Иллюстрация: Карина Надеева
На членов Меджлиса крымскотатарского народа может быть заведено дело по статье 239 УК. «Медиазона» напоминает об этой редкой статье, по которой в России до сих пор судили в основном руководителей экзотических тоталитарных сект.
30 января в Симферополе был арестован заместитель главы Меджлиса крымскотатарского народа Ахтем Чийгоз — его обвиняют в организации массовых беспорядков 26 февраля 2014 года, когда демонстрация сторонников меджлиса около здания Верховной Рады Крыма вылилась в столкновения, которые закончились гибелью двоих человек. Пока Чийгоз — единственный обвиняемый по делу, однако накануне его ареста глава прокуратуры Крыма Наталья Поклонская заявила, что она направила в Следственный комитет материалы для возбуждения уголовных дел «за действия экстремистского характера».
По ее словам, эти материалы касались преступлений по части 2 статьи 280.1 (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности России), части 1 статьи 212 (организация массовых беспорядков), части 2 статьи 282 (возбуждение ненависти либо вражды), статье 282.3 (финансирование экстремистской деятельности), а также части 2 статьи 239 УК РФ (создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан).
Статья «Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан» (239 УК РФ), о которой упоминала Поклонская, в России применяется довольно редко; как правило, дела по этой статье возбуждают против руководителей и активных участников религиозных сект.
Наказание за «создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, а равно руководство таким объединением» (часть 1 статьи) достигает четырех лет лишения свободы. Наказание за участие в деятельности подобной организации (часть 3) — до двух лет заключения.
Но если кому-то из лидеров меджлиса действительно будут предъявлены обвинения по этой статье, то, вероятно, речь пойдет о второй ее части, определяющей наказание за создание или руководство «некоммерческой организации (включая некоммерческую организацию, выполняющую функции иностранного агента)», чья деятельность «сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний». Максимальное наказание по ней — три года лишения свободы.
239-я статья была дополнена частью второй летом 2012 года; это было лишь одно из изменений, внесенных в российское законодательство знаменитым законопроектом, который был призван отрегулировать деятельность «некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Именно после принятия этого законопроекта в реестр «иностранных агентов» оказались включены ведущие правозащитные организации России.
«Вообще, религиозные объединения могут действовать как с регистрацией, так и без, в России не запрещена деятельность незарегистрированных объединений, есть решения судов о признании организации экстремистской без официальной регистрации — “Хизб ут-Тахрир”, — рассуждает глава межрегиональной ассоциации правозащитных организаций «Агора» Павел Чиков. — Но часть вторая статьи 239 говорит о том, что должно быть именно юридическое лицо, это и доказывает, что законодатель идиотичен. Ибо создание организации, деятельность которой сопряжена с насилием, нарушением прав человека или “противоправными деяниями”, незаконна, и Минюст должен отказать ей в регистрации».
«Презумпция, что законодатель сверхлогичен и сверхковарен, давно осталась в прошлом. Он иррационален, идиотичен, непоследователен и нелогичен. Прежде, чем задаваться вопросом, что они имели в виду, и искать какой-то смысл, надо посмотреть, когда были внесены изменения. А это 2012 год, тот самый пакет исключительно политически мотивированных поправок, касающихся НКО», — напоминает юрист.
До сих пор на практике часть 2 статьи 239 УК не применялась еще ни разу.
По этой статье в России вообще обвиняют очень редко. «Применения нет практически никакого», — говорит директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский, в сферу интересов которого входит в том числе и мониторинг отношений государства и общества с религиозными объединениями.
«Эта редко применяемая статья была придумана для нетрадиционных религиозных и парарелигиозных объединений, для гуру, которые сексуально эксплуатируют своих адептов, например. На практике всегда подразумевалось, что организации, о которых идет речь в этой статье, причиняют ущерб не каким-то абстрактным “гражданам”, а тем, которые с ней связываются. Формально из состава это не вытекает, но всегда статья понималась именно так: речь в ней идет о правах и интересах тех граждан, которые попали в сферу действий подобных организаций. Обычно это сексуальная эксплуатация или мошенничество», — объясняет Верховский.
По данным Судебного департамента при Верховном суде, за последние пять лет, с 2009 по 2014 год, по статье 239 УК в России были осуждены всего семь человек.
Так, в 2012 году в Уфе суд оштрафовал на 100 тысяч рублей руководительницу местного отделения религиозной секты «Орда». Участники секты, чтобы исцелиться от болезней и очиститься, вызывали на кладбищах духи умерших, лечились окуриванием и «камчеванием» — ударами плети. В некоторых регионах «Орда» запрещена как «экстремистская организация»; нескольких руководителей секты сейчас судят по той же статье.
В 2013 году в Новосибирске был вынесен приговор лидеру «Ашрам Шамбалы» Константину Рудневу, который представлялся пришельцем с Сириуса, посланным на Землю просветлять людей и вести их к истине. В Оренбурге тогда же был осужден руководитель «Школы самосовершенствования» Вячеслав Веснин, чьи последователи придерживались неофашистских взглядов, а на собраниях устраивали оргии с участием несовершеннолетних.
В Ивановской области под следствием по 239-й статье сейчас находится глава «Музея народного быта» и руководитель организации «Троерусский народ» Александр Шевцов, который «с целью очищения и освобождения от отрицательной энергии» избивал своих адептов, в том числе стариков, женщин и маленьких детей. Шевцов, как сообщается, часто менял несовершеннолетних сексуальных партнеров, убеждая девочек, что в прошлой жизни он был их отцом. В Нижегородской области расследуется дело в отношении руководителей центра ведической культуры «Дивья Лока», которых подозревают в «жестоком и унижающем человеческое достоинство обращении» с членами общины. В частности, в качестве наказания за проступки они должны были «употреблять еду с примесью коровьей мочи и навоза».
Дела по этой статье возбуждаются не только против последователей экзотических культов. Так, в Кемеровский области прошлым летом в суд было передано дело реабилитационного центра «Спасение», сотрудники которого, по версии следствия, похищали и насильно удерживали пациентов, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Возглавлял «Спасение», впрочем, пастор церкви «Новое поколение» Егор Сигарев.