«Снежинка». Фото: Евгений Переверзев / Коммерсант
Подводя итоги года, Никита Сологуб напоминает об удивительной, но мало кем замеченной находке Счетной палаты, которая прошедшим летом упоминала в своем докладе построенную в Хабаровском крае по самым современным технологиям, отвечающую европейским пенитенциарным стандартам и фактически пустующую тюрьму.
2 февраля 2015 года в поселке Эльбан в 200 километрах от Хабаровска торжественно открылся рассчитанный на 800 мест СИЗО-4. Корпуса учреждения образуют в плане шестилучевую звезду, поэтому здание тут же окрестили «Снежинкой». В день открытия объект посетили зампредседателя правительства края Иван Ильц, начальник районного ГУВД Эдуард Иванов, ветераны УИС, представители ОНК и РПЦ, а после пресс-конференции врио начальника краевого УФСИН Александр Кудрин вручил начальнику нового изолятора Олегу Закурдаеву «символический ключ».
Во ФСИН архитектуру СИЗО называли «уникальной», отмечая одновременно, что комплекс «строился более 20 лет по проекту шведского аналога, разработанного еще в 1992 году». Решение о строительстве в Эльбане было принято двумя годами позже, а в 1996 году здесь заложили фундамент. Для того, чтобы сдать здания и сооружения режимного корпуса, понадобилось еще 16 лет. В общей сложности строительство «Снежинки» обошлось в 817 млн рублей. Деньги из бюджета поступали в рамках ФПЦ «Развитие уголовно-исполнительной системы в 2007-2016 годах», которая предполагала, что к 2017 году в эксплуатацию будут введены 26 новых следственных изоляторов по всей России (в дальнейшем их число сократилось до 13).
Как сообщалось на сайте ФСИН, шестиэтажный изолятор в Эльбане был построен с применением самых современных материалов и новейших технологий охраны и размещения заключенных, в том числе — оснащен интегрированной системой безопасности «Кодос», стоимость которой, согласно сайту госзакупок, составила 750 тысяч рублей. При этом все здания и помещения СИЗО, отчитывалась пресс-служба ведомства, оборудованы «в соответствии с европейскими правилами и требованиями к содержанию спецконтингента», а на каждого арестанта в камерах приходится по четыре квадратных метра площади — как и требует федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
После торжественного открытия передовой изолятор надолго пропал из медийного пространства — пока в июле 2017 года «Снежинку» не упомянула Счетная палата, объявившая о крахе ФЦП по развитию пенитенциарной системы и выявившая неэффективное использование выделенных ФСИН бюджетных средств на общую сумму 15,05 млрд рублей. Из доклада Счетной палаты следовало, что эльбанский изолятор был введен в эксплуатацию еще в 2012 году, но не использовался до начала 2014 года, а по состоянию на 2016 год был заполнен лишь на 8,6% (тогда в нем содержались всего 68 подследственных).
Через несколько дней после публикации результатов проверки Счетной палаты начальник пресс-службы УФСИН по Хабаровскому краю Дмитрий Баданин рапортовал, что СИЗО-4 будет перепрофилирован в колонию для пожизненно осужденных — единственную на Дальнем Востоке и восьмую на территории России. Баданин снова подчеркивал уникальность «Снежинки» — в отличие от других учреждений подобного профиля, в Эльбане заключенные будут обязаны работать, «на территории тюрьмы идет постройка деревообрабатывающего и швейного цехов».
По его словам, предварительным проектом предполагалось, что в корпусах будут содержаться около 600 заключенных, отбывающих наказание за особо тяжкие преступления. Спустя несколько месяцев это число было скорректировано в меньшую сторону. «Новенькая "Снежинка", отстроенная по последнему слову техники, готова вместить почти 400 головорезов», — писало хабаровское издание «Комсомольской правды».
Однако позже оказалось, что и эти ожидания были излишне оптимистичными: в середине ноября замначальника отдела безопасности новой ИК-6 сообщил, что в колонии содержатся 23 осужденных, и выразил надежду, что хотя бы к концу 2018 года их число увеличится до 250.