Фото: Антон Новодережкин / ТАСС
14 февраля стало известно, что Следственный комитет объявил в розыск Дениса Вороненкова — экс-депутата Госдумы шестого созыва, который получил гражданство Украины в обмен на показания против бывшего президента страны Виктора Януковича. В России Вороненков обвиняется в мошенничестве в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 УК) и фальсификации данных единого государственного реестра юрлиц (часть 1 статьи 170.1) по делу о рейдерском захвате здания в Москве. Russia calls проанализировал данные о парламентариях, которыми в разное время интересовались российские и зарубежные правоохранители, и пришел к неутешительному выводу: созыв от созыва депутаты Госдумы оказываются в розыске все чаще.
Известно как минимум 18 депутатов Госдумы, которые в разные годы объявлялись в федеральный или международный розыск. Некоторыми правоохранительные органы начинали интересоваться еще до истечения срока полномочий, другие попадали в поле зрения силовиков уже в статусе экс-парламентариев. В большинстве случаев причиной розыска становились подозрения в совершении экономических преступлений или убийств.
Фракция ЛДПР, чьи связи с криминальными и околокриминальными кругами вошли в поговорку, лидирует по количеству разыскиваемых. Среди авторитетов фракции были фигурант легендарного дела о хищениях из Эрмитажа и подделках под Фаберже антиквар Михаил Монастырский и его коллега по «тамбовской» ОПГ Вячеслав Шевченко. Обоих разыскивали уже после их ухода из Госдумы. Самый известный случай объявления в розыск во фракции связан с именем Андрея Лугового, которого английские правоохранители подозревают в отравлении бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко. Причем если обычно разыскиваемые депутаты уходят из Думы, то Луговой, напротив, избрался в парламент на фоне международного скандала.
На втором месте — «Единая Россия». Среди единороссов также есть те, кто был объявлен в розыск по запросу иностранных государств. Миллиардером Владиславом Резником в связи с подозрениями в связях с той же «тамбовской» ОПГ некоторое время интересовались испанские правоохранители. Адама Делимханова из Чечни власти эмирата Дубай три года искали по делу об убийстве Героя России Сулима Ямадаева.
За последние два года по числу разыскиваемых депутатов резко вырвалась вперед КПРФ: в списке оказались сразу трое коммунистов, представляющих партию в Госдуме шестого созыва. Один из них даже спровоцировал редкое в российском парламенте явление — эпизод публичной межфракционной борьбы. Владимир Бессонов обвиняется в нападении на полицейского во время несанкционированного митинга, который он проводил в формате встречи с избирателями. Благодаря голосам «Единой России» и ЛДПР в 2015 году его лишили мандата.
«Справедливая Россия» имела в активе двух разыскиваемых депутатов — прославившегося благодаря фото в нацистской форме Олега Михеева и Илью Пономарева. Последний принял непосредственное участие в судьбе скандального Дениса Вороненкова: по утверждению самого Пономарева, именно он уговорил бывшего коммуниста уехать на Украину. Известный экс-депутат от СР (до 2007 года — ЛДПР) Алексей Митрофанов скрывается за рубежом от уголовного преследования по делу о мошенничестве, но о его розыске так и не было объявлено.
Попадали в списки разыскиваемых и люди, для которых работа в парламенте была, очевидно, лишь факультативом. Таковы были независимые депутаты Сергей Мавроди и Борис Березовский. По одному депутату в розыске было у несуществующих ныне объединения «Наш дом — Россия» и Партии российского единства и согласия.
Сергей Мавроди, независимый депутат Госдумы I созыва
Объявлялся в розыск в 1997 году по делу о мошенничестве в крупных размерах и уклонении от уплаты налогов. Был избран в Госдуму на довыборах в Мытищинском округе в октябре 1994 года, причем во время яркой предвыборной кампании физически находился в СИЗО «Матросская тишина». Парламентские заседания не посещал. В 2007 году был приговорён к 4,5 годам колонии общего режима, но на тот момент почти отбыл этот срок в СИЗО.
Сергей Станкевич, депутат Госдумы I созыва от Партии российского единства и согласия
Объявлялся в розыск в 1996 году по делу о взятке. Станкевич успел воспользоваться неприкосновенностью и уехал за границу вместе с семьей. По версии следствия, в 1992 году, занимая должность первого зампреда Моссовета, он получил под расписку $10 тысяч от организатора оперного фестиваля в столице. В 1998 году Станкевич около месяца провел в польской тюрьме, но не был выдан России. В следующем году обвинения были сняты: политик смог приехать в Россию, занимался бизнесом, но в Госдуму больше не возвращался.
Надиршах Хачилаев, депутат Госдумы II созыва от объединения «Наш дом – Россия»
Объявлялся в розыск в 1998 году по делу об организации массовых беспорядков, хранении оружия и боеприпасов. В мае того же года у Хачилаева, его брата Магомеда и их охранников возник конфликт с дагестанской милицией. В результате перестрелки были убиты два патрульных. После этого сторонники братьев Хачилаевых захватили здание Госсовета в Махачкале и вывесили над ним исламский зеленый флаг. Улаживать ситуацию пришлось главе МВД Сергею Степашину и самим Хачилаевым; люди разошлись. Однако Магомед Хачилаев все равно был задержан, а Надиршах успел скрыться. Депутаты Госдумы лишили его неприкосновенности. В 2000 году Магомед и Надиршах были приговорены к 3 и 1,5 годам лишения свободы соответственно, но сразу же были освобождены в связи с амнистией.
В те же годы братья участвовали в освобождении российских военных, находившихся в чеченском плену. В 2003 году Надиршах был убит. В 2000 году от пуль погиб и Магомед.
Михаил Монастырский и Вячеслав Шевченко, депутаты Госдумы II созыва от ЛДПР
Объявлялся в розыск в 2000 году по делу о заказном убийстве. В 1998 году снайпер через окно застрелил сотрудника Петербургской фондовой биржи Виктора Смирнова, который несколько лет проработал помощником депутата Монастырского. Однако перед смертью Смирнов записал видео, в котором заявил, что его убийство заказал бывший шеф, отомстивший таким образом за отказ продать квартиру на набережной Мойки. По делу были осуждены члены группировки Сергея Тарасова (Тараса), к которой принадлежал застреливший Смирнова киллер; самого Монастырского молва связывала с Тамбовской ОПГ. Он избежал наказания — его дело выделили в отдельное производство и закрыли. Авторитетный антиквар погиб в ДТП в 2007 году во Франции — после истечения депутатских полномочий он перебрался в Европу. Незадолго до смерти экс-парламентарий рассказал испанской полиции, что купил депутатский мандат за $300 тысяч.
В розыске побывал и еще один «тамбовский» либерал-демократ из Госдумы II созыва — Вячеслав Шевченко. Его обвинили в вымогательстве денег у журналистов и приговорили к 7,5 годам заключения условно. Шевченко был убит в 2004 году на Кипре вместе со своим бизнес-партнером Юрием Зориным и телохранительницей. В этом преступлении подозревают другого «тамбовского», тоже бывшего депутата от ЛДПР — Михаила Глущенко. В 2015 году Глущенко признался в организации убийства депутата Галины Старовойтовой, работавшей в том же II созыве Госдумы.
Владимир Дубов, депутат Госдумы III созыва от объединения «Отечество — Вся Россия» и партии «Единая Россия»
Объявлялся в розыск по делу ЮКОСа в 2003 году — неуплата налогов. Уголовное преследование помешало совладельцу Menatep Group переизбраться в Госдуму: его имя вычеркнули из списка кандидатов в депутаты через два дня после ареста Михаила Ходорковского, и Дубов эмигрировал в Израиль.
Валерий Панов, депутат Госдумы IV и V созывов от «Единой России»
Объявлялся в розыск в 2012 по делу об организации несостоявшегося заказного убийства вице-мэра города Троицк Федора Сахарова. По версии следствия, сделал он это из ревности —Сахаров якобы женился на топ-менеджере компании Панова, которая нравилась бывшему депутату. В итоге уголовное дело было прекращено. Панов также проходит по делу бывших сотрудников ГУЭБиПК МВД и генерала Дениса Сугробова. Из-за него и объявлен в розыск с 2015 года — следователи подозревают, что экс-депутат участовавал в провокациях силовиков против бизнесменов. Сам Панов называет обвинения клеветой, инспирированной его бывшим бизнес-партнером. Живет в Германии, избавляется от активов в России.