Владимир Путин в пятницу встретился в Кремле с членами президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), а также с федеральными и региональными омбудсменами. Во время этой встречи, расшифровка которой опубликована на официальном сайте президента, Путин согласился с необходимостью изменений в пенитенциарной системе, а также допустил возможность «скорректировать» закон об НКО – иностранных агентах, увеличить роль судов присяжных и провести амнистию к 70-летию победы во Второй мировой войне.
С предложением объявить широкую амнистию ко Дню Победы к президенту по время встречи обратился глава СПЧ Михаил Федотов. Путин не стал прямо соглашаться или отвергать эту идею, однако призвал «не частить» с амнистиями.
«Что касается того, чтобы к 70-летию Победы объявить широкую амнистию, ну, понимаете, в чем дело, я за амнистию. Но, во-первых, нельзя постоянно частить с этими амнистиями, так у нас в местах лишения свободы никого не останется», — пояснил свою позицию Путин.
О том, что в Госдуме идет работа по подготовке широкой амнистии к 9 мая 2015 года, недавно со ссылкой на свои источники сообщила «Независимая газета». По сведениям издания, в ходе этой амнистии может быть освобождено много «экономических» заключенных.
В прошлом году в России были объявлены сразу две «широкие» амнистии — первая касалась предпринимателей и «экономических» статей УК, вторая была приурочена к 20-летию Конституции. За время действия экономической амнистии под нее попали всего 2 324 человек, рассказывал представитель бизнес-омбудсмена Олег Денисенко. При этом только 69 из амнистированных были освобождены из СИЗО, еще 58 из колоний. В ходе второй амнистии под ее действие попал 24 335 человек, однако почти все они были осуждены условно. Реально на свободу из исправительных учреждений вышли 675 человек.
На сегодняшней встрече Путин затронул и вопрос суда присяжных: по словам президента, компетенция этого института будет развиваться, и он станет «полноценным». «Обязательно будем над этим думать и не только думать, а работать в направлении расширения возможностей суда присяжных. Мы это точно будем делать, мы понимаем важность этой работы», — сказал он.
Ограничение возможностей суда присяжных Путин объяснил прежде всего финансовыми трудностями: по его словам, «это достаточно дорогой институт». «Сейчас он работает по наиболее общественно опасным составам, хотя, думаю, что вы правы, надо нам возможности суда присяжных расширять», — сказал он, добавив, что при этом остается возможность пойти по пути возврата к суду «народных заседателей».
В 2008 году из-под юрисдикции судов присяжных были выведены все «антигосударственные преступления», в том числе статьи уголовного кодекса о терроризме, шпионаже, организации массовых беспорядков, вооруженном мятеже, захвате власти, государственной измене и диверсии — в общей сложности были изъяты 24 из 47 статей, попадавших под действие этого института. По статистике судебного департамента при Верховном суде, присяжные заседатели выносят 21% оправдательных приговоров, в то время как профессиональные судьи оправдывают лишь в 0,5% случаев. 22,9% оправдательных приговоров, вынесенных присяжными, позже отменяются.
Кроме того, во время встречи Путин на словах поддержал необходимость изменений в пенитенциарной системе: «Конечно, там нужно многое менять, совершенствовать нужно и нормативную базу, и практику улучшать». По мнению президента, система исполнения наказаний «должна работать на позитив, а не в минус функционировать».
Перед этим уполномоченный по правам человека в России Элла Памфилова пожаловалась президенту, что в ответ на переданные правительству предложения правозащитников о необходимости реформирования системы ФСИН она «получила отписку».
«Я сейчас по итогам этой отписки подготовила, еще раз проконсультировалась со специалистами и со всеми, кто заинтересован в том, чтобы там действительно шли реальные реформы. Нам необходимо, все специалисты в один голос говорят, что надо переписывать УИК, УПК, потому что они внутренне уже противоречат сами по себе. Там более 100 законов внесли за это время с поправками, и там нет никакой логики», — отметила Памфилова.
В ходе встречи уполномоченный по правам человека Элла Памфилова привела данные социологического опроса о ситуации с правами человека в России, по итогам которого 44% респондентов высказали убеждение в том, что они не соблюдаются. 95% отметили, что российские законы обязаны знать все граждане. Памфилова назвала их активной частью общества, потенциально готовой отстаивать не только свои права, но и права других людей.
«Поэтому я полагаю, что надо сейчас посмотреть, наверное, скорректировать закон об иностранных агентах таким образом. Там есть много вопросов еще нерешенных, которые бы расставили все точки над "и", не оскорбляли бы правозащитников, а дали им возможность, тем, кто нормально работает, работать нормально», — пояснила она.
Элла Памфилова. Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости
Путин ответил, что закон об иностранных агентах изначально «не ставил целью кого-то обидеть или унизить», а его главной задачей назвал «сохранение российской суверенности».
«Чтобы из-за границы с помощью финансовых ресурсов никто не вмешивался в нашу политическую жизнь», – сказал президент.
«Я тем не менее согласен, мы здесь с вами многократно говорили на этот счет, и в этом зале тоже, этот закон, конечно, нуждается в совершенствовании, он не идеальный и, наверное, в чем-то не соответствует сегодняшнему дню и, безусловно, надо его поправлять, потому что некоторые вещи входят в противоречие с первоначальным смыслом того, что предполагалось сделать. Вместе давайте будем дальше над этим думать», — согласился Владимир Путин.
Глава СПЧ Михаил Федотов согласился с тем, что формулировка определения «иностранный агент» нуждается в уточнении. «Возьмите закон о Конституционном суде, посмотрите, какие виды политической деятельности запрещены для конституционных судей. Возьмите закон о государственной и муниципальной службе, посмотрите, какая политическая деятельность запрещена государственным и муниципальным служащим. Вот из этого и нужно сделать общее определение», — предложил он.
Предложение разделить НКО на «социально-ориентированные» и «политические» Федотов назвал «сложным вопросом». «Можно их разделить, только при этом сказав, что политические — это те общественные объединения, которые преследуют политические цели», — сказал он. «Нужно это понятие четко сформулировать и распространить не только на общественные объединения, но и на другие виды некоммерческих организаций», — пояснил Федотов.
Закон об «иностранных агентах» был принят в 2012 году. Согласно документу, любая некоммерческая организация, уличенная в получении средств из-за рубежа, должна подать заявку на зачисление в специальный реестр. По итогам прошлого года Генпрокуратура насчитала свыше 2,2 тысячи таких организаций. Первой организацией, в отношении которой Минюст инициировал административное дело за нарушение закона об «иностранных агентах», стала ассоциация независимых наблюдателей «Голос».
В марте 2014 года закон был оспорен в Конституционном суде. Однако суд признал документ соответствующим конституции, предписав лишь уточнить предусмотренные им штрафы. Спустя три месяца Путин подписал закон, позволяющий Минюсту самостоятельно включать НКО в список иностранных агентов.
Накануне сегодняшнего заседания СПЧ глава комиссии по развитию гражданского общества и правам человека при совете Елена Тополева-Солдунова предложила приостановить действие закона об «иностранных агентах», указав на правовую неопределенность формулировки «политическая деятельность»: по ее словам, от этого термина нужно либо отказаться, либо дать ему точное определение. Министр юстиции Александр Коновалов в ответ признался, что второй вариант, фактически, невозможен. «Невозможно определить, каким образом, казуистично, чтобы предусмотреть все случаи жизни», — пояснил он, добавив, что этот вопрос может решиться только через судебную практику.