Узник собачьего корма
Статья
9 декабря 2014, 16:11

Узник собачьего корма

Игорь Матвеев в Тихоокеанском флотском военном суде Владивостока, 2012 года. Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

Владивостокский гарнизонный военный суд вынес приговор бывшему офицеру внутренних войск Приморского края Игорю Матвееву, который в 2011 году рассказал о коррупции в приморской бригаде внутренних войск и о том, что в одной из частей солдатам вместо тушенки выдавали собачий корм. Во вторник суд признал его виновным в мошенничестве с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК) и в превышении должностных полномочий с применением насилия (ч. 3 ст. 286 УК). Как передает «ОВД-Инфо», Матвеев приговорен к четырем годам и пяти месяцам лишения свободы, с учетом приговора по первому делу к его сроку в 3,5 года теперь прибавился еще год и два месяца. Также суд удовлетворил иск потерпевшего на сумму 285 тысяч рублей.

«Уважаемый суд, Ваша честь! Я не готов к последнему слову, потому что мне ничего неизвестно о том, что происходило в судебном следствии с 28 июля 2014 года по 17 октября 2014 года, когда я был удален из зала суда. Точка», — заявил Игорь Матвеев во время заседания 7 ноября, когда должен был произнести последнее слово перед приговором.

Судья Дмитрий Бояркин заявил, что он считает эту фразу последним словом подсудимого, и назначил дату приговора. Через некоторое время это решение было отменено и майору все-таки позволили произнести свое последнее слово 26 ноября. Однако и в этот день он не стал выступать, снова заявил, что у него не было возможности подготовиться и ходатайствовал об отводе судьи Бояркина. Судья свой отвод не удовлетворил и посчитал, что свое последнее слово майор Матвеев уже произнес.

История майора внутренних войск МВД Игоря Матвеева началась в мае 2011 года, когда он выступил с видеообращением в президенту и министру внутренних дел, в котором рассказывал о нарушениях в частях внутренних войск МВД №6890 в Приморском крае. В своем обращении Матвеев обвинил командира бригады полковника Валентина Султанбекова в превышении должностных полномочий и укрывательстве нарушений в части. По словам майора, все его рапорты на имя Султанбекова об обнаруженных нарушениях были проигнорированы.

Матвеев рассказал, что в одной из частей он обнаружил незаконно проживающих там мигрантов из Китая, которые выполняли строительные работы. В другой части обнаружилось, что вместо тушеной говядины солдат кормили кормом для собак.

При этом с банок собачьего корма была снята этикетка «Корм для собак Белка и Стрелка» и наклеена этикетка «Говядина в собственном соку» — переклеенные этикетки и полный склад собачьих консервов майор продемонстрировал в другом видеоролике. В этой же части, по словам Матвеева, была обнаружена недостача в размере 1 миллиона рублей.

«13 апреля 2011 года я, являясь начальником службы войск и безопасности военной службы штаба отдельной 107-й бригады ВВ МВД России (г. Владивосток), выдворил с территории в/ч 5960 незаконно проживающих там иностранных граждан КНР – строителей, которые выполняли строительные работы, согласно заключенным госконтрактам (это факт завышения объемов выполненных работ и факт «двойной бухгалтерии»), тем самым в открытую пошел против махинаций командира бригады полковника Султанбекова В.И. и командующего Стригунова В.Н. (Стройка – это контролируемая им деятельность, где появляется генерал Стригунов – там нет боевой подготовки, а есть ее формализм, сразу приоритет отдается стройке – это большие деньги.) Когда я принимал это решение, я знал, с чем могу столкнуться, но я выполнил свои обязанности, в последующем доложил в Главное командование ВВ МВД России (лично генерал-лейтенанту Ермакову П.И.).

18 апреля 2011 года ко мне обратился майор Богомолов С.В. и старший оперуполномоченный ФСБ по ВВ МВД России майор Герасимов М.Н., и сообщили мне о том, что в в/ч 3411 (н.п.Чугуевка Приморского края) лица командования бригады (полковник Султанбеков и подполковник Маков) принимают меры для сокрытия грубейшего нарушения Закона – факта подмены продовольственного обеспечения личного состава (подмены тушенки «Говядина в собственном соку» на тушенку «Корм для собак Белка и Стрелка») и факта выявленной крупной недостачи (более 1 000 000 рублей). Мною были приняты меры. Доложено в ГК ВВ МВД России (генералу Ермакову)», — позже описывал выявленные нарушения сам майор Матвеев.

После своего видеообращения майор был уволен в запас в связи «с систематическим нарушением российского законодательства и воинской дисциплины», а через некоторое время против него было возбуждено уголовное дело за превышение должностных полномочий с применением насилия (часть 3 статьи 286 УК). По версии следствия, в присутствии двух свидетелей-офицеров Матвеев якобы избил военнослужащего-прапорщика.

Майор Матвеев своей вины не признал. По его словам, единственное, что он позволил себе во время конфликта с прапорщиком — нецензурные выражения. Прапорщика, на которого Матвеев якобы напал 24 февраля, накануне сотрудники ФСКН задержали на КПП части с наркотиками. «Прапорщика я не избивал. Да, вызывал в кабинет, ругался, но не бил», — объяснял Матвеев в интервью.

«Я долго думал, какой наглости надо было набраться лжепотерпевшим и командованию внутренних войск, чтобы вменить мне события, которые никогда не имели место. Превышения должностных полномочий с применением физического насилия с моей стороны не было», — говорил майор Матвеев в своем последнем слове на суде.

По словам Матвеева и его защитников, дело было полностью сфабриковано командованием, которое вынудило солдат и офицеров лжесвидетельствовать против него.

«Невозможно не связать видеообращение с тем, что последовало», — отмечал Матвеев.

Приговор был вынесен в сентябре 2011 года — Владивостокский военный гарнизонный суд назвал Игоря Матвеева виновным в избиении нескольких солдат и приговорил к четырем годам колонии. Судья Виктор Француз также лишил Матвеева военного звания.

«Я никогда не буду считать себя бывшим майором, даже если мне будет вменено это преступление. Я обязательно вернусь и буду добиваться справедливости, и рано или поздно я это докажу», — обещал тогда Матвеев.

Гражданские иски о защите чести, достоинства и деловой репутации, поданные от бригады внутренних войск МВД по Приморскому краю, которая требовала опровергнуть информацию о том, что солдат кормили собачьими консервами, не были удовлетворены.

Второе уголовное дело о превышении должностных полномочий было возбуждено против майора Матвеева через год — в апреле 2012 года. Его обвинили в том, что он якобы вымогал взятку у рядового Зебницкого, который дезертировал в 2005 году, а через пять лет был пойман. При этом, по утверждению следствия, майор обещал военнослужащему уладить вопрос с уголовным делом. Кроме того, Матвеев якобы приковал рядового наручниками и был его кулаками.

Первоначально это дело было возвращено судом на доследование, его рассмотрение началось только в 2014 году. Как говорила «Коммерсанту» адвокат майора Ольга Грянченко, в 2010 году пойманный во Владивостоке рядовой Зебницкий был доставлен на территорию воинской части 6890, где его действительно заковали в наручники.

Однако, по словам защитника, совершенно неясно, почему незаконное применение спецсредств вменяется в вину Матвееву, занимавшему должность начальника службы войск и безопасности военной службы штаба в/ч 6890, а не начальнику штаба военной части подполковнику Макову, руководившему операцией задержания дезертира и отдававшему соответствующие распоряжения подчиненным.