«Медиазона» подробно писала о деле Максима Литасова. Апшеронский районный суд Краснодарского края посмертно признал его виновным в нарушении неприкосновенности жилища (статья 139 УК) и покушении на двойное убийство (часть 3 статьи 30, пункт «а» части 2 статьи 105 УК). По версии следствия, в январе 2013 года Литасов с топором и криком: «Смерть!» ворвался в дом незнакомых ему пожилых супругов Таравковых, старикам пришлось защищаться; когда Литасов запутался в паласе, они отобрали у нападавшего топор и нанесли ему смертельные ранения.
Родные и друзья Максима Литасова считают такую картину преступления неправдоподобной. По их мнению, пенсионеры лгут, а к убийству может быть причастен их сын, сотрудник полиции Игорь Таравков. Полицейский был близко знаком с работодателем Литасова —
предпринимателем по фамилии Щербина; возможно, их связывали коррупционные отношения, о которых знал Максим. Накануне гибели он как раз собирался взыскать со Щербины долг по зарплате.
Пока шло следствие, голова убитого Литасова, которую отделили от тела для проведения экспертиз, бесследно пропала.
Решение суда по делу Максима Литасова было вынесено 16 ноября этого года — прокурор просил осудить мертвеца на 8,5 лет; судья признал Литасова виновным и закрыл дело за смертью обвиняемого.
В декабре родной брат погибшего Андрей направил на имя президента России жалобу, в которой подробно изложил свой взгляд на расследование уголовного дела в отношении Максима; копии письма он разослал и в другие властные инстанции. «Просто посмотрите прилагаемые фото, чтобы, когда вы дочитаете это обращение до конца, было понятно, насколько беспредельно и преступно действуют наши следователи, чтобы прикрыть убийство, совершенное сотрудниками полиции. Кстати, их за два года поменялось аж семь человек», — писал Андрей Литасов президенту.
В среду, 23 декабря Апшеронский районный суд отправил Андрея Литасова в СИЗО по обвинению в грабеже (пункты «а» , «г» части 2 статьи 161 УК) и вымогательстве (пункт «а» части 2 статьи 163 УК) денег у местного жителя (копия постановления суда есть в распоряжении «Медиазоны»).
Адвокат Алексей Аванесян рассказывает, что о деле, возбужденном в отношении Андрея, он узнал лишь за день до его ареста, когда защитнику позвонила взволнованная мать Литасова: «Помогите, нашего Андрюшу в тюрьму хотят посадить». Как выяснилось, к тому моменту Андрей Литасов уже некоторое время находился в статусе подозреваемого, но не говорил адвокату о своих проблемах, считая, что не стоит беспокоить юриста, который занимался делом покойного Максима, «по пустякам».
Предыстория ареста Андрея Литасова в изложении его адвоката выглядит следующим образом. Несколько месяцев назад, когда родители Литасовых продолжали добиваться возбуждения уголовного дела об убийстве Максима, Андрею позвонил его двоюродный брат, 51-летний Вячеслав Глотов, и попросил сходить с ним «к одному мужчине», который незадолго до того освободился из колонии. По словам адвоката, этот человек — Владимир Ханюков — был осужден за то, что ударил Глотова топором по голове. Потерпевший тогда получил тяжелейшую травму, голова «буквально была расколота», и Вячеславу пришлось заново учиться ходить и говорить.
Как рассказывает мать Литасовых Людмила Петровна, это произошло в 2006 году. По ее словам, раненый Глотов два дня пролежал в кустах, и когда его нашли, «на мозгах уже сидели мухи». «Укреплять» пробитый череп Глотову врачи не стали — просто сшили кожу на голове. Тем не менее, Вячеслав выжил; сейчас, говорит Литасова, в зажившее отверстие на его голове проходит ладонь. Ханюкову дали «то ли шесть, то ли семь лет», вспоминает женщина.
Из колонии Владимир Ханюков освободился условно-досрочно. По словам адвоката Аванесяна, перед заседанием суда он отправил «извинительное письмо» потерпевшему Глотову и попросил его подписать ходатайство об условно-досрочном освобождении; в обмен он обещал, освободившись, выплатить компенсацию за причиненный тяжкий вред здоровью. Вячеслав согласился. Ханюков вышел из колонии, но от своих слов сразу же отказался.
Именно для того, чтобы поговорить о невыплаченных деньгах, Вячеслав якобы и позвал с собой Литасова. Придя к Ханюкову домой, кузены напомнили тому о его обещании. Ханюков сказал, что у него есть только полторы тысячи рублей; забрав эти деньги, мужчины ушли. На следующий день, рассказывает адвокат, Ханюков написал заявление о том, что Андрей и Вячеслав вымогали у него деньги. 31 августа 2015 года полиция возбудила уголовное дело о грабеже по предварительному сговору.
Аванесян говорит, что на допросе Андрей Литасов объяснил: ничего противоправного они с Глотовым не совершали, а только напомнили Ханюкову о его обещании компенсировать расходы на лечение пострадавшему. Андрея отпустили под подписку о невыезде. Все следственные действия проходили без участия адвоката.
Через некоторое время, как рассказал Литасов своему защитнику, Вячеслав пришел к нему в гости выпить водки. Во время застолья в квартиру неожиданно зашли полицейские, которые увезли нетрезвых мужчин в отделение. Там, по утверждению Литасова, их снова угостили водкой и заодно составили протокол допроса, в котором говорилось, что Андрей, угрожая ножом, требовал у Ханюкова денег. Пьяный Литасов подписал документ. Позже он объяснил защитнику, что никакого физического насилия к Ханюкову не применялось; по словам Аванесяна, об этом же говорил на допросе сам Ханюков.
Владимир Ханюков, признанный по делу потерпевшим, погиб еще 5 ноября — его сбил автомобиль с пьяным водителем за рулем, рассказывает адвокат Аванесян. Виновника аварии нашли по горячим следам.
При этом в постановлении об аресте Андрея Литасова факт смерти Ханюкова не отражен — там указано, что потерпевший «просил рассмотреть ходатайство без его участия».
Вынося решение об аресте, судья Апшеронского районного суда Сердюкова учла, что Литасов не работает и состоит на учете у нарколога. При этом, по словам защитника, у Андрея была серьезная контузия, которую он получил во время войны в Чечне — он служил в «Майкопской бригаде», которая понесла серьезные потери во время штурма Грозного в январе 1995 года.
Вячеслав Глотов был арестован вместе с Литасовым, его интересы в суде представлял адвокат по назначению, и подробности неизвестны.
Рассмотрение апелляции на приговор Максиму Литасову назначено в Краснодарском краевом суде на 13 января.