Фото: Facebook гражданина Испании Эктора Арройо
В сентябре 2014 года — за несколько месяцев до подписания Минских соглашений — спикер парламента самопровозглашенной Донецкой народной республики Борис Литвинов говорил, что на стороне ДНР сражаются около полутора тысяч «иностранных добровольцев». По его словам, большинство из них приехали из России, но среди ополченцев были граждане и других стран — например, Франции, Германии и Израиля. С тех пор активные боевые действия прекратились, а многие иностранцы, воевавшие на востоке Украины, вернулись домой. «Медиазона» рассказывает, как их встречают на родине.
15 декабря 2014 года за участие в вооруженном конфликте на востоке Украины осудили гражданина Казахстана Евгения Вдовенко. Судья районного суда №2 Сарыаркинского района Астаны Галина Былкилова приговорила его к пяти годам колонии строгого режима по статье 162-1 УК Казахстана («Участие в иностранных вооруженных конфликтах»). Судебное разбирательство в отношении Вдовенко началось за неделю до приговора. Свою вину он признал, однако заявил, что лично никого не убивал, потому что «далек от этого, даже в армии не служил».
«Я списался с ребятами из России, начал искать ополченческие добровольные отряды. Нашел, списался, но мне отказывали, я сам в армии не служил. Там отказывали, сям отказывали. В итоге нашел вызов в городе Ростов-на-Дону. Поехал, там меня ребята встретили. Там побыли где-то неделю, собралась группа из всех стран: Азербайджан, Россия, Дагестан. Потом поехали в город Краснодон, там побыли несколько дней», — рассказывал Вдовенко суду.
Из Краснодона он отправился в Луганск, где пробыл месяц. Потом, по его словам, ополченец уехал домой: заболел бронхитом, и срок временной регистрации в России у него заканчивался — из 90 дней прошло около 70. Вернувшись в Казахстан, Вдовенко устроился на работу. Он отмечал, что дома никому не рассказывал, куда и зачем уехал.
В конце апреля 2015 года другой гражданин Казахстана за участие в вооруженном конфликте на Украине получил три года лишения свободы. Суд №2 города Атырау признал А.У. (полные имя и фамилия подсудимого не называются) виновным по части 1 статьи 162-1 УК. В суде было установлено, что решение воевать на стороне ДНР мужчина принял в мае 2014 года. Вербовщиков, набиравших добровольцев, он нашел в интернете. В июне он отправился на поезде в российскую Астрахань, оттуда на рейсовом автобусе приехал в Ростов-на-Дону.
Там он «встретился с нужными людьми», вступил в ряды бойцов ДНР и взял себе позывной РАШ. 14 июля 2014 года в составе взвода донецких сепаратистов «РАШ» незаконно пересек границу России и Украины. В Донецке он прошел курс начальной военной подготовки, после которого выполнял разные задания руководителей вооруженных сил ДНР. В частности, он научился обращаться с зенитными установками ЗУ-23С и «Стрела-2» и вел обстрел беспилотника.
В августе 2016 года в суде №2 в Актобе начались слушания по делу еще одного добровольца, обвиняемого по той же статье 162 УК Казахстана; ему грозит от трех до семи лет лишения свободы. Агентство «Новости Казахстан», ссылаясь на пресс-службу Актюбинского областного суда, сообщало, что житель Актюбинской области участвовал в вооруженном конфликте в Донецкой области Украины с сентября 2014 года по февраль 2015 года. По данным агентства, он воевал на стороне ДНР в составе группы быстрого реагирования и оборонял населенные пункты, занятые донецкими сепаратистами.
Также мужчина, имя которого не сообщается, нес боевые дежурства, охраняя объекты войсковой части сепаратистов, расположенные в здании гостиницы «Оптима», и выполнял другие поручения. В феврале 2015 года он вернулся в Казахстан «для разрешения личных бытовых вопросов». 24 февраля его задержали сотрудники департамента Комитета национальной безопасности Казахстана по Актюбинской области.
В том же августе 20-летнего гражданина соседнего Узбекистана задержали в Донецкой области Украины. В пресс-службе областной прокуратуры сообщили, что уроженец Ташкента, зарегистрированный в Калуге, по собственному желанию вступил в ряды бойцов ДНР в декабре 2014 года. По данным следствия, с того времени и по май 2015 года он был гранатометчиком в составе 1-го батальона 9-го Отдельного мотострелкового полка 1-го армейского корпуса Министерства обороны самопровозглашенной ДНР.
Подразделение дислоцировалось рядом с селом Широкино в Новоазовском районе Донецкой области. В областной прокуратуре отмечали, что в этом районе задержанный лично участвовал в боевых действиях на стороне ДНР и вел огонь из разных видов оружия по позициям Вооруженных сил Украины. Факт его пребывания в составе этого вооруженного формирования подтверждали и фотографии, опубликованные на его странице «ВКонтакте». Задержанному сообщили о подозрении в участии в террористической группе или организации (часть 1 статьи 258 УК Украины), досудебное расследование продолжается.
Наемников, участвующих в вооруженном конфликте на Украине, преследуют и в Белоруссии, причем к ответственности привлекают как тех, кто примкнул к сепаратистам, так и тех, кто воевал на стороне украинской армии. В сентябре 2015 года Александр Лукашенко говорил, что около 20 граждан Белоруссии уехали воевать в соседнюю страну. «Если ты пошел воевать — это значит убивать — не важно, на стороне Донбасса или против него, то мы с тебя спросим», — отмечал он. В декабре того же года глава МВД Белоруссии сообщил, что в Следственный комитет были переданы дела 12 предполагаемых участников боевых действий на Украине.
В январе 2016 года Лукашенко потребовал «мгновенно разобраться» с наемниками силами милиции и КГБ. За два дня до этого в Минске задержали 35-летнего безработного мужчину, которого позже обвинили в участии в боевых действиях на стороне ДНР в качестве наемника. Задержанного отправили в Пружанский район Брестской области, где в отношении него завели уголовное дело: милиция разыскивала его как злостного неплательщика налогов, и уже в Пружанах выяснилось, что он воевал в Донецкой и Луганской областях Украины и имеет награды самопровозглашенных республик.
5 мая 2016 года суд Фрунзенского района Минска вынес приговор 29-летнему Тарасу Аватарову, обвиняемому в незаконных действиях в отношении оружия и боеприпасов, а также в контрабанде (часть 2 статьи 295 и часть 2 статьи 228 УК Белоруссии). Жителя Новополоцка, задержанного в конце ноября 2015 года, называли бойцом запрещенной в России украинской радикальной организации «Правый сектор». В момент задержания у него при себе были бронежилет, сигнальный пистолет и взрывное устройство, сделанное из осколочной гранаты для станкового гранатомета, которое Аватаров называл «сигнальным». Мужчину осудили на пять лет колонии усиленного режима.
За участие в вооруженном конфликте на востоке Украины преследуют и граждан Евросоюза. Так, 30 июня 2016 года Эстония выдала Украине своего гражданина Владимира Полякова. С ходатайством о его выдаче Генпрокуратура Украины обратилась еще 3 августа 2015 года. Эстонское правительство приняло решение о выдаче 34-летнего Полякова в декабре 2015 года, но оно вступило в силу только 17 июня следующего года. Полякова подозревают в участии в боевых действиях на стороне ЛНР: согласно озвученному подозрению, с июня 2014 года он воевал против украинской армии в Луганске и его окрестностях.
Ранее в том же месяце полиция безопасности Латвии передала в Рижскую окружную прокуратуру дело жителя Даугавпилса Артема Скрипника, арестованного в конце января и подозреваемого по статье 77.1 УК Латвии («Участие в вооруженном конфликте за пределами Латвии, который направлен против территориальной целостности или политической независимости государства»). Скрыпнику, который стал первым подозреваемым по этой статье, грозит до десяти лет заключения. Еще пятеро граждан Латвии, которые в 2014 году уехали в Украину воевать на стороне сепаратистов, до сих пор находятся в розыске — это Вячеслав Высоцкий, Валентин Милютин, Григорий Косниковский, Анатолий Матюковский и Бенес Айо. Последний известен как активист «Другой России»: по данным «Ленты.ру», темнокожий гражданин Латвии, называющий себя «социалистом, большевиком, коммунистом» и русским патриотом, участвовал в «самообороне Крыма», а после этого отправился на восток Украины воевать на стороне луганских сепаратистов.
Еще в декабре 2014 года фигурантом уголовного дела об участии в вооруженном конфликте на востоке Украины стал неназванный гражданин Польши. Прокурор Малгожана Броковски сообщала, что следствие по факту службы гражданина Польши в военизированной организации на территории Украины было открыто 17 ноября 2014 года. «Газета.ру», ссылаясь на польские издания, писала, что Агентство внутренней безопасности вычислило одного из членов праворадикальной организации «Лагерь большой Польши» по его записям в социальных сетях. Сообщалось, что подозреваемому грозит до пяти лет лишения свободы.
В июле 2015 года «Газета.ру» поговорила с сербским наемником Радомиром Почучей, который участвовал в конфликте на стороне бойцов самопровозглашенной ДНР. По его словам, среди добровольцев могло быть около сотни граждан Сербии. В разговоре с «Газетой» Почуча вспомнил новый закон, согласно которому сербам запрещено участвовать в военных конфликтах на территории другого государства. Он утверждал, что уже восемь его соотечественников получили за это условные сроки — от трех до пяти лет. Сам Почуча, по данным портала RuSerbia.com, во время войн в бывшей Югославии служил снайпером в Югославской народной армии. В Донецке он оказался в сентябре 2014 года: там после ссоры с командиром отряда перешел из «франко-сербской добровольческой бригады» в «Сербский гусарский полк», в промежутке съездив в Москву на лечение заболевания легких. В марте 2016 года бывший советник главы Службы безопасности Украины Маркиян Лубковский сообщил в своем фейсбуке, что сербская полиция задержала Почучу при попытке нелегально проникнуть в страну через границу Сербии с Румынией. По словам Лубковского, ему грозит до десяти лет лишения свободы.
Рано утром 27 февраля 2015 года полиция Испании арестовала восемь человек, которых подозревали в участии в вооруженном конфликте на востоке Украины на стороне сепаратистов. Задержания прошли в рамках операции «Данко», которая развернулась одновременно в нескольких регионах страны. Арестованным предъявили обвинения в незаконном владении оружием и взрывчатыми веществами, участии в убийствах и действиях, противоречащих интересам страны. Их вычислили по записям в социальных сетях — мужчины часто фотографировались с оружием и взрывчаткой. Имена не сообщались, были опубликованы лишь инициалы задержанных; издание NEWSru.com предположило, что одним из арестованных может быть 27-летний Рафаэль Муньос из Мадрида, который вместе с 22-летним соотечественником Анхелем Давилья-Ривасом часто появляется на снятых в Донбассе видеозаписях как боец сепаратистского батальона «Восток». После дачи показаний полиции всех арестованных отпустили.
Фигурантами дела о нарушении нейтралитета Испании в украинском конфликте в итоге стали 11 человек. 30 октября 2015 года Национальный суд Испании принял решение о закрытии этого дела — судья Сантьяго Педрас постановил, что в ходе расследования не удалось доказать, что подозреваемые участвовали в боевых действиях. При обыске у них оружия не нашли, обвинение строилось на фотографиях и видеозаписях, где они позируют с оружием в руках. Подозреваемым грозило от четырех до восьми лет заключения, но судья отметил, что с точки зрения Испании конфликт на востоке Украины не является войной между двумя государствами. Один из подозреваемых, Эктор Арройо, после этого снова отправился в Донбасс.