Иллюстрация: Ольга Аверинова / Медиазона
«Медиазона» собрала все сообщения о коллективных выступлениях и акциях протеста в системе ФСИН за прошедшую зиму и не заметила «активизации противоправных действий осужденных», о которой говорил на днях глава ведомства Геннадий Корниенко.
13 марта, выступая на расширенной коллегии ФСИН, глава тюремного ведомства Геннадий Корниенко констатировал «активизацию противоправных действий осужденных, направленных на дестабилизацию деятельности учреждений». Он также заявил о росте числа нападений на надзирателей. Тем не менее, в СМИ информация о происходящем практически не попадает — «Медиазона» собрала данные о коллективных выступлениях и одиночных акциях протеста в исправительной системе, о которых прошлой зимой сообщалось в открытых источниках.
20 декабря ученики московской спецшколы для детей с девиантным поведением «Шанс» забаррикадировались и потребовали отставки руководства. Государственная школа занимается работой с трудными подростками, которых направляют туда по решению суда. Как сообщал Life, в бунте принимали участие 12 «вновь прибывших» воспитанников, которые стали протестовать, когда сотрудники учреждения попытались досмотреть их вещи: подросткам не понравилось, что преподаватели попросили их выложить сигареты и другие предметы на стол. С учениками начали переговоры, к месту происшествия выехали руководители столичного главка МВД и ОМОН. Спустя два часа после начала акции забаррикадировавшеся сами впустили внутрь полицейских и воспитателей.
На следующий день спецшколу посетил уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович. Он рассказал, что подростков возмутил не сам факт проверки их личных вещей, а пренебрежительное отношение к ним — якобы при обыске у одного из детей помяли фотографию его умершей мамы. «Проверка была проведена после жалоб учителей: по их словам, дети снимали что-то в школе на телефон, в то время как телефоны в "Шансе" запрещены — и, кстати, в процессе обыска его так и не нашли. Кроме того, они накануне днем подрались друг с другом — видимо, это повысило градус нервозности», — говорил Бунимович.
Взбунтовавшиеся подростки не повредили имущество школы и не нанесли травм кому-либо из воспитателей. О возбуждении уголовного дела не сообщалось.
Как сообщало Крымское управление ФСИН, 25 января в колонии-поселении №1 Керчи пятеро осужденных «совершили акт членовредительства путем нанесения порезов лезвием от одноразового станка». В ведомстве утверждали, что заключенные нанесли себе порезы «в знак солидарности с осужденным К., отказавшимся выполнять законные требования администрации, а именно работы по благоустройству территории учреждения». Одного из осужденных доставили в керченскую больницу, остальным участникам акции медицинская помощь была оказана врачами колонии. Ведомство анонсировало служебную проверку по факту «акта членовредительства», однако о ее результатах так и не сообщило.
Как рассказал изданию Kerch.сom.ru бывший осужденный Георгий Бартош, на вопрос о причинах протеста один из участников ответил так: «Администрация начала заставлять подметать, конкретно ущемлять права».
Несмотря на заверения главы ФСИН Корниенко о росте числа массовых акций протеста среди заключенных, в феврале СМИ и пресс-службы ФСИН не написали ни об одной.