Экстремизм после драки. За что будут судить основателя Татарского патриотического фронта «Алтын Урда»
Статья
6 февраля 2017, 14:13

Экстремизм после драки. За что будут судить основателя Татарского патриотического фронта «Алтын Урда»

Акция татарских националистов в День памяти защитников Казани. Фото: RFE/RL

Социальная группа «президент Российской Федерации», Сергей Довлатов о мандавошках, биопарокс как слезоточивый газ: удивительное дело основателя Татарского патриотического фронта «Алтын Урда», коменданта выселенного казанского общежития и отца шестерых детей Даниса Сафаргали.

В Казани завершено расследование уголовного дела в отношении создателя националистического Татарского патриотического фронта «Алтын Урда» Даниса Сафаргали. За участие в бытовом конфликте и репосты «ВКонтакте» его будут судить по статьям об экстремизме, хулиганстве, побоях и нанесении легкого вреда здоровью.

Отец шести детей, Сафаргали служил в МВД и МЧС, работал капитаном теплохода и вообще вел довольно бурную жизнь: еще до создания организации о нем писала «Комсомольская правда»; статья вышла под заголовком «В Казани женщина избила беременную жену своего бывшего мужа».

Движение «Алтын Урда» Сафаргали основал в 2012 году — после того, как вышел из Союза татарской молодежи «Азатлык». Отвечая «ВКонтакте» на вопрос, не «очередная ли это группа, предполагающая пропаганду развала России?» он писал: организация «стоит на политической платформе либерального национализма или по-другому — на платформе национал-демократии». В пояснение активист давал ссылку на статью в Kazanweek, автор которой настаивал: «Алтын Урда» — не сепаратисты, они выступают за то, чтобы экономика региона была менее зависима от федерального центра, и только.

«Золотоордынцы не призывают к сепаратизму, полагая, что "отделять Татарстан от России и от всей остальной массы татар было бы глупо и неоправданно политически". В то же время активисты татарского патриотического фронта называют себя конфедералистами и выступают за экономическую автономию Казани от Московского Кремля. Образно выражаясь, "Алтын Урда" можно назвать татарским национализмом "три точка ноль". Лидер организации относит себя к числу либералов, находящихся "в жесткой оппозиции политике Путина"», — писало казанское издание.

Программа «Алтын Урды» изложена на странице движения во «ВКонтакте»; среди задач —ведение просветительской работы «для противодействия ассимиляции татарского народа», создание военно-патриотического клуба татарской молодежи, борьба за использование татарского языка в делопроизводстве и содействие возвращению татар в Татарстан.

Один из знакомых Сафаргали, которого «Медиазона» попросила объяснить, в чем именно заключалась деятельность организации, сообщил, что не может привести конкретного примера, а затем в течение пяти минут увлеченно говорил о юртах и дегустации кумыса на этнографическом фестивале, в котором участвовал вместе с создателем ТПФ. Мухаммед Жанкулов, указанный как администратор сообщества «Алтын Урда» «ВКонтакте», на вопрос о своей роли в движении ответил: «Наверное, вы ошиблись».

«Он по образованию историк, вел курсы параллельно работе по истории Татарстана. Получилось так, что он стал помогать татарам, кто хочет вернуться. Риэлторские услуги, юридические консультации. Ездил постоянно в Набережные Челны, в Уфу», — рассказывает о Сафаргали его супруга Гузель.

Движение «Азатлык», в котором ранее состоял Сафаргали, противопоставляло себя российским правым с их великодержавным шовинизмом; единственное мероприятие «Алтын Урды» во «Вконтакте» называется «Нет русскому маршу в Казани».

Однако создатель ТПФ противодействовал русским националистам не только в соцсетях: в 2013 году по его заявлению судили координатора «Русского альянса» Михаила Шарова, которому вменялось два эпизода: публикация демотиватора с Кораном, куском сала, фекалиями и надписью «С праздником», а также видеоролика под названием «Скин-герлз».

Суд назначил Шарову месяц и 18 дней исправительных работ, признав его виновным только по второму эпизоду (часть 1 статьи 282 УК). Впрочем, это был не единственный случай, когда Сафаргали жаловался в правоохранительные органы на других общественных деятелей Татарстана.

Данис Сафаргали. Фото: proftatms.ru

В 2012 году он подавал заявление на главу Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) Раиса Сулейманова, который причисляет «Алтын-Урду» к «национал-сепаратистам». Отдельно за распространение идей Сулейманова Сафаргали критиковал новостное агентство Regnum, которое нередко писало о создателе ТПФ; о позиции этого издания можно судить по новости под заголовком «В Татарстане национал-сепаратисты распространяют призывы "убивать булгар"».

В 2014 году внимание Центра МВД по противодействию экстремизму привлекла деятельность самого Сафаргали. В 2015 году его сначала оштрафовали на тысячу рублей за демонстрацию нацистской свастики «ВКонтакте» (статья 20.3 КоАП; сам активист настаивал, что его публикация критиковала нацизм), затем прокуратура вынесла ему предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности.

Уголовное же преследование лидера «Алтын Урды» началось с почти бытового эпизода. Сафаргали и его беременная жена (впрочем, на тот момент брак еще не был официально зарегистрирован) подрабатывали комендантами общежития Казанского инновационного университета, а собственник помещения — компания «Пилигрим» — решил сделать из него хостел.

20 апреля 2016 года дело дошло до открытого конфликта: когда в общежитии дежурил старший сын Сафаргали от первого брака Данияр, туда пришли сотрудники «Пилигрима». Они стали выгонять студентов, те вызвали на помощь чету Сафаргали.

«Один ударил меня, попал в низ живота, сказал: "Пошли отсюда, никто их не трогал". Здесь Данис подошел, закрыл меня собой, оттащил меня от толпы. Люди пошли на нас, муж достал руку из кармана, сказал: "Не подходите я сейчас брызгать буду". У него было лекарство от горла, я за три дня до этого купила ему биопарокс, у него была ангина», — описывает Гузель события того дня.

В последовавшей затем драке участвовали супруги Сафаргали, Данияр, брат Даниса Диас Валеев и несовершеннолетний студент с одной стороны и пятеро работников «Пилигрима» — с другой.

В материалах СК позже утверждалось, что вопрос о законности проживания студентов Сафаргали и его группа поддержки использовали как «малозначительный повод для совершения противоправных действий», а у всех участников драки с их стороны были «заранее распределенные роли». Уголовное дело возбудили по статьям 115 УК (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 (побои) и 213 (хулиганство).

По версии следствия, в баллончике, который распылил лидер «Алтын Урды», было не лекарство от простуды, а настоящий слезоточивый газ. В качестве оружия в материалах дела упоминается и пластиковая ножка от стола, которой якобы орудовал Данияр Сафаргали.

Обе стороны после инцидента в общежитии обратились в полицию, но ход дали лишь заявлению сотрудников «Пилигрима».

Изначально в деле о драке в общежитии было двое обвиняемых — Диас Валеев и Данияр Сафаргали; последний на тот момент уже был осужден условно и получил один год лишения свободы. Валееву суд назначил условный срок. Гузель Сафаргали при этом утверждает, что не знает, за что именно старший сын ее мужа был судим в первый раз.

Сам же лидер Татарского патриотического фронта, по данным СК, скрылся от следствия, и его объявили в розыск. Гузель настаивает: все это время Данис не только жил по адресу регистрации и ходил на работу, но и посещал заседания суда, рассматривавшего дело в отношении его сына, и паспортный стол. Женщину привлекать к уголовной ответственности не стали, по ее словам — из-за частичной декриминализации побоев. В материалах дела, кроме известных участников потасовки, фигурирует «неустановленное лицо».

Сафаргали задержали 21 октября 2016 года, когда, по словам Гузель, они с Данисом пришли расписываться в ЗАГС. Уже на следующий день ему предъявили обвинения в хулиганстве, побоях и причинении легкого вреда здоровью. Суд заключил его под стражу, а 27 октября следователи возбудили против активиста еще одно дело — по части 1 статьи 282 (возбуждение ненависти либо вражды).

Первые материалы нового дела датируются 18 апреля 2016 года: за два дня до драки в общежитии оперативник Центра «Э» сделал скриншоты со страницы Сафаргали во «ВКонтакте». Уже 30 июня была готова экспертиза публикаций: специалисты оценили видеозапись под названием «Рашистская псевдо-духовность РПЦ» и 29 скриншотов из соцсети.

На одном из них фотографии «факельного шествия бандеровцев» в Киеве и «Русского марша» в Москве, где правые активисты под знаменами со свастикой вскидывают руки в нацистском приветствии, сопровождаются подписью «Найди фашиста». Также среди исследованных экспертами материалов оказался текст с признанием в любви к татарскому народу, цитата из философа Александра Зиновьева, утверждавшего, что «задача СМИ — набить мозги шаблонами, клише, пустышками», афоризм Сергея Довлатова («Тигры, например, уважают львов, слонов и гиппопотамов. Мандавошки — никого!») и сравнение Владимира Путина с Адольфом Гитлером. Кроме того, следователей заинтересовало фото президента Турции Реджепа Эрдогана, иллюстрирующее якобы его высказывание: «Есть две категории российских солдат на нашей земле. Те, которые лежат в гробах, и те, которые будут лежать в гробах». Беглый поиск в интернете показывает, что ранее эти же слова приписывали Шамилю Басаеву, Джохару Дудаеву и другим лидерам чеченских сепаратистов.

Так или иначе, изучив скриншоты со страницы Сафаргали, специалисты пришли к выводу, что их «смысловое содержание не отвечает принципу психологической безопасности», а факт «унижения достоинства» доказывается, в частности, «открытым оскорблением социальных групп — президента РФ, органов власти РФ, СМИ».

В целом, заключила экспертиза, размещенные материалы оскорбляют русских, евреев и православных и пропагандируют исключительность татар. При этом большинство свидетелей по второму «экстремистскому» делу Сафаргали — это потерпевшие сотрудники «Пилигрима», которые показали, что после конфликта с активистом зашли на его страницу «ВКонтакте» и были глубоко оскорблены его публикациями. Сейчас в деле 15 эпизодов: одно видео и 14 картинок.

Доктор социологических наук, старший научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ «Высшая школа экономики» Искандер Ясавеев находит экспертизу по делу Сафарали непрофессиональной.

«Представляется, что "эксперты" не следуют принятым в науке строгим правилам ответственных высказываний, ряд их выводов являются в сущности предположениями, но не обозначаются в качестве таковых: "может произойти разрушение самосознания, самооценки, замена убеждений, сформированных годами, на новые, противоположные существующим нормам", "могут сформировать у людей обиду, неуверенность, чувство собственной неполноценности, напряжение, смятение, тревогу, панику и страх перед будущим"», — рассуждает ученый.

Упоминание президента как отдельной социальной группы особенно ярко подчеркивает абсурдность всей экспертизы, считает Ясавеев. «В целом данная "экспертиза" в очередной раз заставляет задавать вопросы о том, на каком основании кто-то объявляется "экспертом" и таким образом получает возможность влиять на судьбы людей», — заключает социолог.

Сафаргали с конца октября находится в СИЗО; его жена не работает — она должна присматривать за детьми. По состоянию на конец января дела о драке в общежитии и экстремизме объединены в одно производство; расследование по ним завершено, сейчас активист знакомится с материалами. Хотя скриншоты с его страницы сделаны за два дня до инцидента с «Пилигримом», а дело по статье 282 возбудили через несколько дней после ареста Сафаргали, его адвокат Ирина Хрунова не исключает, что это может быть случайным совпадением.