Левый полузащитник
Статья
24 декабря 2015, 8:24

Левый полузащитник

Дмитрий Бученков. Фото: личная страница «ВКонтакте»
Родственники последнего на сегодняшний день фигуранта «болотного дела» Дмитрия Бученкова требуют привлечь к дисциплинарной ответственности адвоката, который в первые сутки после задержания представлял его интересы по назначению. Конфликт вызвал неожиданный резонанс в профессиональном сообществе: открытое письмо против института назначенных защитников, которые зачастую работают в интересах следствия, подписали более 70 юристов.

2 декабря в Москве был задержан автор книги «Анархисты в России в конце XX века», известный активист левого движения Дмитрий Бученков. «К нам пришли утром, провели обыск, а потом днем, может быть, часа в три, Диму увезли на допрос. Причем следователь сказал: мы его сейчас допросим и отпустим. Мой мобильный телефон тоже изъяли», — рассказала «Медиазоне» его гражданская жена Анна Королева.

Но домой после допроса Бученкова, конечно, не отпустили. Напротив, максимально быстро провели с ним все следственные действия: опознание, очная ставка, допрос в качестве подозреваемого, еще одна очная ставка. К 20:00 задержанному предъявили обвинение: участие в массовых беспорядках (статья 212 УК) и применение насилия к представителям власти (статья 318 УК) во время столкновений на Болотной площади 6 мая 2012 года. 3 декабря Бученкова отвезли в суд, который избрал ему меру пресечения в виде заключения под стражу в СИЗО. И при следственных действиях, и на заседании, в ходе которого новый фигурант «болотного дела» оказался арестован, присутствовал адвокат по назначению Олег Тельпяков — бывший сотрудник прокуратуры из Красноярска, получивший адвокатский статус только в мае 2015 года.

Спустя две недели Королева обратилась в Адвокатскую палату Москвы с просьбой привлечь его к дисциплинарной ответственности: по мнению родственников Бученкова, назначенный адвокат действовал отнюдь не в интересах своего подзащитного.

В обращении Королевой в Адвокатскую палату (есть в распоряжении «Медиазоны») говорится, что Тельпяков сообщил ей о процессуальном статусе мужа только после того, как тот был арестован судом, тогда же он связался и с отцом обвиняемого. При этом адвокат говорил, что не планирует подавать апелляцию на решение о заключении Бученкова под стражу — мол, пусть этим занимается другой защитник.

«Такое поведение адвоката Тельпякова О.В. нас возмущает: почему он сразу же после вступления в дело не позвонил мне или отцу мужа, не сообщил о месте его содержания, почему он не отказался участвовать во всех этих следственных действиях до прихода адвоката по соглашению. Ведь он же видел, что за какие-то четыре часа мой муж из свидетеля превратился в обвиняемого. Опять же, даже не являясь юристом, я думаю, что для суда при решении вопроса об избрании меры пресечения имели значение данные о моем муже (характеристики с места жительства и с работы, документы, подтверждающие его алиби, а ведь он 6 мая 2012 года не был в Москве). Как я после узнала из полученного протокола судебного заседания, этот адвокат по назначению произнес какую-то дежурную речь, не удосужившись подготовить какие-то документы для суда», — пишет в своем обращении Королева.

Жена арестованного анархиста отмечает, что в протоколе задержания от 2 декабря имеется отметка: отец Бученкова проинформирован. «Но это абсолютная ложь. Отец Бученкова не знал о задержании, и никто ему это не сообщал, и этот адвокат своей подписью фактически прикрыл ложь следователя», — говорится в обращении в Адвокатскую палату. В объяснении, взятом адвокатом Светланой Сидоркиной у отца Бученкова (есть в распоряжении «Медиазоны»), тот говорит, что Тельпяков позвонил ему лишь 3 декабря. Отец задержанного также звонил следователю Алексею Добарину, чтобы узнать о судьбе сына, но сотрудник СК сказал, что у него садится телефон, а потом и вовсе отключил его.

С супругой Бученкова адвокат по назначению связался тоже 3 декабря; к этому времени Королева заключила соглашение с адвокатом Сидоркиной, представляющей Международную правозащитную группу «Агора». «Примерно после полудня в этот же день со мной "ВКонтакте" связался мужчина, который представился Тельпяковым Олегом Владиславовичем. Он сказал, что является государственным защитником и связался со мной по просьбе Димы. Мы обменялись телефонами и созвонились. Он сообщил, что Диму арестовали. Я ему сказала, что заключила соглашение с другим адвокатом. Услышав это, он общение прекратил», — рассказывает жена Бученкова в своем обращении.

Тельпяков в разговоре с «Медиазоной» заверил, что пытался связаться с родственниками своего подзащитного. «Он просто не помнил телефонов родных, а мобильный его жены изъяли в ходе обыска. Перед арестом он мне сказал, что с супругой можно было связаться через "ВКонтакте", и я сразу же ей написал», — говорит адвокат. Телефоны других родственников анархиста ему предоставил следователь. «Он мне дал телефон брата, а тот уже — отца. Как только я все узнал, я сразу же с ними связался», — говорит Тельпяков. По его словам, Бученков сам согласился на участие в деле защитника по назначению.

Супруга анархиста ссылается на разъяснение Адвокатской палаты Москвы от 24 сентября 2015 года. В нем указано, что «адвокат, назначенный защитником задержанного подозреваемого или заключенного под стражу подозреваемого, обвиняемого, прибыв к дознавателю, следователю, обязан выяснить точное время фактического задержания, заключения под стражу и, после свидания с подозреваемым, обвиняемым наедине, не принимать участия в каких-либо процессуальных действиях до истечения, предусмотренного частью 4 статьи 50 УПК РФ 24-часового срока для явки приглашенного защитника». Именно этот суточный срок является гарантией реализации подозреваемым права на защиту; инициатива по привлечению защитника должна исходить от самого подозреваемого и их родственников, а не от следователя. По мнению жены Бученкова, Тельпяков нарушил право ее супруга на защиту — теперь Королева требует привлечь адвоката к дисциплинарной ответственности. Сам Тельпяков сказал «Медиазоне», что Бученкову требовалась юридическая помощь, и он был не в праве отказать в ней, согласно закону.

Ситуация вокруг Бученкова стала поводом для открытого письма «Обращение о реализации прав подозреваемых на защиту. Основания и порядок участия в деле адвокатов по назначению», которое на сегодняшний день подписали 73 адвоката из 19 регионов России. «В последнее время следственные органы все чаще стали нарушать право на защиту подозреваемых и обвиняемых, используя при этом защитников по назначению», — говорилось в обращении юристов, переданном в Федеральную адвокатскую палату (ФАП).

Спустя четыре дня ФАП опубликовала ответ: проблема недобросовестных адвокатов по назначению создана непосредственно дознавателями, следователями и судьями, назначающими адвокатов в процесс.

Несмотря на то, что адвокат Сидоркина заключила соглашение с родственниками Бученкова еще утром 3 декабря, она до сих пор не может осуществлять полноценную защиту своего клиента.

«В среду меня не пустили к нему в СИЗО "Водник", за три недели я виделась с ним всего лишь один раз в ИВС, и то с помощью ОНК», — говорит Сидоркина. По ее словам, отказ в допуске связан с особыми условиями посещения московских тюрем. «Чтобы попасть в СИЗО, я должна получить уведомление от следователя, что я вступила в дело в качестве защитника. Такой порядок во всех СИЗО Москвы, это единственный такой регион в стране. Я написала заявление на имя следователя, но решения до сих пор нет. На звонки сотрудник СК Алексей Сергеевич Добарин не отвечает, хоть в розыск его объявляй», — сетует адвокат.

По ее словам, в настоящее время защита собирает доказательства того, что 6 мая 2012 года Бученкова вообще не было на Болотной площади.