Иллюстрация со страницы Натали Телегиной «ВКонтакте»
Неоязычница из Барнаула Наталья Телегина весной этого года стала фигуранткой дела о возбуждении ненависти к православным и оскорблении их чувств — а поводом послужило заявление ее единоверца из Петербурга, которому показалось, что посты Телегиной «ВКонтакте» разжигают вражду между сторонниками политеизма и христианами. «Медиазона» изучила экспертизы по делу и показания свидетелей.
В конце 2016 года глава петербургской неоязыческой общины асатру Евгений Салтыков (он называет себя Сигвальдом Годи) написал заявление на язычницу из Барнаула Наталью Телегину, которая администрирует «ВКонтакте» профильную группу «Яблоки Идунн». Асатру — это неоязыческое движение, объединяющее приверженцев скандинаво-германского политеизма.
Заявление Салтыкова касалось публикации в группе Телегиной — изображения мужской фигуры с молотом Тора, занесенным над горящей православной церковью.
1 марта 2017 года Управление по борьбе с экстремизмом (Центр «Э») по Петербургу направило коллегам в Алтайском крае материалы проверки заявления, после чего барнаульский оперативник Иван Швед изучил публикации на странице Телегиной с ноября 2013 по сентябрь 2016 года.
Телегина рассказывает, что узнала об уголовном деле только в апреле и с Салтыковым до этого никогда не общалась.
«Я видела, что мелькает человек с таким именем, но лично ни разу не общалась, поэтому удивило, что человек не написал мне и сразу вот так вот. Прежде чем все это публично объявить, я ему написала. Я говорю: "Ты почему мне ничего не объяснил? Если чем-то недоволен, давай решим как-то мирно". Он ничего: "Я считаю, что я прав, действовал в рамках закона"», — вспоминает язычница.
Она не понимает, какими мотивами мог руководствоваться Салтыков, когда писал заявление, и допускает, что «это борьба с конкурентами такая». Телегина отмечает, что приверженцы неоязыческих движений часто конфликтуют из-за расхождений во взглядах, но до доносов на оппонентов участники этих споров еще не опускались. Каких-либо угроз от других язычников она не получала, зато ей писали православные верующие: обещали, «что в аду буду гореть», вспоминает Наталья.
Сам Салтыков еще в июле публично объяснил свой поступок. «Я считаю недопустимым публичное распространение подобных материалов. Они выставляют мою религию (Асатру) как экстремистскую идеологию, что не соответствует действительности, и этим подвергают опасности свободу вероисповедения. <...> Поскольку данная позиция относительно конкретного поста — мое субъективное мнение, а препираться в сети с каждым распространителем глупостей я не хочу, я передал право дать оценку действиям автора поста тем, кому оно принадлежит, а именно правоохранительным органам, обратившись с заявлением в полицию», — написал он «ВКонтакте».
Петербуржец также предупредил осудивших его единоверцев и читателей, что некоторые из них «в комментариях и личке уже наговорили на целый букет статей УК».
26 июля следствие по делу Телегиной завершилось. Если в своем заявлении Салтыков говорил лишь о составе статьи 282 УК (возбуждение ненависти или вражды), то в окончательном обвинении следователь Нина Мазур добавила еще одну статью — оскорбление чувств верующих (часть 1 статьи 148). Поводом для новых обвинений стали восемь публикаций Телегиной — семь на ее личной странице «ВКонтакте» и одна в группе, которую указал Салтыков.
Обвинительное заключение строится на экспертизе и показаниях свидетелей — язычника Салтыкова и православных верующих.
Адвокат международный группы «Агора» Алексей Бушмаков говорит о сходстве дела Телегиной и видеоблогера Руслана Соколовского, интересы которого он представлял. «Это дело однозначно должно уйти в ЕСПЧ, потому что — [это] просто безобразие. И практика по стране складывается очень печальная», — заключает адвокат, который сейчас консультирует язычницу.
Оскорбление чувств верующих
По части 1 статьи 148 УК (оскорбление чувств верующих) язычнице вменяют изображение из ее группы — фигура с занесенным над православной церковью молотом.
В этом посте эксперт Марина Градусова усматривает нарушение норм религиозной этики, которое она трактует как оскорбление чувств верующих. На допросе Градусова уточнила, что изображение означает «символическую победу язычества над православной религией», но в нем нет призывов к возбуждению ненависти или вражды.
Сама язычница на допросе говорила, что изображение надо понимать буквально, художник лишь констатировал исторический факт: викинги грабили христианские церкви.
Возбуждение ненависти к верующим
Как разжигающие ненависть к христианам в деле проходят шесть публикаций Телегиной. При этом признаки унижения человеческого достоинства по религиозному признаку эксперт нашла только в двух из них:
— в стилизованном под афишу фильма изображении трех фигур в военной форме, одна из которых — патриарх Кирилл, с подписью «Православные ублюдки. Во имя Отца, Сына и Святого духа. Смотрите в России с X века»;
— в изображении того же патриарха и двух скелетов, один из которых вырезает сердце у фигуры, напоминающей Иисуса Христа, с подписью «Святое причастие».
В демотиваторе с фотографией крестного хода на размытой дождем дорогой и подписью: «В России две беды, и если первой поможет асфальтоукладчик, то как быть с дорогами, не представляю» эксперт Градусова усматривает указание на «интеллектуальную неполноценность» православных христиан.
В остальных трех публикациях, которые следователь сочла разжигающими ненависть, автор экспертизы увидела только негативную оценку исповедующих христианство. Речь идет об изображении черепа с подписью «28 июля — день крещения Руси. Помним. Скорбим», демотиваторе с проткнутой крестом Библией и подписью «Библия идейная основа глобального фашизма», а также плакате «Злой Сатана и Добрый Бог», в котором богу монотеистов приписываются слова: «Что? Человек? Ты ж говно? Я твой творец, бойся меня, почитай меня, поклоняйся мне, ты ничто предо мной, я твой хозяин, а ты мой раб, приноси мне жертвы, будь покорен, терпи все муки и унижения».
Все эти публикации, согласно заключению эксперта, также оскорбляют чувства верующих, однако следователь не стала квалифицировать их по 148-й статье.
Возбуждение ненависти к кавказцам и их девушкам
Телегину обвиняют в разжигании ненависти не только к верующим, но и к кавказцам. Поводом для этого эпизода стал демотиватор с фотографией целующейся пары в футболках со надписями «Кавказец» и «Девушка кавказца». Подпись под фотографией гласит: «Чернильница: нет выбора позорней».
Эксперт Градусова нашла в демотиваторе «признаки унижения группы лиц, относящихся по признаку пола к девушкам, вступающим в интимные отношения с представителями народов Кавказа, а также к уроженцам Кавказа как недостойным иметь интимные отношения со славянскими девушками».
Адвокат Бушмаков отмечает, что автор экспертизы входит в комиссию по борьбе с экстремизмом при администрации Алтайского края: «Должен экспертизу делать субъект независимый, не заинтересованный, а объективный. Не нашлось, что ли, никого другого, кто мог бы сделать? И все это в судах проходит, и все плевать хотели на эту зависимость».
Свидетели
Евгений Салтыков, чье заявление стало поводом для возбуждения дела, рассказывал на допросе, что случайно наткнулся на группу «Яблоки Идунн» и увидел в ней изображение фигуры с молотом, занесенным над православной церковью. По мнению Салтыкова, смысл картинки — «возбуждение розни и вражды, ненависти между представителями различных религий». Это изображение оскорбило его чувства как «религиозного "верующего"» человека.
Свидетелем по делу также проходит священник РПЦ Владимир Матусов, который занимает должность пресс-секретаря Барнаульской епархии. В обвинительном заключении сказано, что священник был ознакомлен со страницей Телегиной. Он счел оскорбительными и возбуждающими вражду все изображения, фигурирующие в деле. Изображение викинга с молотом священник, например, расценил как призыв к разрушению храмов и искоренению православия. Демотиватор о крещении Руси с черепом он назвал оскорбительным и унизительным, поскольку РПЦ «для России и русского народа сделала очень много».
Трое остальных свидетелей также чувствуют себя оскорбленными всеми фотографиями, попавшими в дело; судя по их показаниям, все они — случайные пользователи «ВКонтакте». Например, Альберт Мокринский заглянул на страницу Телегиной в январе 2017 года; как нашел ее, не помнит, но размещенные там изображения его как верующего оскорбили. Такие же показания дал свидетель Шатов. Как на них вышли следователи, из материалов дела непонятно.
Свидетеля Романа Бурчика вызывали для дачи объяснений дважды. Страницу Телегиной он вспомнил не сразу, хотя якобы и был подписан на нее. Ко второму разу он подробно изучил страницу язычницы, и большинство опубликованных ею изображений вызвали у него негативные чувства. Бурчик отметил, что он верующий человек, «мама у него постоянно ходит в церковь, у них в семье с детства прививалась любовь к богу», поэтому изображения его так оскорбляют. На допросе Бурчик сказал, что после просмотра страницы Телегиной он написал администрации «ВКонтакте» жалобу с просьбой заблокировать аккаунт язычницы.
Телегина никого из свидетелей лично не знает. Она отмечает, что некоторые изображения, фигурирующие в деле, опубликованы еще в 2014-15 годах.
«Года три-четыре назад, когда к нам приезжали православные активисты, устраивали пикеты, бойкоты, побоища даже на концертах в Новосибирске, я эти картинки выкладывала в протест этого. Их больше тысячи было. Мы со следователем часа два сидели, пока их нашли», — вспоминает язычница. В то время она планировала заняться с друзьями организацией гастролей зарубежных музыкантов и уже договорилась с местным клубом, но после событий в Новосибирске Телегина отказалась от этих планов.
Язычница настаивает, что обвинение против нее строится на субъективных оценках и неподтвержденных домыслах: «Я вообще в шоке, я не ожидала, что у нас можно просто на основании мнения кого-то раздуть такое дело. Экстремисты — это экстремисты, но картинку любой может запостить, любой абсолютно может сохранить, даже не подумав, что потом найдется кто-то, кто в суд подаст. Это ненормально, по-моему».