Сергей Хаджикурбанов во время оглашения приговора в Мосгорсуде, 2014 год. Фото: Сергей Кузнецов / РИА Новости
В мордовской колонии осужденного по делу об убийстве Анны Политковской Сергея Хаджикурбанова навещают оперативники, которые не показывают удостоверений и требуют назвать заказчиком покушения покойного Бориса Березовского. Адвокат Хаджикурбанова полагает, что визитеры представляют ФСБ; известно о визите сотрудников спецслужбы и к другому отбывающему срок фигуранту дела — Дмитрию Павлюченкову.
В мордовской колонии от осужденного по делу об убийстве Анны Политковской Сергея Хаджикурбанова требуют дать новые показания и назвать заказчиком покушения олигарха Бориса Березовского. С таким предложением сотрудники одной из силовых структур приходили к нему в середине сентября, рассказал «Медиазоне» со слов своего подзащитного адвокат Андрей Виканов, который посещает Хаджикурбанова в ИК-5 в Мордовии.
Сергей Хаджикурбанов — бывший оперативник УБОП МВД, который в 2014 году был приговорен к 20 годам лишения свободы по делу об убийстве корреспондента «Новой газеты» Анны Политковской 7 октября 2006 года. По версии следствия, преступление организовал чеченский криминальный авторитет Лом-Али Гайтукаев, который привлек к исполнению своего замысла начальника оперативно-поискового управления ГУВД Москвы Дмитрия Павлюченкова, Сергея Хаджикурбанова и троих братьев Махмудовых — Рустама, Ибрагима и Джабраила.
Гайтукаев и стрелявший в журналистку Рустам Махмудов получили пожизненное заключение, Джабраил и Ибрагим Махмудовы были осуждены на 13,5 и 12 лет заключения, а организовавшего слежку за журналистской Дмитрия Павлюченкова приговорили к 11 годам.
Заказчик убийства так и не был назван.
5 октября адвокат Виканов посещал Сергея Хаджикурбанова в ИК-5. Тот рассказал защитнику, что в середине сентября к нему в колонию приехали некие «сотрудники», которые не показали удостоверения, сославшись на то, что оставили их на контрольно-пропускном пункте. Адвокат предполагает, что его клиента посетили представители ФСБ. Неизвестные хотели получить от него показания о том, что убийство Анны Политковской заказал Борис Березовский, утверждает Хаджикурбанов.
«Просят из Москвы показания на Березовского, Хож-Ахмед Нухаева, (Лом-Али) Гайтукаева. Что им заказал Березовский убить Политковскую», — записал адвокат со слов своего клиента.
Хаджикурбанов утверждает, что около года назад начальник ИК-5 Виталий Аверкин уже говорил, что ему следует дать показания на Березовского, однако до сентября этого года подобные требования больше не звучали. «Он говорит, что вообще первый раз по поводу Березовского прозвучало год назад, в ноябре прошлого года. А месяц назад, можно сказать, насели с этой темой», — рассказывает адвокат Виканов.
Самого Березовского уже нет в живых — 23 марта 2013 года его нашли мертвым в собственном доме в Лондоне.
Как утверждает адвокат Виканов, весь последний год на Хаджикурбанова оказывают давление, требуя дать показания по делу об убийстве главного редактора российской версии Forbes Пола Хлебникова 9 июля 2004 года. По словам Хаджикурбанова, его клиента спрашивали, знает ли он «Дукузова и его брата», и задавали «пустые вопросы».
«Его пытались опросить, он ни на какие вопросы не отвечал. По делу Хлебникова он сказал: "Я ничего не знаю"», — рассказывает адвокат.
Бизнесмен Казбек Дукузов проходил обвиняемым по делу об убийстве Хлебникова, Генпрокуратура назвала его самого киллером, а брата Дукузова Магомеда — соучастником преступления. В мае 2006 года суд присяжных оправдал Дукузова, однако Верховный суд отменил это решение, после чего тот был заочно арестован. В ноябре прошлого года «Росбалт» со ссылкой на источник в правоохранительных органах сообщал, что Дукузов, который под чужой фамилией скрывался в ОАЭ, летом 2016 года на частном самолете вернулся в Чечню.
Хож-Ахмед Нухаев, показаний о котором якобы тоже требуют от Хаджикурбанова — предполагаемый заказчик убийства Хлебникова. В 2000 году чеченский бизнесмен Нухаев, который, по данным Гражданского центра прикладных исследований, в середине девяностых возглавлял внешнюю разведку непризнанной Ичкерии, дал интервью Хлебникову. Позже тот издал составленную на основе этих бесед книгу «Разговор с варваром». По версии следствия, книга Нухаеву не понравилась, и он заказал убийство журналиста. В 2010 году следователь Петрос Гарибян рассказал, что Нухаев скрывается за рубежом.
Хаджикурбанова в ИК-5 с прошлого ноября постоянно помещают то в штрафной изолятор, то в помещение камерного типа; иногда его переводят в ЕПКТ в мордовской ИК-10, рассказывает авдокат осужденного. Андрей Виканов говорил, что его клиента держат в камерах с самыми плохими условиями: «Уже в который раз форточку разбивают, специально, чтобы холодно было». Сейчас в его камере нет отопления и течет вода.
«Когда я в первый раз приехал к нему еще в январе, мне начальник колонии Аверкин прямым текстом сказал, что его прессуют по заданию из главка по делу об убийстве Пола Хлебникова», — рассказывает Виканов.
Недавно Виталия Аверкина, проруководившего ИК-5 около года, перевели в управление ФСИН по Мордовии на должность замначальника оперативного управления главка. Новый начальник колонии Андрей Аношин пока не общался с Хаджикурбановым.
«По Хлебникову пришло отдельное поручение из Москвы со Следственного комитета просто опросить его. Они просто пытались его опросить, задать ему вопросы. А по Березовскому нет отдельного поручения. Ему просто выдвигаются условия — дать показания, что Березовский заказал Политковскую. Никаких официальных попыток нет. Это все идет на уровне "телефонного права"», — утверждает адвокат Виканов.
Он отмечает, что незадолго до того, как от Хаджикурнабова стали требовать новых показаний, на тот момент пресс-секретарь Следственного комитета Владимир Маркин выпустил книгу «Самые громкие преступления XXI века в России», в которой говорилось о раскрытии убийства Политковской.
Политковскую застрелили в подъезде ее дома на Лесной улице в Москве вечером 7 октября 2006 года. Уже 10 октября «Российская газета» писала, что убийство Политковской выгодно бежавшему из России олигарху Борису Березовскому, который тогда жил в Лондоне. На следующий день президент Владимир Путин, отвечая на вопросы о заказчике убийства, сказал: «Некоторые люди, которые скрываются от российского правосудия за рубежом, давно вынашивают планы принести жертву, чтобы создать волну антироссийских настроений и навредить России».
В апреле 2008 года начальник Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Дмитрий Довгий в интервью «Известиям» назвал заказчиками убийства журналистки Бориса Березовского и Хож-Ахмеда Нухаева.
«Глубочайшее наше убеждение, что это Борис Абрамович Березовский — через Хож-Ахмеда Нухаева. На тот момент ему выгодно было поступить так», — сказал Довгий в ответ на вопрос газеты о заказчике преступления. Интервью Довгий давал за несколько дней до своего увольнения — через некоторое время его приговорили к девяти годам колонии по обвинению в получении взятки.
Глава СК Александр Бастрыкин комментировал информацию о Березовском так: «Мы пока не знаем, кто заказчик. У нас нет оснований говорить, что это Березовский».
Организовавший слежку за журналисткой сотрудник МВД Дмитрий Павлюченков прямо называл Бориса Березовского заказчиком. «Твердил это, как мантру: Березовский. Может, потому и не хотели его сажать? Но, увы, ни одного подтверждения "олигархическому следу" так и не было найдено, что признал даже СК», — писала «Новая газета».
Во время суда Павлюченков повторил слова про Березовского, добавив, что вторым заказчиком якобы был живущий в Лондоне чеченский сепаратист Ахмед Закаев. «Я считаю, что я полностью выполнил свои обязательства перед следствием. Березовский и Закаев в открытую не предлагали мне следить за журналисткой. Их требование передал Лом-Али Гайтукаев. Я всего лишь дал согласие на слежку», — сказал в суде Павлюченков. «Новая газета» отмечала, что бывший сотрудник МВД не дал показаний о полученных от Березовского и Закаева деньгах и посредниках, хотя по другим соучастникам преступления давал подробные показания, которые затем подтвердились.
Еще в январе 2013 года пресс-секретарь СК Владимир Маркин говорил, что следователи «значительно приблизились к установлению заказчиков», однако информация о причастности Березовского и Закаева «пока <...> подтверждения не получила». В начале сентября у Маркина вышла книга «Самые громкие преступления XXI века в России"», в которой он безапелляционно утверждал, что Березовский якобы был недоволен действиями Политковской и «считал, что темой Чечни она стала заниматься с его благословения», а в мае 2006 года между журналисткой и бизнесменом произошел конфликт.
«Политковская резко высказалась по этому поводу, сказав, что Березовский стал параноиком в отношении Путина и власти. <...> То есть Березовский стал считать Политковскую своим врагом, и она больше других подходила на роль "сакральной жертвы". Так же, как убитый в 2004 году Пол Хлебников, как убитый годом раньше, в 2003 году, депутат Госдумы Сергей Юшенков, один из лидеров движения "Либеральная Россия"».
Адвокаты Муслим Джамалутдинов и Мурад Мусаев, которые защищали Лом-Али Гайтукаева и Джабраила Махмудова, не знают, приходил ли кто-либо к их подзащитным с вопросами о заказчике убийства. По словам Джамалутдинова, недавно Гайтукаева этапировали из ИК-5, расположенной на острове Огненный, в тюремную больницу в Вологде.
Адвокат Дмитрия Павлюченкова Карен Нерсисян рассказал «Медиазоне», что его клиента в конце августа или начале сентября хотели допросить, но не смогли сделать это из-за «ужасающего состояния здоровья» осужденного. «Насколько знаю, это по поручению следователя Следственного комитета оперативные сотрудники из ФСБ вроде [приходили]», — говорит Нерсисян.
«Но они увидели его состояние, и дальнейшая беседа была бессмысленна. Сейчас он в таком состоянии, что он ничего не соображает», — отмечает защитник. По словам источника «Росбалта», в последнее время приступы у Павлюченкова повторялись почти каждый день; в итоге он оказался в бессознательном состоянии.
В январе прошлого года «Росбалт» уже сообщал, что Павлюченкова в колонии взяли под госзащиту из-за поступавших ему угроз. С сентября он находится в тюремной больнице в Рязани из-за эпилептических припадков и, как утверждает адвокат Нерсисян, ему по-прежнему поступают угрозы, связанные с расследованием дела об убийстве Хлебникова. «Угрозы продолжаются и в колонии. К Дмитрию периодически подходят отдельные заключенные и передают "приветы" от лиц, на которых он дал показания», — говорил источник «Росбалта».
Павлюченков еще в 2013 году дал показания по делу Хлебникова. Он утверждал, что летом 2004 года Лом-Али Гайтукаев попросил его помочь в слежке за журналистом, о результатах которой он позже докладывал Хаджикурбанову. Но вскоре Гайтукаев якобы попросил снять наблюдение, поскольку им занялись другие люди.
В декабре прошлого года «Новая газета» писала, что материалы уголовных дел об убийствах Политковской и Хлебникова передали разным следственным группам. Делом Хлебникова продолжил заниматься следователь Владимир Шараев, а дело Политковской передали Сергею Степанову. Источники газеты полагали, что это может привести к развалу обоих дел и прекращению расследования. Петрос Гарибян, который изначально расследовал оба убийства, осенью 2015 года ушел на пенсию.
В феврале источник «Росбалта» в правоохранительных органах рассказал, что следователь Шараев приостановил расследование убийства Пола Хлебникова, поскольку предполагаемые исполнители преступления братья Дукузовы и его заказчик Нухаев находятся в розыске. Генпрокуратура отменила это постановление, отметив, что с осужденным Сергеем Хаджикурбановым проведены еще не все следственные мероприятия.
За месяц до этого собеседник агентства сообщил, что Дмитрий Павлюченков якобы дал показания, согласно которым заказ на убийство Политковской и Хлебникова поступил ему от Хож-Ахмеда Нухаева.