Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун перед началом пресс-конференции «Дело Литвиненко: год спустя» в Москве, 2007 год. Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости
Журналист Guardian Люк Хардинг продолжает следить за слушаниями по делу о гибели экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, которые с конца января проходят в Высоком суде Лондона. С любезного разрешения британского издания «Медиазона» публикует статью, в которой Хардинг перечисляет пять фактов, открывшихся в ходе этих слушаний
Известно, что во время встречи, которая стала смертельной для Александра Литвиненко, Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун предположительно добавили полоний в его чай. Он встретил их в баре Pine отеля Millenium. Было первое ноября 2006. Запись с камер наблюдения отеля, опубликованная в конце февраля, показала, что Луговой и Ковтун зашли в мужской туалет незадолго до встречи. Луговой спросил на стойке регистрации, как пройти в уборную, — несколько ступеней наверх по лестнице, на другом конце бизнес-центра. Ковтун зашёл туда на несколько минут позже. Позже тесты выявили высокий уровень альфа-излучения в одной из кабинок. Крайне высокие значения радиации были также обнаружены и непосредственно под сушилкой для рук в этой уборной. Двое убийц, по-видимому, смешивали или готовили яд, спрятавшись за тяжёлой дубовой дверью кабинки.
Спустя месяц открытых слушаний улики против Лугового и Ковтуна выглядят неопровержимыми. Накопились доказательства их вины. Луговой и Ковтун оставили радиоактивный полоний по всему Лондону: это мрачная карта всех их передвижений в точных, ярких деталях. Эксперты-ядерщики обнаружили следы ядерного загрязнения как в их пятизвездочных гостиничных номерах, так и в ресторанах, где ужинали русские (Itsu, Pescatori). Они обнаружили их даже на трубке кальяна, который курил Луговой на свежем воздухе в марокканском баре.
Согласно службе столичной полиции, «наиболее высокие уровни за всё время расследования» были обнаружены в комнате 848 Отеля Sheraton Park Lane. (Луговой останавливался там во время своего второго визита в Лондон из трёх, 26 октября 2006 года. Полиция считает, что первая попытка отравить Литвиненко была неудачной, убийце удалось это во второй раз, спустя почти неделю.) Двое учёных, обследовавших комнату, были вынуждены покинуть место, поскольку оно оказалось очень опасным.
Два полотенца из комнаты были обнаружены под желобом, ведущим в прачечную. На них зафиксировано «зашкаливающее отклонение стрелки»: иными словами, сильное загрязнение. Похоже на то, что Луговой выкинул полоний, вытерев остатки полотенцем. Почему? Мы не знаем, но на своих прошлых местах работы — главы службы безопасности в телевизионной компании и близкого к Кремлю офицера охранки Луговой был экспертом по слежке. В баре Palm отеля Park Lane, где встретились Луговой и Литвиненко, были камеры видеонаблюдения. Но их не было в баре Pine отеля Millennium.
Луговой всегда говорил, что «не может вспомнить», какие он заказывал напитки в баре Pine. После смерти Литвиненко полиция нашла чек из бара.
Теперь мы знаем, что Луговой заказал три чашки зелёного чая с мёдом и лимоном, после чего — четыре джин-тоника и коктейль с шампанским. Ноберто Андрадэ, главный бармен и ветеран отеля, заявил, что он подал чай к столу в белом керамическом чайнике, но не разливал его по чашкам. Луговой окликнул его и попросил ещё мёда, — вспоминает он. Литвиненко зашёл вскоре после этого, что видно на записи с камеры, зафиксировавшей Лугового в лобби. Ранее Луговой попросил в баре включить в счёт сигару Romeo and Julieta, номер 1. Счёт был на £70.60. Луговой расплатился кредитной картой.
Было также несколько других покупок, совершённых во время его визитов в Лондон: устрицы и шампанское, модные футболки, галстуки и запонки от Hawkes and Curtis, флисовая кофта на молнии Uniqlo, прогулка по Риджент-стрит. Почему столько шопинга? Одно объяснение — Луговой был преуспевающим российским бизнесменом, который предпочитал кричащую, цветастую одежду. Другое — кто-то в Москве платил ему очень приличные суммы.
Дмитрий Ковтун отправился в Великобританию по приглашению старого итонского аристократа. В Лондон Ковтуна пригласил достопочтенный Чарльз Балфор, описавший в справочнике Дебретта (издательство Debrett's с середины XVIII века публикует так называемые «Книги пэров и баронетов» — генеалогические справочники о британской аристократии — МЗ) свои интересы так: «Садоводство, стрельба, рыбалка и пчеловодство». Балфор занимает пост председателя в Continental Petroleum Ltd, компании, специализирующейся на разведке газа и нефти, с офисом в Мэйфейр.
В октябре 2006 Балфор написал в посольство Великобритании в Москве письмо, в котором «имел удовольствие ходатайствовать» о въездной визе для Ковтуна. Ковтун назвал себя генеральным директором Global Project Ltd, фирмы, которая оказывала консалтинговые услуги газовой промышленности в России.
Полиция подозревает, что Global Project была подставной компанией, созданной для прикрытия как «легенда», скрывающая истинную цель поездки в Лондон Ковтуна и Лугового — убийство человека, которого Кремль долгое время считал неисправимым предателем. Бывшая жена Ковтуна, немка, описывает его как никудышного бизнесмена. Тем не менее, письмо сделало свое дело. 16 октября 2006 года Ковтун и Луговой летят в лондонский аэропорт Гатвик. Через несколько часов они предприняли первую попытку отравить Литвиненко на четвертом этаже офиса в Мэйфейр.
В телеграммах WikiLeaks предполагается, что если у британской и американской разведки и есть источники глубоко в Кремле, то их несколько. В мае 2007-го Луговой сказал на пресс-конференции, что МИ-6 пыталась его завербовать. Он утверждал, что отклонил предложение. На первый взгляд, трудно подходить к этому заявлению серьёзно, учитывая, как неправдоподобно Луговой отрицает любую причастность к убийству Литвиненко. Но что, если в этом случае Луговой говорит правду?
Луговой впервые встретился с Литвиненко в 1994 году, когда они вошли в круг общения Бориса Березовского. Позже, когда Березовский и Литвиненко были в Британии, Луговой обеспечивал безопасность дочери Березовского в Санкт-Петербурге. Литвиненко стал работать на МИ-6 с 2003 года. Вскоре после этого Луговой начал регулярно ездить в Британию. В 2005 Луговой и Литвиненко обедали вместе в китайском квартале. Затем эта пара занялась бизнесом по продаже секретной информации западным фирмам, желающим инвестировать в Россию.
Вполне вероятно, что Литвиненко ждал одобрения на свой бизнес с Луговым от «Мартина», своего куратора от МИ-6. В 2006-м Литвиненко регулярно посещал Испанию, где консультировал испанскую разведку по деятельности российских преступных группировок. К моменту своего отравления он планировал очередную поездку в Испанию, на этот раз — с Луговым. Тогда Луговой уже должен был засветиться на радаре у «Мартина». Правительство не будет публиковать эти файлы, поэтому мы остаёмся в неведении относительно того, что именно МИ-6 знало о Луговом, и рассматривала ли она его в качестве потенциального агента.
Перевод Анны Велликок