Выставка «Осторожно, религия!». Фото: Александр Поляков / РИА Новости
Отношения российских силовиков и современных художников испортились задолго до Павленского и группы «Война» — «Медиазона» напоминает самые скандальные эпизоды в истории этой затянущейся на четверть века вражды.
Фигуранты: участники движения Э.Т.И. Анатолий Осмоловский, Григорий Гусаров и Максим Кучинский, искусствоведы Александра Обухова и Милена Орлова.
Что случилось: акция «ЭТИ-текст», более известная как «*** на Красной площади». 18 апреля 1991 года рядом с мавзолеем Ленина художники и несколько панков своими телами выложили на брусчатке слово «***» [член]. Своей акцией авторы протестовали «против повышения цен и практически физической невозможности существовать и работать».
Последствия: милиционеры почти сразу прервали действо; участников доставили в отделение, допросили и отпустили. На следующий день фотографию акции напечатали в газете «Московский комсомолец». Спустя несколько часов после выхода этой публикации Анатолий Осмоловский был задержан в собственном доме. Из-за того, что художники появились перед мавзолеем в канун дня рождения Ленина, в милиции их действия восприняли как «посягательство» на его память. Против участников группы возбудили уголовное дело по части 2 статьи 206 УК РСФСР («хулиганство, совершенное с особой дерзостью и цинизмом»), предполагавшей от одного до пяти лет лишения свободы.
В защиту художников публично выступили общество «Мемориал», Гуманитарный фонд имени Пушкина, популярный в те годы кинорежиссер Сергей Соловьев, поэт Андрей Вознесенский и другие влиятельные деятели искусства. Сам Осмоловский опубликовал в газете «Гумфонда» статью «Белый флаг» (№22 (40-73), 1991), в которой обязался впредь «вести себя хорошо», оставив за собой право на «грамматические ошибки». Спустя три месяца дело закрыли за отсутствием состава преступления.
Фигуранты: арт-группа «Прямое действие» — Николай Баранский, Алексей Белокуров и другие.
Что случилось: в марте 1992 года голые и разрисованные художники прошли по Новому Арбату в честь наступления весны. Кроме узоров и рисунков на телах некоторых были надписи «скворцы прилетели» и «сумасшедшая весна пришла».
Последствия: 10 апреля участников группы вызвали в Киевскую (теперь Дорогомиловскую) районную прокуратуру, где предъявили обвинение по части 2 статьи 206 УК РСФСР и статье 120 УК РСФСР («хулиганство, совершенное с особой дерзостью и цинизмом» и «развратные действия»). «Я посмотрел на фотографии — им и показать-то особо нечего», — комментировал шествие корреспонденту газеты «Коммерсант» прокурор Круглов.
Что еще случилось: на следующий день художники провели вторую акцию. Она называлась «Сухопутный заплыв имени товарища Мао Цзедуна»: ее участники забрались в фонтан голыми по пояс и играли на гитаре, скрипке и колокольчиках. Алексея Белокурова возили по фонтану в детской ванне, в то время как он под музыку зачитывал цитаты из Мао: «У нас два кулака и один зад. Для того, чтобы кулаки были сильными, зад должен сидеть прочно», «Откуда у человека идеи? Среди нас кое-кто этого не знает» и так далее.
И опять последствия: на следующий день после «заплыва» в семь утра два милиционера задержали лидера группы Николая Баранского. Художника доставили в «Бутырку», где он провел месяц. Следствию не удалось доказать, что в день акции рядом с местом ее проведения находились несовершеннолетние, и дело закрыли за отсутствием состава преступления.
Фигурант: Авдей Тер-Оганьян.
Что случилось: перфоманс «Юный безбожник». 4 декабря 1998 года на выставке «Арт Манеж-98» Тер-Оганьян развесил репродукции известных икон и предложил посетителям заплатить за возможность самим «осквернить» одну из них или заказать «осквернение» «юным безбожникам» — самому художнику или его ученикам. Тер-Оганьян исполнил всего восемь заказов: рубил иконы топором, наносил поверх них «неприличные» надписи и наклеивал эротические наклейки.
Последствия: против Тер-Оганьяна публично выступили литератор Юрий Нечипоренко и активисты комитета «За нравственное возрождение Отечества», возглавляемого протоиереем Александром Шаргуновым, обвинив его в развязывании агрессивной войны (статья 354 УК), разжигании национальной и религиозной вражды (статья 282 УК) и сатанизме. Позже привлечь художника к уголовной ответственности требовали Валентина Матвиенко и патриарх Алексий II.
26 февраля 1999 года Тер-Оганьяну предъявили обвинение по части 1 статьи 282. Накануне первого заседания суда неизвестные разгромили выставку, организованную галеристом Маратом Гельманом в поддержку Тер-Оганьяна. Само заседание сорвали православные активисты, организовавшие пикет рядом с Хамовническим судом.
На следующее заседание Тер-Оганьян не появился. Суд вынес постановление об аресте художника, МВД объявило его в федеральный розыск. Вскоре стало известно, что художник находится в Чехии, где подал просьбу о предоставлении политического убежища. В марте 2010 года уголовное дело было закрыто за истечением срока давности.
Фигурант: Дмитрий Пименов.
Что случилось: Пименов разложил листовки на ступеньках торгового центра «Охотный ряд», в котором 31 августа 1999 года произошел теракт. В листовках художник от имени некоего Союза революционных писателей поэтически приветствовал городскую герилью против общества потребления, но при желании текст обращения можно было прочитать и как признание в причастности к организации взрыва.
Последствия: обнаруженные листовки были сразу же переданы милиции. Следствие приобщило их к делу, ранее возбужденному по статье 205 УК (террористический акт). В интервью Пименов отрицал какую-либо причастность к взрыву. Позже в эфире Первого канала появилась информация о том, что лидер Союза революционных писателей подозревается в организации теракта. По сведениям «Независимой газеты», руководство ФСБ рассматривало причастность мифического СРП к взрыву в качестве одной из рабочих версий. Сайт союза закрыли, в домах заходивших на него в последнее время пользователей провели обыски.
2 сентября сотрудники ФСБ обыскали и квартиру Пименова, изъяв у него компьютер, рукописи и записные книжки. Позже художник рассказывал, что, получив повестку в ФСБ на 6 сентября, сразу уехал в Киев, а оттуда — в Варшаву.
В начале 2001 года Пименов вернулся в Россию, не получив в Польше статуса политического беженца. Уголовное дело против него так и не возбудили.
В ноябре 2008 года художник на книжной ярмарке Non/Fiction взорвал петарду в присутствии Михаила Горбачева, после чего у него изъяли игрушечный пистолет и увезли в Центральную московскую клиническую психиатрическую больницу.
Фигурант: Олег Мавроматти.
Что случилось: 1 апреля 2000 года в дворе Института культурологии на Берсеневской набережной проходили съемки фильма Мавроматти о современном искусстве «Слепое пятно». По сюжету главный герой-художник проводил акцию «Не верь глазам»: Мавроматти привязывали к сколоченому из досок кресту и прибивали его руки стомиллиметровыми гвоздями. Бритвой у художника на спине была вырезана надпись «Я не сын бога».
Последствия: в сообщениях освещавшей акцию прессы (в частности, газеты «Труд» и канала НТВ) не уточнялось, что происходящее на Берсеневской было сценой из фильма. Кроме того, журналисты подчеркивали, что при «распятии» Мавроматти присутствовали несовершеннолетние.
11 апреля глава общины храма святителя Николы на Берсеневке потребовал возбудить против Мавроматти уголовное дело по статье 282 УК. 8 июня с аналогичным заявлением к прокурору Москвы обратилась официальная представительница московского патриархата Ксения Чапега.
В июле Замоскворецкая межрайонная прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления.
Позже, после обращения депутата Госдумы и координатора клерикально-консервативной организации «Народный собор» Анатолия Грешневикова в Генпрокуратуру, уголовное дело по статье 282 УК против Мавроматти все-таки было возбуждено. 7 июля дом художника обыскали.
В сентябре Мавроматти разрешили уехать в Болгарию для участия в Международном видеофестивале; в Россию после этого он не вернулся и был объявлен в федеральный розыск.
Фигуранты: организаторы выставки «Осторожно, религия!» директор Сахаровского центра Юрий Самодуров и его заместитель Людмила Василовская.
Что случилось: выставка «Осторожно, религия!», открытая в Сахаровском центре 13 января 2003 года. На ней были представлены работы Авдея Тер-Оганьяна, Владислава Мамышева-Монро, Олега Кулика, Германа Виноградова и других художников. Среди экспонатов были инсталляция Алисы Зражевской «Не сотвори себе кумира» (оклад православной иконы с пустой прорезью на месте лика), плакат Александра Косолапова Coca-Cola/This is My Blood (изображенный на фоне соответствующего логотипа лик Христа) и коллаж Александры Турецкой, включавший фотографию распятой на кресте обнаженной женщины.
Последствия: через три дня после открытия выставку разгромили православные активисты. По факту погрома возбудили уголовное дело, закрытое в августе 2003 года из-за процессуальных нарушений.
20 января 2003 года секретарь комитета «За нравственное возрождение Отечества» потребовала возбудить уголовное дело по факту разжигания религиозной розни. 12 февраля депутаты Госдумы обратились в Генпрокуратуру с просьбой привлечь к ответственности организаторов выставки.
Вскоре Московская прокуратура возбудила уголовное дело по статье 282 УК против Самодурова, Василовской и указанной в пресс-релизе координатором выставки художницы Анны Альчук. При этом кураторы Арутюн Зулумян и Наринэ Золян к ответственности не привлекались: выяснилось, что они являются гражданами Армении.
28 марта 2005 года Таганский суд признал Самодурова и Василовскую виновными и приговорил каждого к штрафу в размере 100 тысяч рублей. Альчук суд оправдал, так как в обвинительном заключении не было указано, каким именно образом художница участвовала в организации выставки. Позже она уехала из России и погибла при странных обстоятельствах; немецкая полиция признала ее гибель [Роскомнадзор].
В декабре 2005 года Самодуров и Василовская направили в ЕСПЧ жалобу на решение суда.
Фигуранты: организаторы выставки «Запретное искусство — 2006» куратор Андрей Ерофеев и директор Сахаровского центра Юрий Самодуров.
Что случилось: экспозиция открытой 7 марта 2007 года выставки включала 24 работы, по тем или иным причинам запрещенных к показу в российских музеях. В выставке принимали участие арт-групы «Синие носы» и ПГ, Авдей Тер-Оганьян, Александр Савко и другие художники. Работы были скрыты от зрителей ширмой, рассмотреть их можно было только через небольшие отверстия.
Последствия: против организаторов выставки публично выступили представители многих околоцерковных и консервативных движений, в том числе «Народный союз» и «Народная защита». 28 марта 2007 года во время проходившей в Сахаровском центре международной конференции «Современное искусство и табу» движение «Объединенная православная молодежь» организовало у входа в здание пикет с требованием закрыть выставку и Сахаровский центр. В пикете участвовали члены ДПНИ (впоследствии организацию признают экстремистской и запретят), Союза Православных Хоругвеносцев, Союза Православных Братств и других праворадикальных организаций.
14 июня на основании заявления представителя движения «Народный Собор» Олега Кассина Таганская прокуратура возбудила уголовное дело по части 1 статьи 282 УК. 18 января 2008 года сотрудники УБОП провели обыск в Сахаровском центре. В мае 2008 года Ерофееву и Самодурову предъявили обвинения по части 2 статьи 282 («возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства с использованием служебного положения»). 27 июня Андрея Ерофеева уволили из Третьяковской галереи по статье 81 ТК («за систематическое неисполнение служебных обязанностей без уважительных причин»).
12 июля 2010 года Таганский суд признал Ерофеева и Самодурова виновными и приговорил их к штрафу в размере 150 и 200 тысяч рублей соответственно. В 2011 году Жуковский районный суд Тарусы признал картину Савко «Нагорная проповедь» (из цикла «Путешествие Микки Мауса по истории искусства») экстремистским материалом.
Фигуранты: Илья Фальковский из арт-группы ПГ.
Причины: работы радикальной группы неоднократно запрещали к показу в галереях и музеях. В 2007 художники приняли участие в выставке «Запретное искусство-2006»; в этом же году власти не разрешили им вывезти из страны свои работы для участия в проекте «Соц-арт» в Париже. Больше всего вопросов у правоохранительных оргаов вызвал клип ПГ «Вампир», герой которого расстреливал кортеж президента.
Последствия: в 2011 году Фальковский был вынужден бежать из России из-за угроз со стороны сотрудников спецслужб. В изложении самого художника история его бедствий звучит так: в январе неизвестные выманили паспортные данные Фальковского через хозяев дома, в котором он и его друг снимали мастерскую. Затем недоброжелатели проникли в мастерскую и потребовали, чтобы арендаторы покинули помещение в течение 24 часов.
Вечером того же дня некие люди с автоматами заблокировали его с другом в машине, заставили художника отвести их в мастерскую и заперли на кухне, где трое в штатском допрашивали его всю ночь. Фальковского называли экстремистом, угрожали подбросить оружие и наркотики или подослать ультраправых скинхедов, которые могли бы «мастерскую сжечь, тебя порезать». Кроме того, художнику предложили сменить тему творчества: рисовать героев Чеченской войны или ветеранов Афганистана.
После этой странной беседы гости художника предложили ему подписать бумагу о сотрудничестве, от чего он отказался.
Утром мастерскую опечатали. Хозяева дома отказали в аренде помещений всем художникам. Сам Фальковский улетел в Китай.