Дмитрий Семенов. Фото: личная страница «ВКонтакте»
В среду утром Ленинский районный суд Чебоксар приговорил к штрафу и амнистировал активиста ПАРНАС Дмитрия Семенова, обвинявшегося в призывах к экстремизму из-за демотиватора, которым он поделился на своей странице «ВКонтакте». Семенов настаивает, что картинка прикрепилась к публикации автоматически, и считает, что уголовное преследование могло стать местью за его заявление в СК — активист предлагал следователям поискать признаки наемничества в действиях чебоксарского «ополченца», воевавшего на стороне ДНР. «Медиазона» изучила это и другие дела о репостах в соцсетях, которые в последние годы возбуждались в России.
Впервые публикации, которыми 25-летний корреспондент чувашского филиала интернет-газеты «Правда ПФО» и член ПАРНАС Дмитрий Семенов делился на своей странице «ВКонтакте», привлекли внимание правоохранительных органов в январе 2014 года.
Тогда активиста попытались привлечь к административной ответственности за перепосты из групп «РПР-Парнас» и телеканала «Дождь» в соцсети. Речь шла о статье 20.3 КоАП (публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения): автор поста из группы «РПР-Парнас» сравнивал Олимпиаду в Сочи с играми в Мюнхене в 1936 году, а пост со страницы «Дождя» был проиллюстрирован фотографией флага со свастикой над трибуной во время матча «Шинник» — «Спартак». Впрочем, суд закрыл дело в отношении Семенова из-за промедления прокуратуры: истек срок привлечения к ответственности.
В мае 2014-го Семенова по той же статье КоАП оштрафовали за репосты двух фотографий: на одной был изображен бывший «народный мэр» Донецка Павел Губарев в форме запрещенного «Русского национального единства» (РНЕ), на второй — мужчина с пистолетом и свастикой на рукаве, как поясняет сам Семенов — «просто какой-то рядовой "ополченец" с Донбасса».
Наконец, в январе этого года чебоксарский активист стал фигурантом уголовного дела. На этот раз ему предъявили обвинение по части 1 статьи 280 УК — публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Причиной снова стал перепост: картинкой, которую следствие сочло экстремистской, Семенов поделился «ВКонтакте» еще в марте 2014 года; она даже упоминалась в его втором административном деле как «оцененная в совокупности с другими материалами». Поскольку репост был сделан до принятия поправок в Уголовный кодекс, активисту грозило до трех лет колонии. В новой редакции УК за призывы к экстремизму через интернет предусматривается уже более строгое наказание — до пяти лет.
На демотиваторе, который стал поводом к возбуждению уголовного дела, изображен премьер-министр Дмитрий Медведев в кавказской папахе. Коллаж сопровождается надписью «Смерть русской гадине». Вместе с картинкой Семенов перепостил интервью с журналистом Матвеем Ганапольским о ситуации на Украине и в российской журналистике, однако следователи не приняли текст во внимание и никак не соотнесли его с изображением, рассказывает активист. По его словам, поделиться он хотел именно интервью, а картинка появилась на его странице автоматически, поскольку была прикреплена администраторами паблика Periclez Prize, где изначально появилась публикация.
В ходе судебного процесса IT-специалисты подтвердили, что такое действительно возможно: при перепосте публикации фотография прикрепляется независимо от желания пользователя.
Об уголовном преследовании администраторов паблика Periclez Prize или обращении к ним правоохранительных органов с требованием удалить какие-либо материалы Семенову неизвестно. Сейчас паблик заблокирован администраторами соцсети «за нарушение правил сайта».
Согласно обвинительному заключению, Семенов, «осознавая общественную опасность своих действий, умышленно, с целью побуждения неограниченного круга лиц к нарушению прав и свобод этнических русских, публично призывал к осуществлению экстремистской деятельности путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет на официальном сайте wwww.vk.com материалов экстремистского характера».
В заключении указано, что обвиняемый, «придерживаясь экстремистских позиций и националистических взглядов», осознанно нарушал Конституцию, которая гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, происхождения и отношения к религии, а также закон «О противодействии экстремистской деятельности».
Активист напоминает: он состоит в партии ПАРНАС, устав которой однозначно осуждает экстремизм и провозглашает приверженность демократическим и либеральным ценностям. Если бы Семенов действительно призывал к экстремизму, его бы исключили из партии, но этого не произошло, отмечает он.
В обвинении также сказано, что публикация была адресована «неопределенно широкому кругу лиц» и просмотрена как минимум двумя интернет-пользователями. Речь идет о двух свидетелях обвинения — Дмитрии Петухове и Дмитрии Михайлове.
Петухов и Михайлов — приятели жителя Чебоксар Сергея Данилова, который ездил на восток Украины и участвовал в «ополчении», о чем он сам писал на своей странице «ВКонтакте». В октябре 2014 года Семенов подал в Следственный комитет заявление с требованием проверить Данилова по статье «наемничество» и на предмет мародерства. Из СК активисту пришел ответ: его заявление передано в ФСБ, но никто из представителей спецслужбы с ним так и не связался. Зато спустя полгода ФСБ возбудила дело в отношении самого Семенова.
Согласно показаниям Петухова, перепост картинки с Медведевым он увидел в октябре 2014-го, когда зашел на страницу Семенова из любопытства, узнав, что активист написал заявление на его друга. Второй свидетель обвинения, Михайлов, рассказал, что распечатанную публикацию Семенова ему показал Данилов. Петухов также утверждал, что член ПАРНАС писал на странице его приятеля «комментарии оскорбительного характера по отношению к нему лично и "ополченцам" Донецкой Народной Республики (Украина)». Сам Семенов сказал «Медиазоне», что, хоть и отправил заявление в СК с просьбой проверить Данилова, но не переписывался с ним: сторонник ДНР лишь однажды послал ему личное сообщение «ВКонтакте», но Семенов его тут же заблокировал.
Адвокат активиста Евгений Губин допускает, что дело в отношении его подзащитного возбудили именно в связи с заявлением на Данилова. «Картинку обнаружили в марте, а дело возбудили гораздо позже (в январе 2015 года — МЗ). Это только наше мнение, объективных каких-то данных, подтверждающих наши догадки, нет, но мы предполагаем, что это некая месть за заявление по Данилову», — говорит Губин.
Как сказано в обвинительном заключении, увиденное на странице Семенова Петухов «воспринял серьезно, так как, в частности, указанное графическое изображение призывало к осуществлению насильственных действий по отношению к русским и оскорбляло национальное достоинство русских, что недопустимо в многонациональной стране».
Впечатления Михайлова от картинки с Медведевым описаны в документе похоже: «Он воспринял ее серьезно, так как, в частности, указанное графическое изображение, по его мнению, призывало к физическому уничтожению русских, способствует возникновению массовых беспорядков и межнациональной розни».
«Ополченец» Данилов в процессе по делу о репосте не участвовал. Петухов и Михайлов, уверен Семенов, стали свидетелями по принуждению сотрудников ФСБ. «Я понимаю, как они это увидели спустя полгода: сотрудники ФСБ показали им распечатки этого скана. Они утверждают, что якобы зашли на мою страницу и увидели, но через полгода это невозможно увидеть наверху ленты новостей», — говорит активист.
В качестве свидетелей обвинения в деле также выступали двое сотрудников чувашского управления ФСБ — Владимир Абрамов и Андрей Яковлев. Оба дали идентичные показания, согласно которым они «в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий на канале мониторинга региональных Интернет-ресурсов» узнали, что на открытой для просмотра странице «одного из администраторов группы "РПР-ПАРНАС в Чувашской Республике" Дмитрия Семенова размещены изображения с нацистской символикой».
В показаниях сотрудников ФСБ подробно описано, как они вводили в адресную строку браузера название партии «РПР-Парнас» (в августе этого года партия переименовалась в ПАРНАС), затем открывали страницу группы партии, а после нее — личную страницу Семенова. Согласно материалам дела, Абрамов и Яковлев в присутствии двух коллег изучали страницу Семенова еще 28 марта прошлого года. Тогда их внимание привлекли три публикации активиста: изображение мужчины с пистолетом и свастикой на руке с текстом «нацистская символика», фотография Губарева в форме РНЕ и изображение Медведева.
Однако при допросе в суде компьютерный специалист ФСБ не подтвердил, что в его присутствии Яковлев и Абрамов переходили по упомянутой в их показаниях ссылке, рассказывает Семенов. «Ко мне пришли просто оперативники, попросили сделать скан страницы», — приводит активист слова специалиста. Более того, в суде он подтвердил, что фотография могла прикрепиться к публикации автоматически, тем самым согласившись с позицией защиты.
«Многие вещи они (сотрудники ФСБ — МЗ) не помнят, видимо, чтобы не подводить себя под статью о даче заведомо ложных показаний. Они очень любят употреблять в суде формулировку "я не помню"», — говорит Семенов.
Компьютерный специалист, приглашенный защитой, на суде также говорил о том, что фотография может прикрепиться к тексту при перепосте незаметно для интернет-пользователя, который делится публикацией. В ходе процесса он провел эксперимент в присутствии судьи и представителей сторон дела, показав, как именно это происходит.
Помимо этого, в суде выступил полиграфолог, также вызванный по просьбе защиты. По словам Семенова, эксперт подтвердил отсутствие умысла по части 1 статьи 280 УК в действиях активиста.
Сторона обвинения пыталась доказать наличие умысла в действиях Семенова материалами из его личной переписки «ВКонаткте» и заключениями экспертов.
Во вскрытой переписке активиста, которая цитируется в обвинительном заключении, Cеменов обсуждает политику Владимира Путина, свою поездку на Украину и планы эмигрировать в эту страну. «Переписка обвиняемого Семенова Д.А. свидетельствует о наличии в инкриминируемом ему деянии умысла к призывам к осуществлению к экстремистской деятельности», — говорится в обвинительном заключении. Медведева активист упоминает (всего в обвинительном заключении приведены более 40 сообщений) всего один раз — в контексте административного дела, по которому его в мае 2014-го оштрафовали на тысячу рублей.
«В деле фигурирует фото Медведева, заделанного под мусульманина. Его суть в том, что Россия говорит о необходимости защиты русскоязычного населения в Украине, а у самой на Кавказе черт знает, что творится с правами русских», — писал Семенов своему собеседнику в соцсети.
В другом сообщении активист признавался, что опасается возбуждения уголовного дела за этот репост.
«Это (переписка — МЗ) как косвенное доказательство. Они берут личную переписку, которая там со смайликами, с иронией, с сарказмом, и на полном серьезе считают, что я экстремист», — говорит Семенов.
В большинстве «экстремистских» дел о постах и перепостах в соцсетях процесс строится как состязание экспертиз, представленных сторонами обвинения и защиты. Однако в случае Семенова защита решила не привлекать независимых специалистов и не представлять свое заключение.
«Изначально мы хотели делать независимую лингвистическую экспертизу, но потом отказались от этого. Мы признаем, что я сделал этот перепост, но линия защиты строится на том, что статья 280-я предполагает прямой умысел на преступление, а вот прямой умысел с моей стороны не доказан никак следствием», — говорит Семенов. Защита настаивала, что картинка с Медведевым, которая и стала поводом для уголовного дела, прикрепилась к публикации без его ведома.
Еще до приговора суда Семенова внесли в черный список Росфинмониторинга — «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму»; из-за этого его банковский счет оказался заблокирован, активист не может проводить никаких банковских операций. Статья 6 Федерального закона № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» позволяет включать в список террористов и экстремистов подозреваемых и обвиняемых по статье 280 УК и еще 18 статьям.
«К сожалению, наши законы позволяют это сделать. Когда возбуждено дело, человеку предъявлено обвинение, хоть он еще и не признан виновным, но его заносят в список Росфинмониторинга. Есть такая практика», — сетует адвокат Губин.