сыктывкаре.
Главу «Рубежа Севера» в итоге приговорили к четырем годам колонии (с учетом смягчающих обстоятельств). Его товарищи — Алексей Барт, Дмитрий Ильчуков, Александр Осипов, Денис Поляков и Денис Коробейников — получили от трех лет условно до четырех лет в колонии. Адвокат Колегова Антон Косырев в беседе с «Медиазоной» уточнил, что тот признал свою вину.
В сентябре прошлого года прокуратура потребовала ликвидировать «Рубеж Севера», а в ноябре суд удовлетворил этот иск. «По большому счету, сейчас организация разгромлена, но когда организация единственная в регионе, всех свести на нет нельзя. Поэтому какая-то жизнь там, конечно, есть», — предполагает Верховский. Сам Авдошкин говорит, что правое движение в Коми продолжает существовать, но «по-тихому».