Танкер Cygnus Passage в терминале по отгрузке сжиженного природного газа (проект «Сахалин-2») в поселке Пригородное на юге Сахалина. Фото: Сергей Красноухов / РИА «Новости»
Подготовленный правительством проект федерального бюджета на 2018 год стал неприятной неожиданностью для единственного островного региона России — Сахалинской области. Чиновники предлагают забирать из областного бюджета в федеральный половину отчислений от нефтегазового проекта «Сахалин-2». Местные власти находят такую перспективу катастрофической и жалуются, что их не уведомляли о планах Москвы; активисты собирают тысячи подписей и готовят митинг протеста.
«С 2015 года государственная экономическая политика (и бюджетная политика как ее неотъемлемая составляющая) ориентировалась на преодоление последствий крупнейшего за последние полвека внешнего шока», — такими словами открывается пояснительная записка к проекту федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019–2020 годов. Слово «стабильность» во введении повторяется четыре раза, но именно этот документ резко дестабилизировал ситуацию в Сахалинской области.
На сайте Госдумы законопроект появился 29 сентября. В нем говорилось про «дополнительное зачисление в федеральный бюджет 50% налога на прибыль при выполнении соглашения о разделе прибыльной продукции по проекту "Сахалин-2" с последующим перераспределением соответствующих дополнительных поступлений на развитие Дальневосточного федерального округа». Это означает, что если сейчас область получает 75% налоговых поступлений от проекта, а федеральный бюджет — 25%, то вскоре распределение станет обратным — 25% у региона против 75% у правительства.
В пояснительной записке к документу говорится, что в следующем году таким образом предлагается перераспредить 33,7 млрд рублей (общая сумма доходов Сахалинской области составляет около 100 млрд рублей). Это уже не первая попытка изъятия доходов от «Сахалина-2»: до прошлого года область получала 80% налога на прибыль, но в конце года правительство отняло 5% для поддержки других регионов.
Источники «Газеты.ру» в правительстве утверждают, что представитель президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев поручил министерству финансов передать сахалинские отчисления в Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона; при этом изначально в правительстве якобы обсуждался другой план — направить эти деньги в бюджет в обмен на субсидии из Москвы. По версии источников РБК, инициатива о перераспределении исходила от Минвостокразвития и была поддержана Трутневым, причем ее якобы уже согласовали с президентом Владимиром Путиным; представители Сахалинской области выступали резко против, но безуспешно.
Юрий Трутнев знаком с проектом «Сахалин-2» достаточно близко: на пике конфликта российских властей с международным консорциумом разработчиков в 2006 году он занимал пост министра природных ресурсов и лично отменил приказ, утверждавший выводы экологической экспертизы проекта. В итоге конфликт, который официально развивался вокруг претензий к прокладке трубопровода, привел к смене основного владельца — «Газпром» выкупил у Shell и японских Mitsui и Mitsubishi контрольный пакет: 50% плюс одну акцию.
Первые публикации о грядущем перераспределении бюджета появились 28 сентября: сначала об этом написал журнал «Нефть и капитал», затем РБК и другие деловые издания. Главный редактор крупнейшего сахалинского медиа Sakh.com (Sakhalin.info) Ксения Семенова в беседе с «Медиазоной» рассказывает, что узнала об этом от источника лишь немногим раньше и не успела выпустить собственный материал. По ее словам, до этого подобные инициативы не обсуждались на Сахалине даже в формате слухов.
«Выборы прошли для "Единой России" замечательно, выбрали всех, кого нужно, Думу сформировали… вообще ничего не предвещало беды. Бюджет уже сверстан с теми показателями и прогнозами, которые должны были быть [при прежнем уровне финансирования]. А сейчас нам говорят, у вас будет на 30 млрд меньше. И я представляю лицо министра финансов нашего. Я не особая сторонница власти, но по-человечески прекрасно понимаю, как они собирали какие-то "хотелки" от районов, подбивали госпрограммы, это же чудовищно сложно», — говорит Семенова, отмечая, что первое чтение по законопроекту состоится в Госдуме только 27 октября, и все это время область не сможет работать над новым бюджетом.
Новости Sakh.com про перераспределение доходов собирали по 50-60 тысяч просмотров; для регионального сайта — это серьезные показатели. В этот момент главред задумалась о том, что читателей портала будет несложно мобилизовать: «Мне пришла идея провести митинг или какую-то акцию. Я сначала решила дать об этом новость, а потом посмотреть, люди поддержат или нет. Люди поддержали, и в субботу 30 сентября я пришла к чиновникам администрации Южно-Сахалинска, которые занимаются внутренней политикой, и подала уведомление». Массовую акцию согласовать в столь короткие сроки в России невозможно, поэтому Семенова с единомышлениками решила устроить серию пикетов со сбором подписей — «впервые в истории Южно-Сахалинска заняли все разрешенные места для массового пикетирования, чем повергли в ужас администрацию, потому что власти никогда с этим не сталкивались, не знали как организовывать безопасность и общественный порядок».
Во время пикетирования и через интернет активистам удалось собрать более 17 тысяч подписей под обращением к президенту Владимиру Путину с призывом «вмешаться в запущенный процесс перераспределения средств и оставить сахалинцам и курильчанам возможность развивать свои острова и жить достойно». С полицией у активистов проблем не было — как и во время пикета «Рыбная отрасль должна выстрелить», который прошел в Южно-Сахалинске 30 сентября.
«Я смотрю и вижу знакомые фамилии в почте, это, в том числе, чиновники высокого уровня, которые занимают весомые посты, но не хотят себя публичить по понятным причинам. Пришли подписи из министерства культуры, министерства спорта, управления по делам ГО и ЧС. Очень много пришло из социальных учреждений — больницы, садики, дворцы спорта, очень много коммерсантов, магазинов, строительных фирм, банков, даже Сбербанк прислал. Прислали сотрудники нефтегазовых компаний "Сахалинская энергия" и Exxon, работающих по СРП. Из "Роснефти-Сахалинморнефтегаза" прислали… В общем, открываю почту и не могу работать в обычном новостном режиме, надо было заводить для этого отдельную почту», — рассказывает Семенова.
Письмо Путину хотели отправить уже 4 октября, но «значимые люди из Москвы» посоветовали выбрать в качестве парламентера уважаемого в регионе человека, чтобы обращение пошло «под флагом». Кандидатуру быстро нашли — флагоносцем стал нивхский писатель Владимир Санги. Он подписал обращение; из северного поселка Ноглики, расположенного более чем в 600 километрах от Южно-Сахалинска, обращение Санги на машине привезли на юг. В четверг Семенова отправила в Москву посылку с бланками общим весом семь килограммов; электронный вариант письма занял три гигабайта, его адресату направили через официальный сайт Кремля.
Семенова добавляет, что после отправки подписей сахалинские активисты обсуждают организацию митинга, который необходим для «закрепления» результатов.
«Почему мы вообще к Путину-то пишем? — грустно объясняет журналистка. — Я считаю, что России нужен царь или барин, который должен приехать, услышать, принять меры, помочь. Только на это рассчитываем».
Вечером 29 сентября губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко в беседе с Sakh.com предупредил о «катастрофических последствиях» перераспределения средств. «При таких обстоятельствах мы не сможем спланировать свой бюджет даже на текущие расходы. Если при бюджете области примерно в 100 млрд рублей выпадут порядка 40-45 млрд рублей, то остатка нам не хватит даже на жизнь». Он перечислил программы, которые особенно пострадают от такого решения — строительство школ, больниц и жилых домов, благоустройство, льготы, программа развития Курильских островов — и предсказал, что в регионе возобновится отток населения «с отрицательными показателями в демографии».
«Нефтегазовые проекты, которые реализуются на Сахалине, должны прежде всего работать на экономику и социальное благополучие жителей Сахалинской области. Люди много лет ждали, когда они начнут приносить отдачу. Наконец, это произошло. Нефтегазовые доходы стали вкладывать в развитие области, в новые проекты, направленные на повышение качества жизни людей. Только-только появились первые реальные результаты, которые действительно заметны. Сейчас вся эта работа под угрозой срыва», — подчеркнул губернатор. Он отметил, что решение принималось «без учета мнения субъекта» — сахалинские власти «не были поставлены в известность».
«Мы сами узнали эту информацию из СМИ. Безусловно, она вызвала удивление, — комментировал утром 29 сентября тогда еще "домыслы и предположения" свежеизбранный председатель Сахалинской областной думы Андрей Хапочкин. — Самое страшное, что будут приостановлены, а возможно, отменены целый ряд социальных льгот, по количеству которых Сахалинская область — лидер России. Их 127, они тяжело принимались, именно они позволяют сахалинцам и курильчанам не просто оставаться на Сахалине, а именно на островах, строить жилье, энергетику, дороги».
Когда «домыслы» подтвердились, областная дума начала обсуждать текст обращения к спикеру Госдумы Вячеславу Володину, который депутаты утвердили только сегодня, а сайт SakhalinMedia оперативно завел для новостей на эту тему тэг #НефтегазовоеРаскулачивание.
В письме Володину депутаты подчеркивают, что инициатива была «отрицательно воспринята общественностью и может подорвать доверие сахалинцев и курильчан к органам государственной власти». Они объясняют, что работа по нефтегазовым проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» началась еще в 1990-х годах, но на первых порах компании были освобождены от уплаты налогов и сборов в региональный бюджет с расчетом на будущие прибыли; основные доходы от работы шельфовых проектов начали поступать с 2012 года, но уже привели к заметному росту уровня жизни. При этом на переселение людей из ветхого и аварийного жилья за три года надо потратить более 30 млрд рублей, у области есть планы по газификации жилого фонда (сегодня в «нефтегазовом» регионе газ есть всего в 13% домов; для сравнения: среднероссийский уровень составляет 66%) и масштабному ремонту системы электроснабжения. Потери бюджета депутаты оценивают в 40 млрд рублей — сумму, сопоставимую с объемом всей финансовой помощи бюджетам муниципальных образований.
2 октября члены сахалинской Общественной палаты обратились к депутату Госдумы от региона Георгию Карлову с призывом рассказать, участвовал ли он в обсуждении предлагаемых изменений и как собирается голосовать по этому вопросу. Карлов был краток: «Во-первых, я считаю, что любые проекты по финансированию одних субъектов федерации за счет кармана другого субъекта федерации должны быть предварительно согласованы ими. Второе, очевидно, что мне будет непросто донести всем депутатам Государственной думы о том, что позиция сахалинцев и курильчан существенно отличается от внесенного проекта федерального закона о бюджете. Поэтому я прошу сахалинцев и курильчан поддержать меня в Госдуме и высказать свое мнение прямо в адрес Государственной думы и в мой адрес, чтобы наша позиция была консолидирована».
«Высшее руководство страны ставит задачу развития региона, а Минфин игнорирует это, совершенно не задумываясь о том, какие будут социальные, геополитические последствия у такого шага, — предупредил первый замглавы комитета Госдумы по экономической политике Михаил Емельянов ("Справедливая Россия"). — По сути, Минфин пытается ограбить регион, но не трогать влиятельные группы. Ничего хорошего для страны из этого не выйдет». Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко проект федерального бюджета раскритиковала в более общих выражениях, отметив, что жесткой фиксации расходов в условиях «вялотекущей стабильности» недостаточно.
4 октября председатель правительства Сахалинской области Вера Щербина на слушаниях в Совете Федерации подняла вопрос об изъятии 35% регионального бюджета. «Особенности региона, о которых тоже не могу не сказать. У нас, это — островные регионы, это Курильские острова, и очень сложная транспортная доступность островов и поэтому мы вынуждены только 2,4 млрд тратить на дотацию авиаперевозок. Ну, простой пример приведу: чтобы из Южно-Сахалинска до Курил долететь, экономически обоснованный тариф стоит 17 тысяч рублей; мы возим население за 6 тысяч рублей, естественно, остальное все дотируем; между островами у нас перевозки осуществляет вертолет, и мы понимаем, что, несмотря на то, что перевозим там... пять человек, например, тем не менее, это крайне важно, жизненно важно для этих людей, поскольку никаких других возможностей нет». Валентина Матвиенко прервала ее: «Я прошу прощения, давайте вы весь бюджет свой не зачитывайте. Проблему вы подняли».
Получить комментарии сенатора от Сахалинской области Дмитрия Мезенцева не удалось — в его приемной «Медиазоне» сообщили, что Мезенцев занят подготовкой к юбилею Общества российско-китайской дружбы, которое он возглавляет; представитель сенатора после просьбы о комментарии не перезвонил. На запрос в администрацию губернатора Сахалинской области ответ пока не пришел.