Протест в местах лишения свободы: сентябрь-ноябрь
Статья
2 декабря 2015, 8:08

Протест в местах лишения свободы: сентябрь-ноябрь

Иллюстрация: Люба Березина / «Медиазона»
Заключенные в Ныробе Пермского края голодали, протестуя против постоянных обысков, а в ИК-1 в Калмыкии зашили себе рты после гибели только что прибывшего с этапа осужденного. «Медиазона» собрала данные об акциях протеста и неповиновения, о которых осенью 2015 года становилось известно из открытых источников и официальных сообщений ФСИН.

Сентябрь

В городе Фролово Волгоградской области в исправительной колонии № 25 четверо заключенных нанесли себе увечья, чтобы привлечь внимание к условиям содержания. Инцидент произошел в начале сентября, но известно о нем стало только 10-го числа. В областном управлении СК сообщили, что осужденные выдернули гвозди из досок и вогнали их себе в тела. В результате участники акции получили незначительные травмы, утверждали в ведомстве. Заключенные были недовольны частыми обысками в камерах.

Октябрь

В конце октября заключенные ИК-11 в городе Ныроб Пермского края начали голодовку в знак протеста против постоянных обысков, которые проводили сотрудники колонии. Сначала в акции участвовали 19 человек, потом, по официальной информации, число голодающих увеличилось до 40 человек.

В прокуратуре по надзору за соблюдением прав человека в исправительных учреждениях Ныробского района сообщили, что администрация колонии проводила обыски в течение почти двух месяцев: в сентябре и октябре. Во время обысков у осужденных изымали запрещенные предметы.

По данным «Эха Перми», заключенные были возмущены действиями начальника ИК-11 Константина Русских, назначенного несколько месяцев назад. Осужденные сообщали, что сотрудники колонии отбирали у них письма к правозащитникам с жалобами на условия содержания (в том числе, на «холод в камерах и ненадлежащее качество воды») и поведение надзирателей. Начальник пресс-службы краевого УФСИН позже подтвердил изъятие мобильных телефонов, гражданской одежды и предметов, которые могут быть использованы как оружие, например — ручек. Все эти вещи руководство колонии объявило запрещенными.

Заключенные прекратили голодовку 5 ноября после «разъяснительных бесед» с сотрудниками ФСИН.

Ноябрь

Утром 1 ноября трое заключенных ИК-8 Ульяновской области пришли в дежурную часть колонии и «выдвинули необоснованное требование о предоставлении возможности переговоров с осужденным С., содержащимся в помещении камерного типа», сообщало областное УФСИН. Согласно заявлению ведомства, осужденные были агрессивны, повредили имущество колонии, а также нанесли телесные повреждения сотруднику администрации. После профилактической беседы заключенные прекратили противоправные действия и вернулись в отряд, отмечали в УФСИН.

Инцидент повлек за собой обыски и новые профилактические беседы. Трое осужденных, выдвигавшие требования, были изолированы. Через два дня, 3 ноября, СК возбудил уголовное дело о дезорганизации деятельности колонии. Как уточнили в СК, заключенные требовали позволить им провести переговоры с «лидером осужденных отрицательной направленности».

8 ноября в исправительной колонии № 2, расположенной в поселке Вадино Смоленской области, произошла массовая драка осужденных. В ней участвовали примерно 60 человек, один заключенный был ранен острым предметом, но угрозы для его жизни не было, сообщало УФСИН. Ведомство не назвало причину конфликта. После драки в ИК-2 возбудили два уголовных дела: по статьям о дезорганизации деятельности исправительного учреждения (часть 2 статьи 321 УК) и об умышленном причинении легкого вреда здоровью (статья 115 УК).

В то же время смоленское издание Readovka опубликовало письмо заключенных ИК-2 в региональное управление ФСИН. В нем говорилось, что администрация колонии ежемесячно вымогает с каждого осужденного по статье 228 УК (хранение наркотиков) по 500 рублей, а помогают сотрудникам ИК-2 в этом пятеро тюремных активистов, членов ОПГ. Они угрожают насилием, сообщали авторы письма, а тех, кто отказывается платить, помещают в ШИЗО.

Недавно покинувшие ИК-2 осужденные анонимно рассказали изданию, что систематические вымогательства начались здесь в 2010 году, когда «зону подмяла под себя одна из группировок». По информации Readovka, 6 ноября в колонии стали избивать тех, кто отказался платить. Массовая драка произошла, когда один из заключенных попытался спрятаться от членов группировки, и за него заступились другие осужденные.

21 ноября в калмыкской ИК-1 заключенные объявили голодовку после смерти осужденного Дмитрия Батырева. По данным проекта Gulagu.net, в голодовке участвовали все заключенные этой колонии, а осужденные, помещенные в отряд усиленного режима, объявили сухую голодовку и зашили себе рты проволокой. Издание Lifenews сообщало, что голодают 400 человек.

На следующий день СК возбудил уголовное дело по факту гибели Батырева. Тогда же, 22 ноября, региональное управление ФСИН на своем сайте сообщило, что Батырев, прибыв с этапа, отказался от личного обыска, а затем достал изо рта бритвенное лезвие и порезал двух сотрудников ИК-1. Их сослуживцы, в свою очередь, применили к осужденному силу и спецсредства — резиновую палку и наручники. После этого Батырева госпитализировали, но вскоре он скончался. Его сестра рассказала журналистам, что Дмитрий умер от кровоизлияния в мозг, а все его тело было покрыто синяками.

Результаты мониторинга акций неповиновения и коллективных выступлений в местах лишения свободы за летние месяцы 2015 года были опубликованы «Медиазоной» 8 сентября.