Ингодинский райсуд Читы удовлетворил требование защиты осужденного Владимира Климова о переводе его из ИК-1 города Нерчинска УФСИН России по Забайкальскому краю, где нет возможности лечить его рака, в тюремную больницу при ФКУ ИК-5. Тем временем, в ответ на вопросы Европейского суда по правам человека колония сообщила, что Климов не может быть освобожден от наказания.
Жалобу Владимира Климова, который болеет раком в последней, четвертой стадии, ЕСПЧ коммуницировал еще в начале августа этого года. Осужденный за убийство требовал обязать Россию оказать ему медпомощь и немедленно освободить из колонии, рассказывала «Медиазоне» защита осужденного. 47-летний житель Забайкальского края Климов неоднократно судим за убийства. Впервые к 14-летнему сроку заключения его в 1998 году приговорил Читинский областной суд. Мужчину освободили досрочно, однако уже в 2010 году его вновь обвинили в совершении преступления и Йошкар-Олинский городской суд республики Марий Эл приговорил его к 13 годам и 6 месяцам лишения свободы. Через два года Читинский районный суд Забайкальского края по совокупности обвинений приговорил рецидивиста к 15 годам исправительной колонии строгого режима.
Впервые диагноз «почечно-клеточный рак левой почки 3 стадии, множественные метастазы в лёгких» Климову поставили в прошлом году. С тех пор в суд было направлено несколько ходатайств об освобождении от наказания — от заключенного и его защиты, а также от администрации ИК-5, однако суд отказался освобождать Климова, рассказала «Медиазоне» адвокат заключенного Анна Ишора.
«Врачебно-онкологический консилиум от 6 марта 2013 года установил, что у Климова рак левой почки 3 стадии, то есть заболевание, не включённое в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания. Тем не менее, 23 апреля 2013 года первое ходатайство было удовлетворено, и Ингодинский районный суд вынес постановление об освобождении. Однако уже 24 июля 2013 года тот же суд вынес постановление об отказе в УДО из-за протеста прокуратуры», – рассказала Ишора. Климову было назначено симптоматическое лечение в условиях исправительного учреждения.
Рак четвертой степени, последняя стадия заболевания, была диагностирована у заключенного колонии спустя несколько месяцев. 21 ноября 2013 года в Ингодинском районном суде вновь рассмотрел ходатайство о его освобождении.
«На суде присутствовал представитель администрации ИК-5, он дал Владимиру положительную характеристику, однако на решение суда это не повлияло — он отказал в ходатайстве на основании того, что Климов якобы представляет опасность для общества», – пояснила адвокат Анна Ишора. 23 января 2014 года в Забайкальском краевом суде были рассмотрены апелляционные жалобы Климова и его защиты, однако предыдущее судебное решение осталось без изменений. С просьбой о помощи Климов решил обратиться к президенту Владимиру Путину.
«Я отношусь к категории так называемых “красных”, так в колонии называют тех, кто стремится трудом и поведением доказать, что достоин условно-досрочного освобождения, что идёт вразрез со всякими воровскими традициями. Не курю, крайне отрицательно отношусь к наркотикам, не пью даже популярный в зонах “чифир”. Вырос в семье военного, и сам служил в армии, и с детства приучил себя к режиму. Как я могу противодействовать режиму при такой болезни, с которой я пытаюсь бороться всеми силами?», – приводит слова обращения заключенного забайкальский ресурс «Забmedia.ru». Климов жалуется на постоянные сильные головные и сердечные боли и пишет, что зачастую находится на грани потери сознания. При этом постельный режим ему в колонии не прописан.
«Я стараюсь двигаться и бороться. Но бороться с токсинами, что отравляют организм, мне нечем. А освобождать меня не хотят, несмотря на закон. Так пусть вернут мне здоровье! Весь мой день чем-то занят, каждый день я читаю более 230 молитв, потом читаю Библию, ибо уповаю на Господа Бога!», – говорится в тексте обращения Климова к Владимиру Путину. Реакции на его письмо пока не последовало.
Жалоба в ЕСПЧ была подана защитой заключенного в июле 2014 года. Адвокат Ишора, представляющая его интересы и на этом этапе, уверена, что Климов может прожить дольше при должном лечении.
«ИК-5 строгого режима расположена в посёлке, где нет даже онколога. Климову никто не может оказать там помощь. В колонии ему просто назначили симптоматическое лечение: заболела голова – дали таблетку от головы, начался кашель – дали таблетку от кашля. В колонии так и говорят – мы тебе тут ничего делать не будем», – говорит адвокат. По ее словам, родственники осужденного уже обратились к московским специалистам по онкологии.
«Медики выдали справку, в которой говорится, что при нормальном лечении Климову можно продлить жизнь. Вылечить его уже нельзя, но есть же разница, сколько человек проживет. В колонии же его шансы прожить подольше только уменьшаются», – заключает Анна Ишора.
После того, как ЕСПЧ коммуницировал жалобу Климова и присвоил ей уникальный номер № 54436/14 (Klimov v. Russia), судьи потребовали от российских властей представить ответы о состоянии здоровья, назначенном и получаемом лечении и условиях содержания Климова в исправительной колонии. В предоставленной в ЕСПЧ справке медсанчасть ФСИН России при формулировании диагноза ракового больного по системе TNM указала, что у Владимира Климова отсутствуют отдаленные метастазы. Согласно позиции правительства России, осужденному обоснованно выставлен «рак левой почки 3 стадии» и с этим диагнозом он не может быть представлен к освобождению от наказания.
Как рассказала правозащитной организации «Зона права» адвокат осужденного Анна Ишора, по инициативе защиты судебно-медицинский эксперт высшей категории Первого Санкт-Петербургского медуниверситета им. академика И.П. Павлова Леонид Петров провел независимое исследование состояния Климова.
Эксперт Петров обратил внимание на сокрытие диагноза заявителя в представленных Страсбургскому суду документах. Болезнь рака у осужденного Владимира Климова быстро прогрессирует, у него появились множественные метастазы в легких, которые стремительно увеличиваются в размерах. Впервые это было установлено с помощью рентгенографии и компьютерной томографии еще в январе 2013 года и в дальнейшем неоднократно подтверждалось. Как подчеркнул независимый эксперт, тюремные врачи об этом прекрасно знали, но в Страсбургский суд дали справку об отсутствии у Владимира Климова метастазов.
Кроме того, эксперт установил, что «у заявителя с конца 2012 года и по настоящее время имелись показания для проведения комбинированной иммунотерапии опухоли». В начале лета этого года врачи Краевого онкологического диспансера назначили больному пожизненную иммунотерапию «реодароном», но это лечение ему не проводилось. По мнению эксперта из Первого Санкт-Петербургского медуниверситета, «по мере увеличения периода, прошедшего от момента диагностики опухоли до начала иммунотерапии, эффективность лечения снижается и ухудшается прогноз заболевания».
Результаты этой экспертизы защита также направила в Страсбургский суд. Как ожидается, в ближайшее время он должен вынести свое решение по делу забайкальского заключенного.
Свое решение по делу больного Климова уже вынес Ингодинский райсуд Читы, в который адвокат Ишора обратилась с требованием обязать УФСИН России по Забайкальскому краю перевести больного осужденного из нерчинской колонии, где нет возможности лечить его рака, в тюремную больницу при ФКУ ИК-5 и там обеспечить ему квалифицированную медпомощь.
Суд это требование удовлетворил. В ближайшее время защита готовится подать очередное заявление в суд с просьбой об освобождении Владимира Климова в связи с угрозой жизни.