Данил Алферьев. Кадр: YouTube
23-летний Данил Алферьев оказался в федеральном розыске после того, как выступил на митинге КПРФ с римейком речи одного из лидеров консервативного «Евразийского союза молодежи». Сам молодой человек называет это выступление перформансом, призванным показать избирательность российского правосудия.
В понедельник, 22 августа в дверь квартиры на Варшавском шоссе в Москве позвонили. Было около полудня. 23-летний Данил Алферьев посмотрел в глазок и понял, что это не соседи — на лестничной клетке толпились незнакомые мужчины с короткими стрижками. Молодой человек, полгода назад получивший красный диплом исторического факультета Ульяновского педагогического университета и переехавший в Москву, решил, что его собираются похитить.
Товарищей, снимавших квартиру вместе с ним, дома уже не было, поэтому Алферьев позвонил своему соратнику по «Левому блоку» — фракции «Левого фронта», отколовшейся от организации зимой 2016 года из-за ее «вождистского характера» — чтобы попросить его вызвать к квартире полицейских и журналистов. Звонки и стук в дверь становились все настойчивее.
Через какое-то время дверь поддалась. Мужчины с короткими стрижками повалили Данила лицом в пол. В квартиру ворвались не менее 20 оперативников, среди которых молодой человек узнал известного всем московским активистам Лешу «Улыбку» — завсегдатая протестных акций, предположительно, работающего на ФСБ. Начался обыск. Минут через двадцать в квартиру зашли понятые, чтобы провести его еще раз — уже официально.
Когда Алферьеву дали подняться, удерживавшие его мужчины представились сотрудниками ФСБ и поставили молодого человека перед фактом: он находится в федеральном розыске по уголовному делу, возбужденному следственным отделом СК в Ульяновске, родном городе активиста. Приехавшие оттуда оперативники участвовали в обыске вместе с сотрудниками ФСБ и Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД по Москве. После того, как Данилу позволили осмотреть разгромленную квартиру, он не досчитался некоторых вещей — впоследствии пропавший фотоаппарат и некоторые экземпляры холодного оружия так и не удалось найти. Затем Алферьеву объявили, что на сборы у него есть пять минут.
«Эта задача была не из легких — в квартире, где все совершенно вытряхнуто, за пять минут собрать вещи первой необходимости, к тому же, если не знаешь, куда едешь. Первой мыслью было СИЗО, поэтому я взял с собой туалетные принадлежности, пару обуви, свитер. Все остальное — телефон, паспорт, бумажник и так далее — забрали с собой оперативники», — вспоминает он. На предложение дождаться кого-нибудь из соседей, чтобы отдать ключи, собеседники Алферьева ответили задорным смехом.
Усадив в машину, активиста «Левого блока» доставили в ближайшее ОВД, чтобы зарегистрировать задержание, а к началу следующего дня привезли к старшему следователю следственного отдела по Ленинскому району Ульяновска Сергуниной, которая наконец смогла дать ответы на интересующие молодого человека вопросы. Увидев постановление о возбуждении в отношении него уголовного дела по части 1 статьи 282 УК, Алферьев не смог сдержать улыбку — оказалось, что все лето он находился в федеральном розыске за шутку двухлетней давности.
23 февраля 2014 года в Москве проходил митинг в честь Дня защитника Отечества. Небольшая сцена была обклеена баннерами — «Есть в России "Тополя", будет мирной вся земля», «Сильная армия — богатая страна», «Защищая правду — защищаешь Россию». Организатором мероприятия выступало Национальное освободительное движение (НОД), но в нем принимали участие и другие шовинистические организации.
Интернет-пользователям больше всего запомнилось выступление лидера московского отделения «Евразийского союза молодежи» Андрея Коваленко — в сумме ролик с его речью набрал более 200 тысяч просмотров; прежде всего, благодаря меметичному лозунгу: «Владимир Владимирович, только приказ, мы ждем-не дождемся вашего "фас"!». Точно такой же рефрен звучит в песне группы «Трэш-шапито "Кa4"» «Москва. Кремль», вышедшей в 2010 году. Как сказал «Медиазоне» сам Коваленко, он знал о существовании этой композиции и включил строчку из нее в свою речь специально.
«Кругом измена, трусость и обман! Я был на Украине, всего лишь неделю назад. Гулял среди этих людей, среди предателей, смотрел им в лица, и теперь точно могу сказать, что любое заявление с "Эха Москвы", с "Радио Свобода" о поддержке Майдана можно смело расценивать как предательство родины. Именно там сидит пятая колонна, которую сейчас нужно зачистить, и если Путин ее не зачистит, то все закончится так же плачевно, как закончилось в 1917 году с царским режимом!» — кричал со сцены соратник ультраправого публициста и эзотерика Александра Дугина.
2014 год для России он сравнивал с 1812-м, 1917-м и 1993-м, возлагая вину за национальные катастрофы на «предательство элит, предательство бояр, предательство олигархов, предательство номенклатуры». «Предателей», окруживших Путина «в информационной среде, в экономике, в политике» — «пятую колонну» — Коваленко предлагал «зачистить», чтобы спасти страну от повторения «Майдана».
«Мы должны обратиться к Владимиру Владимировичу и сказать, что мы готовы, мы готовы записываться добровольцами, мы готовы идти к военкоматам, мы готовы собирать оружие и отправляться на фронт! И так, оккупация сегодняшняя закончится у стен Вашингтона! И на руинах Вашингтона напишут наши имена! Слава России! Родина, свобода, Путин!» — кричал Коваленко в микрофон. Несмотря на предельно агрессивную стилистику выступления, рассказал евразиец «Медиазоне», после него ни у самого оратора, ни у «Евразийского союза молодежи» не возникло проблем с правоохранительным органами.
7 ноября 2014 года в Ульяновске проходил другой митинг — члены местного отделения КПРФ возлагали цветы к памятнику Ленину в честь 97-й годовщины Октябрьской революции. После лидеров местного отделения партии, депутатов заксобрания и постоянного участника всех митингов КПРФ в Ульяновске Виктора Гуся (он поднялся на сцену с родившимся месяц назад сыном, названным в честь руководителя ГДР Вальтера Ульбрихта) к микрофону вышел молодой человек в похожем на военную униформу костюме оливкового цвета.
— Мы предоставляем слово любому желающему. Подошел молодой человек, Даниил. Мы предоставляем слово любому, но прежде всего нас должна слышать власть! — представил его седой ведущий.
— Здравствуйте, товарищи! — взял микрофон в руки молодой оратор. — Поздравляю вас с очередной годовщиной Октябрьской социалистической революции и хочу сказать, что сегодня в стране я вижу лишь трусость, обман и предательство! Наши представители были в Государственной думе, были в городской думе, и везде мы видели эти лица — лица предателей! Именно там сидит пятая колонна, из-за которой разгорался Майдан на Украине! Именно из-за этих предателей, как «Единая Россия», Медведев, Путин, разгорались эти события, и именно там сидит пятая колонна, которую необходимо зачистить! Геннадий Андреевич, дайте приказ, мы ждем-не дождемся вашего «фас!»
В своей речи молодой человек вспоминал 1812, 1917 и 1991 годы, когда предательски проявили себя представители «элиты», «партийной номенклатуры», «олигархов», «чиновников» и «бюрократов». «Сегодня, чтоб не повторилась ситуация на Украине, мы готовы, мы готовы записываться в ряды компартии, мы готовы записываться в интербригады, чтоб не повторилась та же самая ситуация, что на Украине, мы готовы не бросить наших товарищей на Донбасе, и на Донецке, как это сделал Путин, мы готовы хоть сегодня записываться в райвоенкоматы и брать оружие, и мы готовы зачистить Россию от оккупации!», — говорил оратор. «И на обломках Кремля напишут наши имена! Россия, свобода, Зюганов! Россия, свобода, Зюганов! Народовластие, социализм, Родина!» — закончил он.
Никто из участников митинга или полицейских, охранявших мероприятие, возмущения не высказал, за исключением седого ведущего, который отметил, что Кремль все же «ломать не надо». Но, как узнал Алферьев в Следственном отделе по Ленинскому району Ульяновска, в розыск его объявили именно за эту речь.
Как объясняет активист, следователь, вероятно, не понимает, что выступление на митинге КПРФ было построено на цитатах. «Когда мы думали, как отмечать годовщину Октября, появилась идея выступить на митинге, но не как это обычно бывает, с рассказами о героическом прошлом революционном, вспомнить даты и так далее, а именно сделать выступление в форме политического арт-перфоманса. Я решил ничего своего не писать, а скопировать известное выступление какое-либо, именно скандальное, но переправить плюс на минус. Заодно провести такой политический эксперимент, если выступление первое — нодовца некоего из Москвы — то как будет публика, собравшаяся на митинге КПРФ в Ульяновске, реагировать на подобное же выступление, но только изменить фамилию Путина на Зюганова. Пообещать то же самое, расправиться с сегодняшними проблемами теми же способами. По факту я решил просто скопировать. Выступление мне это удалось, митинг не был сорван ни представителями правоохранительных органов, ни провокаторами, ни даже случайными прохожими, то есть всем в принципе понравилось. Все нормально среагировали», — объясняет он.
По словам Алферьева, после выступления у него не было никаких проблем ни с правоохранительными органами, ни с администрацией вуза, хотя уже через три дня местные СМИ опубликовали полную видеозапись его речи. «Я спокойно доучился, последствий не было. Закончив летом прошлого года, я воспользовался правом свободного передвижения и переехал в Москву, откуда меня фактически похитили сотрудники ульяновского угрозыска совместно с фээсбэшниками и с цэпээшниками города Москвы», — говорит молодой активист.
Дело в отношении Алферьева было возбуждено 30 мая 2016 года — спустя 19 месяцев после 97-й годовщины Октябрьской революции. Ни адвокату активиста Раушании Камаловой, ни самому обвиняемому не известно, что именно послужило основанием для его возбуждения — рапорт сотрудника ФСБ или заявление потерпевшего — и почему между событием преступления и возбуждением дела прошло так много времени. Следователь пообещала ознакомить Камалову и ее клиента с материалами в полном объеме лишь после окончания следствия.
Согласно постановлению о привлечении в качестве обвиняемого, Алферьев, «осознавая общественную опасность своих действий» и «желая наступления общественно-опасных последствий», «задумал публично осуществить действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды по признакам принадлежности к социальной группе представители власти». В своем выступлении, пишет следователь, активист «формировал противопоставление двух социальных групп»: «представителей власти, которые в настоящее время руководят страной», и «представителей народа».
«Как следовало из его […] высказываний, представители власти стали причиной происходящих в настоящее время на Украине событий […] В данном выступлении Алферьева проводились исторические параллели — упоминались даты, которые характеризовались важными, переломными моментами в истории России: 1812, 1917, 1991 годы, когда велись военные действия, происходило изменение правящего режима, политической ситуации и государственного строя. При этом Алферьевым подчеркивалась противоположность и несовместимость интересов власти и народа, делался акцент на предательстве власти […] Использование Алферьевым номинаций руководителей России "предатели", "пятая колонна", "элита", "олигархи", "чиновники", формировало синонимический ряд, использование которого подчеркивало негативную оценку представителей власти», — пишет следователь Сергунина.
При этом, подчеркивает она, в своем выступлении обвиняемый рассмотрел в качестве «мудрого государственника», способного понести за собой «революционные массы», «носителя коммунистической идеологии (вслед за Сталиным и Лениным), председателя КПРФ Зюганова Г. А.». «В качестве способа разрешить сложившуюся ситуацию, а также предотвратить в России события, подобные происходящим на Украине, Алферьев в своем вышеуказанном выступлении констатировал необходимость противодействия власти: "И именно и там (в Государственной думе, в городской Думе) сидит пятая колонна, которую необходимо зачистить". При этом в данном выступлении Алферьева слово "зачистить" функционировало в значении "свергнуть правящее руководство страны, существующий режим"», — говорится в документе.
По словам адвоката Камаловой, следователь вынесла такое постановление на основании заключения психолого-лингвистической экспертизы. «Хотя следователь не дала мне сделать копию этого документа, после его прочтения стало ясно, что эксперт написала то, что нужно было следователю. "Констатирует необходимость противодействия власти" фразой "зачистить". Эксперт это слово вольно интерпретирует как "свергнуть правящее руководство страны". Мне кажется, это частное мнение эксперта, потому что слово это очень объемное, в словаре Ожегова у него совсем другое значение. То есть присутствуют определенные домыслы. Он в выступлении, например, говорит, что будет записываться в военкоматы. Но военкомат — это ведь государственное учреждение? Может, он в армию хотел вступить? Он же не говорит, что будет организовывать партизанские отряды? Тогда почему это криминал?» — недоумевает защитник.
Из следственного отдела по Ленинскому району Алферьева вместе с адвокатом по назначению — Камалова не успела доехать до своего клиента — доставили в суд для избрания меры пресечения. Следователь ходатайствовала о домашнем аресте, однако суд ее просьбу не удовлетворил. «Следователь в суде особенно напирала на то, что Алферьев является социально опасным элементом, и, естественно, его нужно изолировать от общества. В качестве подтверждения припомнила, что в прошлом году меня оштрафовали за распитие алкогольного напитка. Но судью это не убедило — я находился в Москве практически официально, никаких повесток мне не приходило ни по месту пребывания, ни по месту прописки, на руки мне тем более ничего не давали, то есть я просто не мог знать о том, что нахожусь в федеральном розыске по уголовному делу», — говорит обвиняемый.
Сейчас он находится под подпиской о невыезде из Ульяновска. По словам Алферьева, он не намерен скрываться, поскольку хочет «разобраться с этим делом и доказать свою полную невиновность». «Как тогда, в 2014 году я шел сознательно на это выступление, пытаясь своим арт-перформансом политическим показать избирательность уголовного кодекса, так и сейчас я и хочу это сделать», — говорит он.
Адвокат Камалова считает, что в действиях Алферьева нет состава преступления по статье 282 УК — речь идет лишь о формировании негативного отношения к власти, а это законом не запрещено. «Выделять представителей власти в социальную группу — это нонсенс, поскольку это понятие слишком обширное. Тем более есть постановление пленума Верховного суда по делам об экстремизме, в котором указывается, что по отношению к представителям власти рамки критики гораздо шире, поскольку, соглашаясь на властные полномочия, они дают определенное согласие на то, что их действия будут критиковаться», — говорит она.
«Поскольку ролик с лидером "Евразийского союза молодежи" был в сети давным-давно, и никаких претензий со стороны правоохранительных органов не поступало, Алферьев совершенно справедливо полагал, что выступление правомерно и уголовного наказания не несет, поэтому построил на нем свое собственное выступление. Поэтому я бы сформулировала суть его выступления так: "Проверка на наличие дискриминации по политической принадлежности". Мой клиент просто пытался ответить на вопрос — если есть публичное общественное заявление с риторикой, которая поддерживается существующей властью, то можно ли изменить его в соответствии со своими убеждениями так, чтобы оно по-прежнему лояльно воспринималось правоохранительными органами. Как оказалось — нельзя», — заключает Камалова.